Вопрос 25. Эмоциональные техники в психоло-гическом консультировании

1. Эмоциональные техники, применяемые в процессе психологического консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний.

К эмоциональным техникам относятся:

¾ ободрение и успокоение клиента;

¾ отражение чувств;

¾ самораскрытие консультанта.

2. Техника ободрения и успокоения в психологическом консультировании имеет следующие характерные особенности:

· направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;

· побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию,

· создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодействия, а также изменять себя;

· правильное использование консультантом этих техник предполагает их дозированность и предоставление клиенту самостоятельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неопределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических изменений не происходит и клиент остается в зависимой позиции от консультанта.

3. Техника отражения чувств клиента — одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует возникновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента. Техника отражения чувств имеет следующие характерные особенности:

· направлена не на понимание содержания, а на то, что скрытая за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;

· имеет следующие специфические цели:

· помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном интенсивном их проживании;

· учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;

· консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент может увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отражение этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех проблем и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;

• осуществляется через обращение внимания консультанта и последующую вербализацию, выражение им различных аспектов поведении клиента и наблюдаемых чувств.

Консультант должен обращать внимание на:

•эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;

· невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая окраска голоса, позу, Жесты, мимику и т. п.), которые консультант наблюдает в контексте всего рассказа клиента;

· эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глубинный скрытый смысл;

· все эмоциональные проявления клиента — негативные, позитивные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);

· глубину испытываемых чувств и отражение именно той интенсивности проживания, которая наблюдается у клиента;

· использование консультантом большого набора понятий для отражения всего спектра чувств клиента, а не механическое повторение тех слов, которые использует клиент;

· не привнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;

· целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые:

· являются негативными и вызывают проблемы в консультировании, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т. п., так как эти чувства могут быть блоками для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами типа "Вы кажетесь сегодня раздраженным" или "Вы выглядите очень напуганным". К тому же обсуждение с клиентом его негативных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;

· чувства, которые могут поддержать клиента, например радость по поводу какого-либо значимого события в жизни клиента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.

4. Техника самораскрытия консультанта тесно связана с приемом отражения чувств и имеет следующие специфические особенности:

• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;

· через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;

· чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента;

· важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вызваны каким-то поведением клиента;

· эмоциональное участие консультанта должно служить интересам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;

· своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо проанализировать причины, по которым клиент настойчиво интересуется чувствами консультанта, задав вопрос типа "А почему вы спрашиваете меня об этом?" или "Какое значение это имеет для вас?";

самораскрытие консультанта может быть: позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;

· негативным, когда самораскрытие и откровенность консультанта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью показать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;

• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних этапах консультирования.

Наши рекомендации