Вопрос 25. Эмоциональные техники в психоло-гическом консультировании
1. Эмоциональные техники, применяемые в процессе психологического консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и заключают в себе анализ его эмоциональных переживаний.
К эмоциональным техникам относятся:
¾ ободрение и успокоение клиента;
¾ отражение чувств;
¾ самораскрытие консультанта.
2. Техника ободрения и успокоения в психологическом консультировании имеет следующие характерные особенности:
· направленность на формирование и укрепление консультативного контакта через выражение поддержки;
· побуждение клиента к более углубленному повествованию, так как подбадривание и поддержка формируют доверие клиента и способствуют его раскрытию,
· создание у клиента ощущения безопасности, что помогает ему рисковать и применять новые формы поведения и взаимодействия, а также изменять себя;
· правильное использование консультантом этих техник предполагает их дозированность и предоставление клиенту самостоятельности, так как процесс изменений и личностного роста всегда связан с некоторой тревожностью и ощущением неопределенности, клиент должен научиться находить поддержку и ресурсы внутри себя. В противном случае терапевтических изменений не происходит и клиент остается в зависимой позиции от консультанта.
3. Техника отражения чувств клиента — одна из важнейших в психологическом консультировании, так как формирует возникновение у клиента ощущения того, что его понимают, что, в свою очередь, благотворно сказывается на терапевтическом контакте и способствует изменениям клиента. Техника отражения чувств имеет следующие характерные особенности:
· направлена не на понимание содержания, а на то, что скрытая за содержанием, — на чувства и эмоции клиента;
· имеет следующие специфические цели:
· помогает клиенту в осознании своих чувств, в более полном интенсивном их проживании;
· учит клиента принимать все свои чувства и доверять им;
· консультант выступает в роли зеркала, в котором клиент может увидеть свои чувства со стороны, и эффективное отражение этих чувств помогает ему лучше разобраться в тех проблем и конфликтах, которые стоят за этими чувствами;
• осуществляется через обращение внимания консультанта и последующую вербализацию, выражение им различных аспектов поведении клиента и наблюдаемых чувств.
Консультант должен обращать внимание на:
•эмоциональные реакции клиента, вызванные теми или иными вопросами, высказываниями консультанта, а также на свои собственные слова, мысли и поведение;
· невербальные проявления клиента (эмоциональная, звуковая окраска голоса, позу, Жесты, мимику и т. п.), которые консультант наблюдает в контексте всего рассказа клиента;
· эмоционально окрашенные слова в речи клиента, имеющие глубинный скрытый смысл;
· все эмоциональные проявления клиента — негативные, позитивные, амбивалентные (когда клиент испытывает одновременно два противоположных чувства);
· глубину испытываемых чувств и отражение именно той интенсивности проживания, которая наблюдается у клиента;
· использование консультантом большого набора понятий для отражения всего спектра чувств клиента, а не механическое повторение тех слов, которые использует клиент;
· не привнесение в отражение чувств собственных смыслов и предположений;
· целесообразность действий консультанта, то есть отражение и комментирование только тех чувств, которые:
· являются негативными и вызывают проблемы в консультировании, например испытываемый клиентом страх, тревожность, злость, агрессия и т. п., так как эти чувства могут быть блоками для продуктивного взаимодействия, и поэтому их необходимо прорабатывать, обращая на них внимание клиента фразами типа "Вы кажетесь сегодня раздраженным" или "Вы выглядите очень напуганным". К тому же обсуждение с клиентом его негативных чувств без оценки со стороны консультанта помогает клиенту принять такие чувства в себе и понять, что он имеет право испытывать эти чувства;
· чувства, которые могут поддержать клиента, например радость по поводу какого-либо значимого события в жизни клиента, так как такое отражение консультантом чувств клиента формирует ресурсность личности последнего и лучше помогает справиться с трудностями.
4. Техника самораскрытия консультанта тесно связана с приемом отражения чувств и имеет следующие специфические особенности:
• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение и т. п.;
· через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;
· чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента;
· важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вызваны каким-то поведением клиента;
· эмоциональное участие консультанта должно служить интересам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;
· своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо проанализировать причины, по которым клиент настойчиво интересуется чувствами консультанта, задав вопрос типа "А почему вы спрашиваете меня об этом?" или "Какое значение это имеет для вас?";
• самораскрытие консультанта может быть: позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;
· негативным, когда самораскрытие и откровенность консультанта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью показать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;
• техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних этапах консультирования.