Психологические исследования К. К. Платонова и В. Н. Мясищева.

В.Н. Мясищев(1893 – 1973) открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. В.Н. Мясищевым был предложен новый подход, называемый им психологией отношений. При этом отношения понимались как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению В.Н. Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В его работах развивалась идея о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Одним из известных отечественных психологов ХХ века был Константин Константинович Платонов (1906-1984) — заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских и доктор психологических наук, профессор, ученый-теоретик и методолог, психолог-практик. Области исследований: психология труда, социальная психология и психология личности, военная, авиационная, психология религии, медицинская психология, психологические аспекты профтехобразования. В работах П. значительное внимание уделяется рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений. С этих позиций им строится и исследуется вся система психологической науки (Система психологии и теория отражения. 1982; О системе психологии. 1972; Краткий словарь психологических понятий. 1981). Разрабатывая проблему личности, П. реализует структурно-генетический подход, рассматривая как ее структуру, так и взаимодействие разных ее компонентов в процессе развития. С позиций деятельностного подхода им и его учениками исследуются все важнейшие стороны психики человека: способности, характер, потребностно-мотивационная сфера. Личность определяется им как общепсихологическая категория, ибо она представляет собой одну из сторон человека, как носителя сознания. П. предлагает концепцию динамической функциональной структуры личности, интегрирующей в себе 4 ее процессуально-иерархические подструктуры с субординацией низших подструктур по отношению к высшим. В качестве основных подструктур им выделяются: направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На все указанные иерархические уровни им "накладываются" два интегральные личностные образования - характер и способности (Проблемы способностей. 1972). Методическим обеспечением выделения всех основных элементов и целостного описания личности в соответствии с концепцией динамической функциональной структуры личности стала разработанная П. карта личности, заполняемая по методу обобщения независимых характеристик. Исследования личности в учении П. органически связаны с разработкой проблем коллектива, являющегося одним из основных условий ее развития и воспитания (Коллектив и личность; О чертах личности нового рабочего; Труд и личность). Коллектив определяется им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества, то есть акцентирован деятельностный и содержательно-ценностной аспект группового взаимодействия. Рассматривается структура коллектива, динамика его поэтапного развития, место коллектива в системе общностей разного уровня, социальной ориентации и степени организованности. Предметом эмпирического исследования становятся различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения и соревновательная активность личности в коллективе, процессы коммуникации и развитие коммуникативных способностей человека в условиях совместной деятельности и взаимодействия, социально -психологический климат коллектива. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е г.г. к разработке социальной психологии в нашей стране, что обусловливало значительное внимание уделяемое им рассмотрению методологических проблем социальной психологии, определению ее предмета и проблемных областей, обоснованию методов исследования. Важным аспектом научной деятельности П. являлись его исследования в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. - автор многочисленных научно-популярных изданий в области психологии (Занимательная психология), осуществлял большую работу по пропаганде психологических знаний.
61. Историческая динамика развития психологии в Республике Беларусь.





Развитие психологии в Беларуси тесно связано с ее развитием в СССР, в частности с Россией.

Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г, а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук.

В 20-30-е годы психология в нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства, и проходила в основном в рамках педологии.

Хотя начало 20-х годов считается серебряным веком отечественной психологии, 20-30-е гг. 20 столетия были для отечественной психологии сложными и противоречивыми.

Этот период тесно связан с именем крупнейшего белорусского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), наметившего путь к объединению биологических и социальных исследований. Л.С. Выготского по праву называют «Моцартом в психологии». Он родился в г. Орше Витебской области. Когда ему было около года, его семья переехала в Гомель.

В 1924 г. в Петрограде на 2 Всесоюзном съезде по психологии доклад Л.С. произвел столь сильное впечатление на Лурия Александра Романовича, что он убедил директора института Корнилова К.Н. пригласить Л.С. на работу. Выготский принял предложение и переехал в Москву, где начинает развивать проблемы пед. психологии и дефектологии, занимается критическим анализом течений психологии того времени. Выготский прожил всего 37 лет. В честь его памяти с 1990-х гг.

а Беларуси начинают проводиться республиканские, а затем и международные конгрессы.

Организаторами психологической науки в Беларуси в 20-30-х годах выступили философы, психологи и педагоги С.Я. Вольфсон, В.Н. Ивановский, П.Я. Панкевич и др.

Ивановский Владимир Николаевич– русско-булорусский философ и психолог, предки которого происходят из Беларуси; представитель Московской профессуры. В 1921 г. переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию», а так же 1-ую оригинальную «программу по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и исиории Белоруссии» (1923/24).

Панкевич Павел Яковлевич (1895-1944) – белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АН БССР, родился в Витебской губерне в крестьянской семье. Был первым директором НИИ педагогики и педологии (сейчас Национальный институт образования). Его психологические исследования имели прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1928 г. вышла его книга «Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии».

_ Вольфсон Семен Яковлевич – философ, академик Академии наук БССР. Родился 1894 г. в Бобруйске Могилевской области. Хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольфсоном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурного развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси.


Наши рекомендации