Тема: Психические свойства личности

Цель: студенты должны усвоить сущность понятий «способности», «темперамент», «характер», их место в психологической структуре личности.

Вопросы для обсуждения:

1.Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общая характеристика задатков и способностей. Способности как динамическое понятие (Б.М. Теплов). Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте, гениальности.

2.Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).

3.Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов). Структура и проявление характера. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.

Учебные пособия

1. Большой толковый психологический словарь: В 2-х т. М., 2000.

2. Введение в психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2002

7. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1.

8. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

10. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. Спб., 2001

11. Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 1998.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 211-235.

14. (темперамент и характер).

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антропология. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Акимов И. Клименко В. О природе таланта. «О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». М.,1994.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2 т. Т.2. Характер С. 52-81. Проблемы формирования характера. С. 52-103.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.

4. Бодалев А.А. Психология о личности. М.,1988. (Характер и его формирование С. 11-24).

5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973. ( Формирование способностей) С. 66-95.

6. Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей. М., 1995.

7. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека: В 2-х т. Л., 1957-1960. ( Т. 2 Способности)

8. Кречмер Э. Гениальные люди / Пер. с нем. СПб., 1999.

9. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986

10. Лейтес П.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,1984С.3-12, 54-59.

11. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. (Свойства темперамента и свойства личности С. 86-110)

13. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

14. Одаренные дети. М.,1991. С. 15-24, 43-67, 153-157.

15. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.

16. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

17. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.

18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982

19. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1985. Способности и одаренность. 15-41.

20. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий// Избр. труды В 2 т. М., 1985. Т. 2

21. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. М., 1990.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Психология как наука. Предмет и задачи современной психологии.

2. Структура современной психологической науки.

3. Становление предмета психологической науки в различных направлениях зарубежной и отечественной психологии.

4. Понятие методологии, метода, методики в психологии. Принципы психологического исследования.

5. Классификация методов психологического исследования, особенности их выбора и применения.

6. Проблема критериев психики. Особенности психического отражения и формы поведения на различных стадиях развития психики в филогенезе.

7. Философско-психологический анализ сущности сознания. Гипотеза о происхождении сознания.

8. Культурно-историческая теория развития психических функций

Л. С. Выготского и её значение для психологической науки.

9. Сенсорные процессы в психологической структуре личности. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений.

10. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.

11. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия.

12. Роль, место и значение восприятия в познании. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия.

13. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии.

14. Общая характеристика внимания. Вклад различных психологических теорий и современное понимание внимания.

15. Свойства внимания.

16. Основные виды внимания.

17. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.

18. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.

19. Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.

20. Общая характеристика воображения. Значение воображения в жизни человека.

21. Воображение и творчество.

22. Понятие о мышлении и этапах его протекания.

23. Виды мышления и его индивидуальные особенности.

24. Основные операции мышления. Формы мышления.

25. Особенности творческого мышления.

26. Общая характеристика речи. Психологические функции речи.

27. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания.

28. Основные виды речи и психология ее понимания.

29. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций.

30. Характеристика эмоциональных состояний.

31. Характеристика высших чувств.

32. Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях.

33. Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.

34. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания.

35. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии.

36. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента.

37. Исследования индивидуально-типологических особенностей человека и их физиологической основы в трудах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, В. С. Мерлина и др.

38. Представления о характере в психологии. Соотношение темперамента, характера, личности.

39. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

40. Понятие об акцентуациях характера. Типология акцентуированных личностей.

41. Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общая характеристика задатков и способностей.

42. Общие и специальные способности. Анализ концепции В.Д. Шадрикова.

43. Проблема одаренности, таланта, гениальности в психологии.

44. Проблема человека в психологии. Сущность и соотношение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

45. Понятие личности в отечественной психологии. Сущность и составляющие психологической структуры личности по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, А.В. Петровскому.

46. Самосознание и Я-концепция. Самооценка и уровень притязаний. Направленность личности и ее основные проявления.

47. Потребности и мотивы. Роль потребностей как основы мотивации деятельности.

48. Виды мотивов. Развитие мотивационной сферы личности.

49. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев).

50. Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности человека. Навыки, умения, привычки в структуре деятельности и личности.

51. Понятие общения. Виды общения и критерии их классификации.

52. Перцептивная сторона общения.

53. Коммуникативная сторона общения.

54. Интерактивная сторона общения.

Наши рекомендации