Порядок обработки результатов.
Каждому варианту ответа присваивается соответствующее количество баллов (1-у варианту — 1 балл, 2-у варианту — 2 балла, 3-у варианту — 3 балла, 4-у варианту — 4 балла). Кроме вопросов № 1,2, 5,8,10,11,15,16,19, 20в тесте № 2 и вопросов № 1, 6, 7,10,16,19в тесте № 3. По ним количество баллов присваивается в обратном порядке (1-й вариант = * 4 баллам; 2-й вариант = 3 баллам; 3-й вариант = 2 баллам; 4-й вариант = 1 баллу). Отмеченные военнослужащими варианты ответов в тестах № 1,2,3 переводятся в баллы и суммируются.
Для удобства обработки тестов № 2 и № 3 рекомендуется изготовить по два трафарета для прямого и обратного подсчета баллов. Итоговое суждение о результатах тестирования выносится по таблице.
Приложение 15________________________________________________________________ 463
При выработке итогового заключения учитываются индивидуальные особенности военнослужащего, конкретные условия несения боевого дежурства, караульной службы и на основе этого при необходимости корректируется формулировка итогового заключения.
При получении соотношений результатов, не описанных в таблице, морально-психологическое состояние военнослужащего признается соответствующим требованиям, предъявляемым к несению боевого дежурства.
Во второй день подготовкив ходе проведения зачетного комплексного занятия (ЗКЗ) командирами ведется нсвключенное, открытое наблюдение, делаются соответствующие пометки в план-схеме наблюдения.
По результатам двух этапов психолог составляет акт (производит запись в журнале боевого дежурства, в постовой ведомости) о допуске к несению боевого дежурства, караульной службы.
План-схема наблюдения (вариант)
Сфера проявления | Пост № 1 | Пост № 2 | и т.д. | ||
1-я смена | 2-я смена | 1-я смена | 2-я смена | ||
Действия на ЗКЗ: 1. Повышенная рассеянность | |||||
2. Своеобразие двигательных реакций (движения резкие, некоординированные) | |||||
3. Навязчивые действия (повторяющиеся действия и движения, не имеющие смыслового предназначения) | |||||
4. Заторможенность действий | |||||
Поведенческие реакции: 1. Несдержанность 2. Тревожность | |||||
Эмоциональная сфера: 1. Повышенная раздражительность | |||||
2. Унылость | |||||
3. Быстрые колебания настроения | |||||
4. Бурные эмоциональные проявления (смех, слезы) | |||||
Физическое состояние: 1. Быстрая утомляемость | |||||
2. Усталость *. |
Наблюдение ведется за конкретными должностными лицами, отмеченными в план-схеме наблюдения. При факте фиксации одного проявления в соответствующей графе ставится знак «+».
По результатам наблюдения :
• за военнослужащими, получившими 1-2 факта фиксации — усиливается контроль;
• с военнослужащими, получившими 3-4 и более фактов фиксации, психолог проводит психодиагностическую беседу, затем принимает соответствующее решение.
Приложение 16
Содержание и задачи стадий психологического
консультирования
№ | Основные стадии и их содержание | Время | Решаемые задачи | |
консультантом | клиентом | |||
Установление контакта с клиентом | ДО 5 минут | Установление раппорта (достижение взаимного принятия и взаимопонимания) | Достижение психологического комфорта, принятие личности психолога | |
Встреча клиента (рукопожатие, знакомство) | ||||
Усаживание, пауза молчания (20-60 сек.) | ||||
Вопрос о причине обращения | ||||
Уяснение проблемы клиента | 10-15 минут | Уяснение характера и содержания психологической проблемы | Осознание контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации | |
А | Анализ содержания жалобы клиента: | |||
А-1 | Анализ локуса жалобы (объектный, субъектный) | |||
А-2 | Анализ самодиагноза клиента | |||
А-3 | Анализ психологического запроса клиента | |||
А-4 | Анализ скрытого содержания жалобы и подтекста | |||
Б | Анализ психологической ситуации: | |||
Б-1 | Определение обстоятельств, способствующих развитию психологической проблемы | |||
Б-2 | Определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи | |||
Б-3 | Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий | |||
В | Анализ реальных психологических проблем: | |||
В-1 | Выдвижение первоначальных гипотез относительно содержания психологических проблем, их причин и механизмов возникновения и развития | |||
В-2 | Уяснение внутреннего мира клиента, его возможностей в решении проблемы (при необходимости — проведение мероприятий углубленной психодиагностики) | |||
В-3 | Проверка сделанных предположений, формулирование психологического диагноза и интерпретация его клиенту | |||
В-4 | Вывод о наличии проблем, выходящих за пределы компетенции психолога-консультанта | |||
Осознание желаемого результата | 10-15 минут | Направленное воздействие на мысли и чувства клиента(подведение к инсайту) | Осознание возможности позитивного решения проблемы | |
А | Констатация наличия потребности в помощи | |||
Б | Обсуждение желаемого состояния клиента посредством вопросов, переводящих клиента в рефлексивную позицию относительно новой модели жизни, проговаривание возможных позитивных вариантов поведения |
Приложение 16________________________________________________________________ 465
№ | Основные стадии и их содержание | Время | Решаемые задачи | |
консультантом | клиентом | |||
Формулирование терапевтической задачи | 15-20 минут | Обеспечение «принятия» задачи клиентом для самостоятельного ее решения | Уяснение и принятие образа самостоятельных действий по решению психологической проблемы | |
А | Выработка альтернативных вариантов решения проблемы | |||
Б | Оценка психологического прогноза относительно результатов психологической помощи при конкретном варианте | |||
В | Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи и корректировка терапевтической задачи | |||
Г | Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий, подведение клиента к необходимости самостоятельного решения психологической проблемы и принятию ответственности за результат на себя | |||
Д | Вывод о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов | |||
Обобщение результатов взаимодействия | 5-10 минут | Способствовать изменению мыслей, действий ичувств клиента в повседневной жизни | Выработка навыков самостоятельного решения аналогичных проблем в повседневной жизни без участия психолога | |
А | Подведение итогов беседы (краткое обобщение в форме резюме всего происходившего за время приема) | |||
Б | Определение домашнего задания клиенту | |||
В | Обсуждение рекомендаций для обращения клиента к другим специалистам из смежной области, назначение дополнительных встреч | |||
Г | Прощание консультанта с клиентом |
Приложение 17
Нормативные требования к оценке состояния психологической
работы(изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)
Оценка состояния психологической работы предполагает определение степени соответствия ее результатов намеченным целям, а также процессуального соответствия данной деятельности нормативным требованиям.
При изучении организации и состояния психологической работы оцениваются:
• знание должностными лицами функциональных обязанностей, связанных с их участием в мероприятиях психологической работы, и их практическое выполнение;
• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
• профессиональная компетентность психолога (психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления; знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в ВС РФ; знание и соблюдение этических норм деятельности; самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности; владение навыками эффективной профессиональной коммуникации; умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени);
• наличие, качество текущего и перспективного планирования работы (отражение в планах требований руководящих документов; учет специфических задач и особых периодов в жизни и деятельности части, соединения, объединения; учет национально-психологических особенностей населения, социально-экономической и общественно-политической обстановки в районе дислокации; отражение участия психолога в общих мероприятиях воспитательной работы);
• наличие формализованных рабочих документов, качество их оформления и ведения (журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости, журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью) и материалов психодиагностических исследований;
• наличие периодической отчетности о состоянии психологической работы за период обучения и год, о морально-психологическом состоянии личного состава, об итогах изучения пополнения;
• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с военнослужащими;
• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими их нормальное психологическое самочувствие, отсутствие нервно-психических срывов, исключающими чрезмерное психофизическое напряжение;
• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
• объективность и точность психологической информации, своевременность, конкретность и действенность рекомендаций и предложений психолога должностным лицам;
• систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности;
• качество изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах;
Приложение 17
• состояние работы с военнослужащими, имеющими признаки нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптации к условиям воинской службы, девиаитно-го поведения;
• организация обучения кадров психологической работы, их методическое обеспечение;
• состояние материально-технической базы психологической работы (наличие отдельного рабочего кабинета для психолога, комнаты психологического консультирования, комнаты психологической помощи, вычислительной техники, аудио-, видеотехники, материалов для психодиагностического обследования, психологической литературы, канцелярских принадлежностей, средств для психологической подготовки военнослужащих).
Состояние психологической работы оценивается «удовлетворительно», если:
• должностные лица знают и выполняют функциональные обязанности и требования руководящих документов, определяющих их участие в психологической работе;
• текущее и перспективное планирование работы соответствует предъявляемым требованиям;
• практическая работа проводится методически грамотно, документально оформлена и дает положительные результаты;
• проводится периодический анализ и отчет о проделанной работе, обобщается и распространяется передовой опыт, разрабатываются психологически обоснованные предложения и рекомендации руководящему составу;
• материально-техническая база позволяет осуществлять практическую работу, имеется в необходимом количестве и в готовности к применению.
Отсутствие вычислительной, аудио-, видеотехники, комнаты психологической разгрузки не является основанием для снижения оценки.
Состояние психологической работы оценивается «неудовлетворительно» при несоответствии одному из требований на «удовлетворительно».
Приложение 18
Рекомендации по проведению беседы с потенциальным
суицидентом (по Э. Гроллману)
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.
2. Примите суицидепта как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться па самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с кем-то. Помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Несмотря па то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей, тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь па свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения чем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что
ты не замышляешь самоубийства?», то в них подразумевается ответ, который вам бы
хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», то вам, скорее всего, не
удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
Приложение 18
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?», «Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства?», «Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?», «Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Причина, но которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности, то депрессивный человек может посчитать ваше суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете» — как проявление отвержения и недоверия. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Необходимо помочь определить источник психического дискомфорта. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время?», «Когда вы почувствовали себя хуже?», «Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».
Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
9. Вселяйте надежду. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о
самоубийстве. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из
Приложение 18
существующей способности желать и достигать. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить в пункт скорой помощи или обратиться в поликлинику. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем, для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения,
своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным, госпитализация же может принести облегчение как больному, так и семье.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала,
то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже чем через три месяца после начала психологического кризиса.
Приложение 19
Модели психологической помощи в рамках основных
теоретических направлений
Гуманистическое направление в психотерапии— одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым также причисляют динамическое направление и поведенческое. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу и др. Это направление наименее однородно. К нему относят личностмо-центрировапную психотерапию, экзистенциальную психотерапию, логотерапию, гештальт-тсрапию, дазайнанализ, психоимажинативную терапию, эмпирическую психотерапию, биоэнергетический анализ, структурную интеграфию, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.
Общей чертой концепций, относящихся к гуманистическим, является подчеркивание гуманистической сущности человека, проявляющейся в его потребностях и стремлениях к развитию, самоактуализации и самореализации, близким и теплым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни. В этих концепциях исходным пунктом для конструктивного индивидуального развития является бытие в настоящем, а нарушения трактуются как результат торможения или блокирования внешними факторами потенциальных возможностей человека. Лечение понимается как преодоление этих барьеров путем освобождения личности от давлений и пут, расширение диапазона сознания для совершения выборов, опирающихся на подлинные ценности и нормы, а также для обретения внутренней свободы.
Гуманистическая психотерапия основывается на следующих предположениях.
1. Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом. Оно помогает клиенту восстановить свой естественный рост, чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть, по мнению других.
2. Улучшение у клиентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия. Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению клиентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляют и которые блокируют их рост.
3. Как и при психодинамическом подходе, терапия способствует инсайту, однако, в феноменологической терапии инсайт — это осознание текущих чувств и восприятий, а не бессознательных конфликтов. Наилучший способ создания этих правильных условий — установление отношений, при которых пациент чувствует безусловное принятие и поддержку. Терапевтические изменения достигаются не вследствие применения специфических техник, а вследствие переживания пациентом этих отношений.
4. Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.
Наилучшим способом терапии считается знаменитая «триада Роджерса»: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность. Карл Роджерс, практикуя психодинамическую терапию, убедился в том, что неформальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирсктивную терапию». Ом позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со своей стороны. Этот подход сейчас называется «клиент-центрированной терапией». Вего основе лежат три важных принципа.
«Безусловное позитивное отношение» предполагает искреннюю заботу о клиенте, принятие его как человека, доверие к его способности изменяться. Это означает готовность слушать клиента, не прерывая его, принимая то, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим», «странным» или «героическим» это ни казалось. Те-
Приложение 19
рапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не даст советов.
Эмпатия предполагает внутренний взгляд па клиента, стремление понять, как выглядит мир с его точки зрения.
Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.
Искусная реализация этих положений приводит к росту уверенности клиента в себе. Он начинает лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, и становится более продуктивным и спокойным.
В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальт-тера-пия (Фредерик Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Гештальт-терапия — это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзэн-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего).
Основное значение слова «гештальт» можно передать как «паттерн» или «конфигурация» — специфическая организация частей, которая составляет определенное целое. Основной принцип подхода гештальт-психологии состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого, поскольку целое определяется взаимодействием и взаимозависимостью частей. По представлениям Ф. Перлса сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Ф. Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон.
Основными понятиями гештальт-теории являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.
Фигура и фон. В процессе саморегуляции здоровый человек сам выбирает, какая информация для него в данный момент наиболее важна. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план — это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.
В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирующей потребности, ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание. Как только желание выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. В случаях, когда потребность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому гештальту. Такая неотреагированная потребность, по мнению Перлса, становится причиной многих незавершенных проблем.
Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившем название здесь и теперь. Невротик не способен жить в настоящем, поскольку песет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Задача состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме, а предложить клиенту сфокусироваться па осознании того, что переживается им в настоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда клиенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем.
Приложение 19
Противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Каждый из нас может одновременно любить и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела. Полностью осознавая противоположности своего «Я», своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего «Я» в гештальт-терапии получили название нападающего и защищающегося. Одна из задач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.
В гешталь-терапии существуют пять механизмов нарушения процесса восприятия жизненных событий и процесса саморегуляции.
Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность.
Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я», па других, на окружающую среду (она противоположна инт-роекции). При проекции граница между собственным «Я» и средой смещается в сторону среды. Если иптроецирующий субъект делает полем битвы свое «Я», то проецирующий — окружающий мир.
Ретрофлексия означает «обращение назад па себя». При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения (например, в речи это фразы типа «Я должен заставить себя сделать это»).
Дефлексия — уклонение от реального контакта, избегание непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями.
Слияние (или коифлуенция) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Выражается в том, что люди с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от мыслей, чувств и желаний других людей, они полностью идентифицируют себя с группой.
В процессе терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней:
• первый — уровень фальшивых отношений, ролей и игр (пациент живет ожиданиями других людей в отношении него);
• второй уровень — фобический (пациент осознает свое фальшивое поведение и манипуляции);
• третий уровень — тупик (человек не знает что делать, куда двигаться);
• ч