Сущность и структура морально-психологического состояния
В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния. Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В. П. Кашириным.
Морально-психологическое состояние личного состава— это обусловленное влияни-
ем социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое
и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики воен-
нослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач,
степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи [74].
По существу морально-психологическое состояние является текущим индикатором отражения в сознании и психических состояниях военнослужащих их целевого психологического ресурса [74].
МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС.
В. П. Каширин считает, что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.
К числу таких явлений относятся:
а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психи
ки в данный момент или за определенный промежуток времени, возника
ющие как результат существующих в психологии воинского коллектива суж
дений, мнений, рациональных отношений, установок и т. д.;
б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность
сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными со
бытиями, фактами и т. д.;
в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и реши
мости действовать в соответствии с политическими и нравственными цен
ностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского
долга.
В связи с этим делается вывод, что морально-психологическое состояние — это многофакторное и сложное как по содержанию, так и по форме существования индивидуально- и социально-психологическое явление, имеющее три взаимосвязанные стороны: рациональную, эмоциональную и волевую.
Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
356______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
1) моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности Вооруженных сил по защите Отечества;
2) общественно- и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие);
3) элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т. д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).
Составные части содержания МПС выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-боевых качеств военнослужащих.
Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, т. е. психологического механизма регуляции боевого поведения.
Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, т. е. в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивационно-потребиостная сфера личности и ее базовая основа — система ценностей и уровень притязаний.
Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего следует иметь в виду:
• какое значение имеют происходящие события для их участников;
• в каком отношении военнослужащий находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);
• какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.
Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности
занимают мотивы. М. И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:
• широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.)
• коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т. д.);
• индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т. д.
В. П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента — военно-профессиональный и морально-политический. Он предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-полити-
Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка__________________ 357
ческих, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах) и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степени выраженности понимания, согласия, принятия этих требований [74].
Таким образом, морально-психологическое состояние личного состава — совокупность текущих психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов, нацеленных на решение конкретной задачи.
13.2. Методы изучения и оценки морально-психологического состояния
Командиры, офицеры воспитательных структур, в т. ч. и военные психологи, обязаны постоянно изучать и оценивать МПС личного состава.
В Приказе МО РФ № 226 отмечается, что «психолог полка (корабля 1 ранга) песет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологического состояния и поддержания психологической устойчивости военнослужащих». МПС изучается в следующих целях:
• определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других служебных задач;
• нахождения слабых мест в психологической устойчивости военнослужащих и воинских коллективах;
• прогнозирования реакций и действий личного состава при решении боевых и учебно-боевых задач;
• принятия эффективных превентивных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.
Для изучения морально-психологического состояния личного состава психолог использует следующие методы:
• массовый и экспертный опрос;
• наблюдение;
• социометрия;
• анализ результатов деятельности;
• эксперимент и др.
Результатом изучения является приобретение знаний о МПС личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащими планируется и организуется его оценка — анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях (результат).
Для того чтобы исключить или значительно уменьшить ошибки при оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии.
1. Формулирование целей оценки МПС.
Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
2. Определение предмета оценки.
3. Выбор показателей, характеризующих предмет.
4. Установление критериев оценки показателей.
5. Определение соответствующих методов оценки.
6. Формирование оценочного вывода.
Наиболее простой и приемлемой методикой оценки МПС является методика, предложенная В. П. Кашириным1.
Методика экспертной оценки морально-психологического состояния воинского подразделения предполагает опрос ограниченного числа (по три человека) от офицерского, сержантского и рядового состава по вопросам, раскрывающим компоненты МПС по следующей схеме.
«Оцените, пожалуйста:
1) отношение военнослужащих к воинской службе;
2) стремление военнослужащих добросовестно выполнять военно-служебные задачи;
3) стремление военнослужащих овладеть своей'военной специальностью и совершенствоваться в ней;
4) стремление участвовать в несении боевого дежурства;
5) военно-профессиональную слаженность, сработанность подразделения;
6) удовлетворенность военной службой;
7) авторитет командира подразделения;
8) взаимоотношения в воинском коллективе;
9) сплоченность подразделения;
10) взаимоотношения военнослужащих с местным населением;
11) удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в подразделении;
12) состояние воинской дисциплины в подразделении;
13) отношение военнослужащих к экономическому курсу правительства;
14) отношение к внутренней социально-политической деятельности руководства РФ;
15) отношение военнослужащих к международно-политической деятельности РФ;
16) отношение к военной политике государства.
Вопросы 1-6 отражают состояние военно-профессионального компонента, 7-16 — политико-морального компонента.
Опросник может дополняться вопросами по актуальным вопросам жизнедеятельности (боевые действия, отношение к противнику и др.).
К опроснику предлагается опросная шкала:
На самом деле В. П. Кашириным предложено три методики: МПС-1 — для массового опроса военнослужащих, МПС-2 для экспертной оценки МПС и МПС-3 — для оценки межличностных отношений и индекса сплоченности воинского коллектива (на базе опросника Сишора). В данной работе будет рассмотрен сокращенный вариант методики МПС-2.
(
Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка__________________ 359
5 баллов — положительно;
4 балла — скорее положительно, чем отрицательно;
3 балла — трудно сказать, нейтрально;
2 балла -скорее отрицательно, чем положительно;
1 балл — отрицательно.
По результатам опроса вычисляется общий средний балл по каждому компоненту и с помощью специальной матрицы определяется общий уровень зрелости МПС (рис. 2.14).
Используя матрицу, необходимо заполнить табл. 2.11.
Таблица 2.11 Уровни зрелости МПС
Уровни зрелости МПС | Балльная оценка | Количественные границы оценок | № зоны в матрице | |
Здоровое | Высокое Среднее Низкое | 4 3 | 5-4,5 4,49-3,5 3,49-2,5 | 1 2 3 |
Не определившееся (на стадии перестройки, перемобилизования) | 2,49-2,00 | |||
Не здоровое | 1,99-1,00 | |||
Здоровое МПС позволяет решать боевые задачи различного уровня. Не определившееся МПС требует осуществления специальной работы по его формированию. Подразделения с нездоровым МПС к выполнению боевых задач не допускаются. Здесь необходима специальная работа по выявлению причин сложившегося положения, возможно, переформирование коллектива, смена руководства, оказание психологической помощи военнослужащим.
Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Методика МПС-1 аналогична по структуре и содержанию, только опросу в ней подвергается каждый военнослужащий [74].
Точность получения информации о МПС воинского подразделения (части) будет значительно выше, если данные, полученные с помощью опросной методики, будут подтверждены посредством наблюдения, оценки результатов деятельности.
Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой морально-психологическое состояние личного состава?
2. В каких формах индивидуально- и социально-психологических явлений проявляется морально-психологическое состояние?
3. Какова структура морально-психологического состояния?
4. Какие методы применяются для изучения и анализа морально-психологического состояния?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
2. Каширин В. П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика. - М., 1998.
3. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценки и пути формирования. — М., 1994.
4. Шумков Г. Е. Тезисы по вопросу военной психологии // Русский инвалид. 1909. № 227.