И профессиональной деятельности психолога воинской части
Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной деятельности психолога обусловлена недостаточным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия его профессиональной компетентности и результатов труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы.
Вместе с тем критерии, применяемые для оценки труда психолога, должны отражать операционализированный и наполненный психологическим содержанием социальный заказ на деятельность этих специалистов в войсках, сформулированный в соответствующих документах. Они обязаны выступать своеобразным дифференцирующим инструментом, позволяющим следующее:
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части
• соотносить уровни профессиональной компетентности и эффективности деятельности у различных психологов;
• определять динамику профессионального совершенствования специалистов*
• проводить разграничение сфер ответственности и определять личный вклад субъектов психологической работы в решение общих задач;
• обеспечивать однозначность их понимания со стороны различных должностных лиц.
Анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения' ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.
Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.
Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 1.11).
Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:
• в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;
• наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части;
• данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;
• использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъектив
ных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований
профессии и человека.
82__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).
Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:
а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (произ
водительность, качество, надежность);
б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса дея
тельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, ско
рость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения
и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие
творчества).
Профессиональная компетентность психолога— это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям.
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_______ 83
К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:
• психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;
• знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;
• знание и соблюдение этических норм деятельности;
• самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);
• владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;
• умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;
• полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать:
• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;
• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;
• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
• объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;
• систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.
Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько критериев ее эффективности.
1. Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы.
Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Обеспечена объективная Мероприятия, связанные Отсутствует система в пла-
диагностика психологической с психологической подготов- нировании и проведении
готовности военнослужащих кой в/с к выполнению задачи, мероприятий психологиче-
к выполнению учебно- не в полной мере обеспечи- ского обеспечения задач
боевых задач, исключены вают изучение и моделиро- караульной службы
случаи заступления в караул вание ее условий, носят (б/дежурства); допуск к несе-
(на дежурство) лиц с низким эпизодический характер; нию службы и комплектова-
уровнем НПУ; должностные при оценке морально- ние смен (б/расчета) произ-
лица владеют навыками и психологического состояния водятся без учета данных
методиками оценки функ- л/с используется ограничен- об оценке психологических
ционального состояния в/с ный круг методик, не всегда свойств и состояний в/с;
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
в процессе несения службы (выполнения задачи); военнослужащие обучены и владеют навыками психической саморегуляции; проводятся мероприятия по восстановлению психических и физических сил в/с после караула
учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совместимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; в/с и должностные лица слабо владеют навыками психической саморегуляции и дигностики психических состояний
наблюдение за психологическими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негативных псих, явлений, особенностей реакций и состояний в/с; у л/с отсутствуют навыки и умения психической саморегуляции
2. Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих.
Высокий уровень (3 балла)
Средний уровень (2 балла)
Низкий уровень (1 балл)
Мероприятия психологического обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготовке; изучаются и прогнозируются уровни психической напряженности л/с в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции психических состояний;качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психическую устойчивость в/с
Мероприятия психологической подготовки носят эпизодический характер, действия должностных лиц не согласованы; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; предложения психолога по использованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогнозируемый уровень психологической напряженности и объем необходимой психологической помощи
Мероприятия психологической подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психических травм и оказанию психологической помощи не проводятся; психологическая готовность и психологическая устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач
3. Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с личным составом на положения психологической теории и результаты военно-психологических исследований как показатель эффективности деятельности психолога.
Высокий уровень (3 балла)
Офицеры постоянно интересуются вопросами психологии, владеют навыками психологической диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с военнослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устойчивых результатов в работе с подчиненными
Средний уровень (2 балла)
Офицеры иногда интересуются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретические положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер
Низкий уровень (1 балл)
У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в войной части
4. Качество профессионального психологического отбора и распределения во нослужащих^ Оно определяется степенью соответствия используемых ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особен
ностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия тоебов конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирически* признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели воен нослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удовлетворенности воинским коллективом и воинской специальностью.
При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере, три аспекта:
1) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;
2) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия;
3) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.
Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчивость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи (система критериев и показателей оценки психологической работы и профессиональной деятельности психолога представлены в приложениях 10, И, 17).
3.7. Материальное обеспечение психологической работы в воинской части
Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в целях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения военнослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоровья, для повышения психолого-педагогической компетентности.
Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элементы рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп.
I. Помещения ^ти™
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результатами психодиагностической работы и другой документации^
2. Кабинет психологического консультирования и ^^^^^ певтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским налом воинской части и членами их семей.
86 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
3. Комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологического обучения.
II. Аппаратура и расходный материал: аудиокассеты; проекционная аппара
тура; канцелярские принадлежности; калькулятор; учебно-методические матери
алы; наглядные пособия; диктофон; секундомер; аудио-, видеотехника; ПК.
III. Психодиагностические средства.
Среди психодиагностических средств различают:
а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объек
та психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ПК) со сти-
мульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиоло
гического состояния и реакций военнослужащих;
б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельно
сти психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы
и таблицы);
в) средства обработки данных (ПК, бланки с ключами, шифрами, таблицы для
перевода сырых баллов в стандартизированные);
г) средства описания психодиагностического процесса и построения психоди
агностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диаг
ностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологи
ческого диагноза.
IV. Материальное обеспечение процесса психологической подготовки, кото
рое включает:
• средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрыв-пакеты, учебные рецептуры ОВ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);
• учебное вооружение, боеприпасы, технику;
• здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);
• тренажеры и имитаторы;
• макеты, муляжи, чучела и другие материально изготовляемые объекты с использованием подручных средств;
• схемы и наглядные пособия;
• фото- и киноматериалы;
Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.
Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количества приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения.
V. Материально-техническое обеспечение профессионального психологи
ческого отбора (ППО) организуется и проводится в целях удовлетворения по-
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_____________ 87
требностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных комиссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования граждан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями, издаваемыми Воениздатом МО РФ, и унифицированными техническими средствами профотбора, организуется ГШ ВС РФ (через главное организационно-мобилизационное управление ГШ ).
Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техническими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений ППО, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей МО РФ.
Нештатные подразделения ППО используют материально-технические средства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они организуются.
Бланки карт ППО изготавливаются через Центральное вещевое управление МО РФ по заявкам 178 НПЦ ГШ ВС РФ. Обеспечение другими бланками, методическими и учебными пособиями для проведения ППО осуществляют органы тыла видов ВС, военных округов.
Финансовое обеспечение мероприятий ППО осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям системы МО РФ.
Для проведения ППО необходимы помещения:
• класс группового обследования;
• кабинет для индивидуального обследования;
• кабинет для индивидуального собеседования.
Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отапливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уровня шума должно обеспечиваться до 45-30 дБ. Освещение — не менее 500 люкс. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.
Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 м2 и высотой 2,5 м. Столы и стулья — из расчета на 25-30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:
• система профессионального психологического отбора;
• структура квалификационного экзамена;
• требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;
• профориентационный стенд.
Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования должны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 м2, высотой 2,5 м.
Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами, входящими в комплекс АРМ (автоматизированное рабочее место профессиоло-га), необходимой мебелью. Надо также иметь звукоизолирующий сектор для экспериментатора.
88__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения ППО воинской части, вуза определяется требованиями следующих нормативных документов:
• Приказ МО РФ № 50 от 2000 г. «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ».
• Методические рекомендации начальника ГВМУ от 1994 г. о проведении ППО кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.
• Приказ МО РФ № 90 от 26 февраля 1989 г. «О введении в действие Правил приема кандидатов в вузы МО РФ».
• Приказ МО РФ № 20 от 1 января 1996 г. «О введении в действие Временных методических указаний "О проведении профессионального психологического отбора в вузы МО РФ из числа офицеров"».
• Методические рекомендации по ППО кандидатов в вузы МО РФ и другие документы, утвержденные экспертной комиссией 178 научно-практический центра ГШ ВС.
Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессиональной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих является журнал учета работы подразделения ППО (Приложение № 7 Руководства по ППО в ВС РФ). Журнал ведется подразделениями ППО военных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий ППО.
Карта профессионального психологического отбора(Приложение № 6 Руководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности гражданина к подготовке и службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослужащего.
Карта составляется в РВК на каждого гражданина при первоначальной постановке на воинский учет и хранится в его личном деле в неподшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольнения в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.
В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными карточками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в РВК для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.
Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профпригодности лиц к подготовке и службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности военнослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие проходили военную службу.
Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части_____________ 89
Карта психологического изучения курсанта(Приложение № 9 Руководства по ППО в ВС РФ) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения (СПИ), психологического и психофизиологического обследования во время обучения в вузе.
Карта заводится на каждого курсанта вуза сразу после принятия приемной комиссией решения о его зачислении в военный вуз. В ней регистрируются результаты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой психологическое изучение и психологическое управление объектом?
2. Охарактеризуйте основные функции должностных лиц воинской части по проведению психологической работы.
3. Что следует понимать под профессиональной деятельностью психолога?
4. Назовите основные виды профессиональной деятельности психолога.
5. Каковы основные типы психодиагностических ситуаций?
6. Каковы основные документы планирования и организации психологической работы в воинской части?
7. Назовите основные ситуации, обусловливающие потребность обращения командира к психологу как к источнику психологической информации.
8. Какие правила должен соблюдать командир как субъект психологической работы?
9. В чем суть профессионально-этических норм деятельности в психологической работе?
10. По каким критериям оценивается эффективность психологической работы?
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. — М., 1981.
2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.
5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.
8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах РФ. - М., 2000.
.
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное иро^
9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М, 1996.
10. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.
11. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.
12. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.
Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание
Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.
В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.
Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и служебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослужащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:
, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;
• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;
• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склонных к различным формам девиантного поведения;
• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на предмет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;
• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на боевое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответственности и длительного автономного функционирования;
92__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совершению проступков, происшествий, аварий;
• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военнослужащего.
• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих (рис 1.12).
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ | ||||
Решаемые задачи | Субъекты | Место | Периодичность | |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА | ||||
1. Профессио- | Определение уров- | Группа ППО при- | Военный | При поступлении |
нальный | ня профессиональ- | зывной комиссии | комиссариат | на военную службу |
психологиче- | ной пригодности | и в вуз | ||
ский отбор | человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в вузе | |||
2. Первичное | Получение первич- | Должностные лица, | Пункт приема мо- | По прибытии воен- |
изучение | ной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ | психолог | лодого пополнения | нослужащего в в/часть в течение первого месяца |
3. Углубленное | Целостное изучение | Психолог, меди- | Кабинет для психо- | При самостоятель- |
изучение | личности в/с и выяв- | цинский работник | логического кон- | ном обращении в/с |
ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний | сультирования | к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направлении в/с должностными лицами к психологу в/ч | ||
4. Последующее | Определение уровня | Командиры, | В подразделении, | В процессе повсед- |
изучение | психологической | офицеры органов | на занятиях, | невной жизнедея- |
готовности в/с | воспитательной | в карауле | тельности в тече- | |
к учебно-боевой и служебной деятельности. Подбор кандидатов на должности младших командиров. Оценка динамики профессионализма и соответствия в/с требованиям профессии и специальности | работы,психолог | ние всего периода службы |
Рис. 1.12.Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих
и их содержание
Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 93
Рассмотрим более подробно эти этапы.
1. Профессионально-психологический отборявляется составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям идолжностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
• классификацию и описание военных профессий и специальностей;
• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.
Профессиональный отборпредставляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.
Порешаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:
94__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, вузах и военк