Особенности содержания и технологии профессионального обучения военных психологов
Этап освоения профессии будущим специалистом в учебном заведении является важным этапом общего процесса профессионализации личности. Именно в ходе обучения в вузе у будущего психолога формируются основные представления о содержании и особенностях его профессии, происходит становление профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Приобретаемые в ходе подготовки в конкретном учебном заведении специальность и квалификация в значительной мере определяют потенциальные границы включения психолога в те или иные сферы и виды деятельности. Высшее образование в области психологии включает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу. Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования. К числу приоритетных целей современного профессионального образования необходимо отнести:
• обеспечение всесторонней социализации и эффективной адаптации обучае
мых к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям;
; • формирование и развитие профессиональнозначимых качеств;
• культивирование ценностей личностного роста, развитие рефлексивно-гу
манистического менталитета будущего специалиста и др.
Условиями реализации данных целей в рамках учебного заведения являются технология и содержание обучения, соответствующие специфике деятельности конкретного специалиста и современным требованиям.
В самом общем виде содержание профессионального образования— это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения.
Данные элементы научно-культурного потенциала должны быть адекватны задачам всестороннего развития обучаемых как будущих субъектов профессиональной деятельности.
Основными элементами содержания профессионального образования психолога являются:
1) научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира;
2) нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности выпускника;
3) ценностные отношения к объекту изучения и профессиональной деятельности;
4)способы профессионального и научного мышления.
38 Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обучения.
1. Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т. п. В научных знаниях отражены попытки объективного и целостного объяснения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психических явлений. Необходимо отметить, что отличительной чертой использования научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а также закономерностей познавательной деятельности обучаемых.
2. Представление видов и способов профессиональной деятельности психолога призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функционирования и взаимодействия данного специалиста с другими субъектами. Основным способом такого представления является репрезентация типичных ситуаций профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и технологий развития профессионализма самого психолога.
3. Следующим важным элементом содержания образования являются ценностные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, характеризующих мировоззренческие установки личности психолога как субъекта деятельности. В то же время традиционные модели обучения не всегда предусматривают возможность целенаправленной экзистенционально ориентированной рефлексии соответствия технологических параметров учебно-образовательного процесса потребностям формирования у обучаемых основных элементов профессиональной субъектности. Вместе с тем, необходимость формирования в вузе профессиональной субъектности будущего психолога обусловлена самим характером его профессиональной деятельности. Деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов той информации, которая имеет отношение к ее главному предмету — психической реальности людей. В этой связи достаточно важной задачей является формирование у них адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.
Развитие способности к сочетанию безоценочного отношения к человеку, нуждающемуся в психологической помощи и реализации социального заказа на обеспечение вполне определенных параметров его психической активности, в этом смысле представляет, пожалуй, наиболее серьезную проблему в формировании личности самого психолога. В этой связи важными критериями эффективности личностно-профессионалъного развития психолога необходимо считать:
• осознание гуманистического характера профессии;
• признание самоценности человеческой личности,
• уважение прав человека на свободу самовыражения и т. п.
Решение данной задачи лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обучения.
1. Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т. п. В научных знаниях отражены попытки объективного и целостного объяснения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психических явлений. Необходимо отметить, что отличительной чертой использования научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а также закономерностей познавательной деятельности обучаемых.
2. Представление видов и способов профессиональной деятельности психолога призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функционирования и взаимодействия данного специалиста с другими субъектами. Основным способом такого представления является репрезентация типичных ситуаций профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и технологий развития профессионализма самого психолога.
3. Следующим важным элементом содержания образования являются ценностные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, характеризующих мировоззренческие установки личности психолога как субъекта деятельности. В то же время традиционные модели обучения не всегда предусматривают возможность целенаправленной экзистенционально ориентированной рефлексии соответствия технологических параметров учебно-образовательного процесса потребностям формирования у обучаемых основных элементов профессиональной субъектности. Вместе с тем, необходимость формирования в вузе профессиональной субъектности будущего психолога обусловлена самим характером его профессиональной деятельности. Деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов той информации, которая имеет отношение к ее главному предмету — психической реальности людей. В этой связи достаточно важной задачей является формирование у них адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.
Развитие способности к сочетанию безоценочного отношения к человеку, нуждающемуся в психологической помощи и реализации социального заказа на обеспечение вполне определенных параметров его психической активности, в этом смысле представляет, пожалуй, наиболее серьезную проблему в формировании личности самого психолога. В этой связи важными критериями эффективности личностно-профессионального развития психолога необходимо считать:
• осознание гуманистического характера профессии;
• признание самоценности человеческой личности,
• уважение прав человека на свободу самовыражения и т. п.
Решение данной задачи лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога
в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности психолога кругом задач, решаемых в процессе конкретного вида деятедьности. В то же время в профессиональной практике достаточно часты ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысло-вым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед психологом возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения не представляется возможным. В этих случаях от него требуется способность к ориентировке в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность психолога особенно рельефно проявляется как субъект деятельности. Обеспечить эту «свободу выбора» во многом призваны гуманитарные знания, полученные в учебном заведении
Деятельностное проявление профессионального менталитета психолога находит отражение в таком понятии, как профессиональная позиция. Последняя, выражая совокупность отношений специалиста к различным сторонам профессиональной деятельности, реализуется в определенном стиле выполнения профессиональных обязанностей, отношениях и взаимодействии с другими людьми. Характеризуя «ценностное» отношение специалиста к объекту деятельности, она отражает понимание им меры возможности преобразования его исходных сущностных параметров в соответствии с полученным заказом (целью) и выявленных закономерностей саморазвития данного объекта. Таким образом, формирование позиционности (через опыт управляемого пребывания в определенных профессиональных позициях) может быть рассмотрено как один из механизмов формирования профессиональной субъектности будущего специалиста.
4. Следующим элементом содержания обучения, подлежащего освоению в вузе, являются способы профессионального мышления, характеризующие деятельность специалиста определенного профиля. Профессиональное мышление может быть рассмотрено как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессио-' нальной деятельности и способах его изучения и воздействия.
Необходимость развития мышления будущих психологов обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, которая отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, решаемых этим специалистом, а также особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него.
В реальной деятельности развитие мышления специалиста-психолога всегда связано с решением профессионально значимых задач. Задача, как основание для мышления, возникает в том случае если выявлено некоторое отклонение функционирования «системы» (т. е. объекта деятельности психолога) от нормы. В этом случае, сравнивая реальное положение дел с нормативными требованиями, зак-
40__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
репленными в так называемой «нормативной модели», психолог фиксирует наличие значимого отклонения от нее. Поиск путей, средств и способов возврата психологических параметров системы к нормативным показателям и составляет содержание любой профессионально значимой задачи практического психолога.
На важность развития профессионального мышления указывает и то обстоятельство, что, сравнивая реальное положение и нормативную модель, психолог сталкивается с необходимостью сопоставления двух «образов» одного и того же объекта, но находящихся в разных качественных «плоскостях» своего проявления и описания. Нормативная модель всегда представлена в виде научных понятий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности — в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только за счет использования специальных познавательных средств — критериев и показателей. Критерий, отражая сущностные свойства объекта, одновременно выражает и связь мышления психолога с его научными предпосылками.
В итоге структура мыслительной задачи психолога может быть представлена следующим образом (рис. 1.3):
Таким образом, само мышление психолога выступает в роли «оператора», позволяющего привести объект к «нормальному» функционированию, а тип мышления, направленный на поиск путей и средств возврата управляемой системы к норме, называется «критериальным» типом мышления.
Критериально ориентированное профессиональное мышление характеризуется способностью психолога определить, прежде всего, существенные параметры системы и при необходимости в соответствии с ними выбрать адекватные средства и способы возврата ее к норме. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия на него. Функциями его по отношению к объекту деятельности являются:
• диагностика реального состояния объекта по поводу его соответствия нормативным требованиям путем регистрации наиболее существенных параметров (критериев) объекта {исследовательский тип мыследеятельности);
• выбор адекватных средств и способов воздействия на объект, осуществление преобразований путем непосредственного воздействия на объект {управленческий тип мыследеятельности);
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 41
• оценка достаточности и адекватности существующих нормативных оснований, предопределяющих функционирование и саморазвитие объекта, нормирование и перенормирование (проектирование) характеристик объекта и условий его функционирования (проектировочный тип мыследеятелъности).
Ориентация на указанные критерии и соорганизация различных типов мыследея-тельности (исследовательского, управленческого, проектировочного) в собственной практике позволяет психологу обеспечить комплексное воздействие на объект, а развитие профессионального критериально ориентированного мышления психолога во многом способствует становлению полной психологической структуры профессиональной деятельности. В условиях обучения названные типы профессионального мышления могут быть сформированы у обучаемых посредством создания психолого-педагогических задач, моделирующих соответствующие элементы реальной профессиональной деятельности (рис. 1.4).
Таким образом, можно отметить, что основной результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. В этом состоит основное предназначение любой дидактической системы, и именно по этим показателям оценивается степень ее эффективности.
Наряду с компетентностью, к числу наиболее значимых факторов успешности профессиональной деятельности относят способности специалиста. Поэтому задача развития деятельных способностей у обучаемых в настоящее время выходит на первый план. Решению данной задачи во многом способствует адекватность и эффективность применяемых в вузе педагогических технологий. Технология обучения может быть рассмотрена как способ организации и осуществления образовательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых.
Различают следующие уровни технологии:
• общепедагогический (характеризует образовательный процесс в вузе, регионе);
• частнометодический (на уровне частной методики преподавания конкретного предмета);
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
• локальный (характеризует решение частных дидактических и воспитательных задач, например технология проведения урока, технология формирования понятий и т. п.).
В современной практике профессиональной подготовки психологов находят применение разнообразные педагогические технологии, ориентированные на различное соотношение продуктивных и репродуктивных форм познавательной активности обучаемых, их возрастно-психологические особенности и особенности овладеваемой ими деятельности. Широкое распространение в нашей стране и за рубежом в последние годы получила технология, основанная на использовании дистанционных форм обучения.
Совокупность названных векторов (т. е. содержание и технология образовательного процесса) образуют так называемое дидактическое пространство, организационной единицей которого является учебное занятие, а логико-дидактической — учебная дисциплина. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знаний, элементов будущей профессиональной деятельности и методических средств в интересах формирования профессиональной субъектности будущего специалиста.
Решение задачи формирования элементов профессиональной субъектности в процессе профессиональной подготовки психолога в вузе реализуется за счет де-ятельностно-ориентированной организации учебной активности обучаемых. При таком подходе ведущим элементом обучения являются критериально обоснованные способы преодоления затруднений в будущей профессиональной деятельности, активизирующие различные типы мыследеятельности (управленческий, исследовательский, проектировочный), которые представляют внутреннюю, рефлексивную сторону той или иной позиции. При этом логика построения учебного процесса в вузе, ориентированного на формирование профессиональной субъектности, по сравнению с традиционной академической школой совершенно иная: на смену предметному построению учебного процесса (когда основной целью является усвоение содержания учебной дисциплины) приходит деятельностное основание для организации учебной активности студентов. Это означает, что обучаемый усваивает не абстрактное, теоретическое знание, а знание, вплетенное в «ткань» повседневной жизнедеятельности, знание, актуализирующее его эмоционально-волевую активность при уяснении и самоопределении в сложных нравственно-этических аспектах ситуаций профессиональной деятельности. В этом случае научная компонента характеризуется привлечением в большем объеме «технологического» знания, способного обеспечить решение практических задач деятельности. Соответственно содержание подготовки специалиста в высшем учебном заведении призвано представить обучаемым «модель» этой деятельности (включая обобщенные способы преодоления затруднений) и на ее базе организовать вхождение будущего специалиста в профессию (рис. 1.5).
Для обучаемого наличие такой модели означает, что в своей самостоятельной работе он должен воспроизводить значимые черты профессиональной деятельности, овладевая тем самым логикой профессионального мышления психолога, формируя у себя соответствующие профессионально-важные качества. При этом, в качестве основного результата процесса обучения начинают рассматриваться не сами знания и умения, а стоящие за ними способы мышления и деятельности.
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 43 |
Таким образом, задачи формирования и развития необходимых профессиональных качеств практического психолога как субъекта деятельности могут быть успешно решены путем применения в ходе обучения таких методов и средств, которые обеспечивают:
• вовлечение социального контекста в ткань процесса обучения, воспроизведение задач на ценностную рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом — профессионально ориентированную активизацию личностного потенциала учащихся;
• воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации, которое облегчает тем самым перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности;
• воссоздание по ряду психических параметров модели реальной профессиональной деятельности и процесса профессионализации будущего специалиста;
• системное ориентирование обучаемых в усваиваемом материале за счет повышения информативной емкости всех форм подготовки и учебных продуктов, а также за счет развития у обучаемых навыков системного анализа;
• активное осуществление учащимися мыслительных функций и организацию их коммуникации в условиях игрового моделирования профессиональной деятельности, интеграции логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа ими профессиональной деятельности;
• личностную ориентацию передаваемого «живого» учебного знания, обеспечивающего персонализированный вариант освоения норм профессии.
При этом следует отметить, что общее направление развития профессиональной субъектности в рамках реальной или моделируемой в ходе учебного процесса кооперации действующих субъектов во многом связано со следующими аспектами:
а) с усложнением задач и объектов (противостоящих субъекту);
б) повышением социальной значимости результата;
44__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
в) усилением неопределенности процесса реализации профессиональных действий.
Логика взаимодействия практического психолога с объектом его профессиональной деятельности предполагает также отбор для обучения тех специальных учебных дисциплин, знание которых необходимо для психологического обеспечения выпускниками вуза основных видов воинской деятельности. Исходя из такого понимания оснований для включения соответствующих дисциплин в содержание подготовки психологов в вузах, предлагается учебная программа, состоящая из блоков общеобразовательных дисциплин и дисциплин специализации.
Первый б л о к — общеобразовательные дисциплины по психологии, которые являются важной частью учебной программы и вносят существенный вклад в общее личностное развитие обучаемых. Они направлены на освоение теоретических основ всех научных составляющих будущей профессии. Изучение ведущих отраслей психологии, уяснение их предметной сферы, особенностей исследования различных аспектов психического помогают сформировать у слушателей и курсантов научный интерес, что имеет большое значение для их научно-профессионального самоопределения.
Второй блок — дисциплины специализации, в которых освещаются теоретические, гуманитарные и прикладные аспекты психологии как области психологической практики. Формируемые в ходе занятий по данным дисциплинам знания и навыки направлены на развитие способности будущих специалистов осуществлять основные виды деятельности, представляющие в своей совокупности единый технологический цикл психологического обеспечения функционирования индивидов и групп в различных ситуациях воинской деятельности.
Последовательное развитие профессиональной субъектности у обучаемых и их профессионального мышления должно сопровождаться и последовательным изменением ведущего принципа структурирования учебного содержания: от предметного (когда за основу берется структура психологии как науки) к субъект-субъектному (учитывающему содержание будущей профессиональной деятельности выпускника и «траекторию» преобразования его профессионально-важных качеств). При этом общая тенденция изменения репрезентации психологии (как объекта освоения) для обучаемого условно может быть представлена следующим вектором, сопоставляемым с циклами обучения:
• 1-й учебный год — психология как отрасль научного знания, сфера общественно-исторической практики и средство самопознания;
• 2-й и 3-й учебный год — психология как средство психологического исследования и психологического воздействия;
• 4-й и 5-й учебный год — психология как специальность в рамках профессии и профессионального сообщества и фактор саморазвития психолога.
Важной особенностью современного образования психологов является индивидуализация обучения, предполагающая создание вокруг них доступной, адаптивной и разносторонней научно-технологической среды, создающей возможность варьирования уровня трудности и относительную автономность в последовательности освоения когнитивных единиц учебной информации. Такая среда обеспечивает
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога____________ 45
оперативный доступ к источникам необходимой информации и возможность реа-лизовывать различные формы учебно-познавательной активности. Многократное увеличение «поддерживающей информации» становится возможным за счет наличия и применения в учебном процессе технических средств, обеспечивающих полимодальное воздействие на все стороны психики обучаемых, что способствует реализации основных функций современного образования:
• обучающей функции (за счет усвоения строго выверенной, необходимой информации — понятий, их определений, фактологических сведений и т. п.);
• воспитательной функции (за счет создания эмоционально окрашенных, запоминающихся образов, иллюстрирующих различные аспекты предмета изучения);
• развивающей функции (за счет активизации процессов смыслообразования, поиска ответа на проблемные, постановочные вопросы, сообщения альтернативных сведений, постановки обучаемых в различные ролевые и профессиональные позиции и т. п.);
• функции психологической подготовки (за счет демонстрации образцов соответствующей профессиональной деятельности, воспроизведения элементов контекста профессиональной среды, ситуаций деятельности и вариантов действий в них и т. п).
Таким образом, учитывая современные требования к уровню профессионализма военных кадров, формирование у будущих психологов адекватного представления о содержании и особенностях избранной профессии является необходимым условием их успешного профессионального становления.
2.3. Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности психолога
Наука и практическая деятельность — две тесно взаимосвязанные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга сферы общественной практики. Поэтому использование результатов научного познания в практической деятельности любого специалиста далеко не простой процесс, обусловленный взаимодействием практиков, которые осуществляют определенную деятельность (будь то управление, обучение или воспитание) и теоретиков, которые занимаются изучением этой деятельности.
Слово «психология», образованное от греческих слов psyche (душа) и logos (учение, наука), впервые появилось в XVIII в. в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754) — учителя М. В. Ломоносова — «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 гг.
Психология как область интереса людей к детерминантам собственного поведения существует очень давно, но как самостоятельная наука она ведет отсчет с 1879 г., когда немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экспериментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психологи всего мира.
46__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Несмотря на это, и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая «ищет» свое лицо, т. е. свой объект и предмет. Современное понимание психологии связано с ее определением как науки о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики.
Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) имеет ряд других, близких значений. Часто «психология» в обыденном разговоре означает то же, что и «психика» (например, психология индивида, психология группы). В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматривающий отдельные аспекты психики; изучаемые в то же время и другими науками. Подобные выражения допустимы потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социологические, философские. Другими словами, «психология» — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Например, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».
Психология, как и всякая другая наука, имеет свой объект — фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, и свой предмет — часть, аспект объекта, выраженный в научных терминах соответствующей науки. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект.
Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматриваемые в отдельности (взаимодействующие только с экспериментатором) или взаимодействующие друг с другом, т. е. составляющие группы разной величины1.
Неотъемлемой стороной человека как объекта психологии является деятельность или иная форма жизненной активности. Многообразие проявлений человеческого начала нашло отражение в закреплении в психологии таких понятий, как «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»:
• индивид характеризует человека как представителя определенного вида — homo sapiens, носителя общечеловеческих черт в индивидуальном выражении;
• личность ориентирует на понимание человека как субъекта социальных отношений, детерминацию его качеств вследствие включенности в общественные отношения, совместную деятельность и общение. При определении принадлежности тех или иных черт к личностным или индивидным принято обращать внимание на степень их биологической или социальной детерминации;
• индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях;
• субъект — это человек как носитель, источник предметно-практической деятельности и познания.
1 Животные также рассматриваются как объект специальной отрасли психологии — зоопсихологии.
тятшттш&Штщ
Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 47
Предметом психологиислужат закономерности порождения, функционирования и развития психики, ее механизмы.
Кратко, в самом общем виде, предмет психологии обозначается словом «психика», которое заимствовано из древнегреческого языка и обозначало в древности не только «душу», но и «личность».
Психика— системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Расширяя приведенную трактовку термина «психика», следует отметить, что в нем находят отражение следующие аспекты:
• процессы формирования внутреннего мира (модели мира внешнего);
• содержание внутреннего мира и процессы его преобразования;
• процессы организации, осуществления действий и управления ими.
Динамическая структура психики включает:
1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); психиче
ские состояния;
2) психические свойства (темперамент, характер, направленность, способности);
' 3) психические образования (знания, навыки, умения, опыт).
Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй. Категория — это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими в конечном счете ее структуру:
• дифференциацией отраслей психологии;
• оформлением и развитием научных направлений и школ.
Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования.
Второе —с гносеологическими предпосылками формирования самого психологического знания.
В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором — о возможных методологических подходах к изучению психического.
При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирования психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенности возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным основаниям. Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно само-
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
стоятельных ее отраслей, претендующ