Структурная модель самореализации личности
Опираясь на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова (1984–2006) , аргументированно сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований. С нашей точки зрения, самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза .
Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.
Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и организационными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений. Глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность). Выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность). Определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной, конструктивность или деструктивность.
Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство динамических, эмоциональных и организационных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.
Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.
Перспективность и продуктивность полисистемного подхода связана с тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочно-целевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными.
Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.
В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.
В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой - мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.
И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.(Кудинова С.И)
Понятие жизненная стратегия личности - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.
Наряду с изменением целей самореализации видоизменяются и ее стратегии. Так, в молодые годы происходит самоопределение личности в основных сферах жизнедеятельности, прежде всего в профессиональной сфере и в личной жизни. Молодой человек осуществляет профессиональный выбор, а также выбор спутника жизни, создает семью. В зрелые годы на следующем этапе самореализации происходит адаптация к профессии, профессиональному окружению, дальнейший профессиональный и личностный рост. Нечто подобное происходит и в сфере личной жизни. Данные этапы в последующие годы могут корректироваться. При этом индивидуализация протекает наряду с созданием личностью собственной среды развития. Соответственно трансформируются и стратегии достижения жизненных целей. Велико влияние на предпочтение стратегий возрастных, личностных и профессиональных особенностей человека. Тем не менее, нередко определяющую роль оказывают субъективные стратегии самореализации "здесь и сейчас".
Таким образом, происходит аккумуляция основных стратегий самореализации. В основе формирования стратегии лежит, прежде всего, действие мотивационно-смыслового механизма, который предполагает актуализацию мотивационно-смысловых образований личности.
Личностно-ситуативный подход к проблеме самореализации позволяет выделить два уровня возникающих барьеров в ходе самореализации и соответствующей им стратегии. Для барьеров первого уровня характерны затруднения самореализации, которые носят временный, преодолимый характер. В ходе их преодоления используются адекватные стратегии самореализации. Барьеры второго рода сопровождаются трудностями и обусловливают сильные (В.Mischel) ситуации для личности. Они непреодолимы и сопровождаются стратегиями поражения.
Типы жизненных стратегий
- по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;
- по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);
- по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;
- по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);
- по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;
- по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;
- по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;
- по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;
- по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;
- по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);
- по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);
- по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);
- по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;
- по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;
35. Диагностика уровней самореализации: методы исследования и их результативность.
При оценке личностного потенциала широко используется опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom)*, созданный в 1963 году. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.
Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз), в результате создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12-ти дополнительным.
Базовые шкалы:
Шкала ориентации во времени (ОВ) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя/внешняя поддержка»).
Дополнительные шкалы. В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.
Блок ценностей:
Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Блок чувств:
Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.
Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
Блок самовосприятия:
Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.
Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).
Блок концепции человека:
Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека.
Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, как игра и работа, телесное и духовное.
Блок межличностной чувствительности:
Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное.
Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.
Блок отношения к познанию:
Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.