Этапы профессиональной самореализации личности
1) профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности);
2) становление в избранной профессии;
3) профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
Детерминанты затруднений проф самореализации: Характер адаптации. Индикатором нарушения адаптации является синдром выгорания. Личностные факторы могут явиться предрасполагающими условиями выгорания: способы реагирования в стрессовых или конфликтных ситуациях, мотивация. По мнению американских исследователей, развитие выгорания более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью.
Основная литература
1. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика / Е. А. Столярчук [и др.] ; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2010. - 816 с.
2. Психология самореализации профессионала : коллективная монография / Е. В. Федосенко [и др.] ; под ред. Е. В. Федосенко. - СПб. : Речь, 2012. - 156 с.
3. Самыгин С. И. Социология и психология управления : учеб. пособие для студ. вузов / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, С. Н. Епифанцев. - М. : КноРус, 2012. - 256 с.
34. Модели и стратегии самореализации личности менеджера образования.
Полисистемную модель самореализации личности.
Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы.
В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность либо неуспешность самореализации субъекта говорят результаты исследований Р.А. Зобова и В.И. Панова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, где отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности.
К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.
Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности. Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.
Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.
Среди видов проявления самореализации личности выделяют деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью. Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.