Этапы проведения научно-исследовательской работы.

В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют четыре типа:

1. Теоретические, методологические и историографические исследования ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических фактов и закономерностей.

2. Эмпирические исследования ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения данных, выявления и анализа документов и фактов.

3. Прикладные исследования ориентированы на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени.

4. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методологические и теоретические и т.д.).

Этапы:

Первый этап (подготовительный) включает в себя: выбор темы; состоит из систематического изучения литературы по теме, обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария); разработка методик исследования (при необходимости).

Проблема– существующее противоречие. Цель – образ результата. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. После объекта формулируется предмет исследования – это часть объекта, подвергающаяся научному исследованию. В одном объект могут быть выявлены несколько предметов, которые в последующем будут изучаться в разных исследованиях или даже научных направлениях. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Второй этап (исследовательский) проведение эмпирических исследований, обработки, обобщения и анализа полученных данных, объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Требования к психодиагносту:

· Владеть теоретическими и практическими знаниями (теории, позиции, методы).

· Уметь располагать к себе испытуемых, вызывать доверие, добиться искренности.

· Знание методик, условий их использования.

· Обоснованные методы психодиагностики должны отвечать требованиям надежности, валидности, реперзентативности.

Требования к выбору методик:

· Методика должна быть наиболее простой и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат.

· Методика должна быть понятна и доступна не только психологу, но и испытуемому.

· Методика должна требовать мин физических и психологических усилий на проведение.

· Инструкция к методике должна быть простой, краткой, понятной, должна настраивать испытуемого на доверительную работу, исключать возникновение побочных мотивов, отрицательно влияющих на результат. Не должно быть слов, настраивающих на определенные ответы или намекающих на оценку ответов.

· Обстановка и другие условия проведения диагностики не должны содержать посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемых, изменяющих его отношение к диагностике. Не должно быть посторонних голосов, шумов и т.д.

Третий этап включает в себя: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и ее редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок.

Б. Г. Ананьев методы:

Орг. методы:

· сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

· лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

· комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

Эмпирич.:

· обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

· эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);

· психодиагностический метод (тесты, анкеты, опросники);

· анализ процессов и продуктов деятельности (анализ документов);

· моделирование;

· биографический метод.

По способу обработки данных

· методы математико-статистического анализа данных

· методы качественного описания

К интерпретационным

· Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.

· Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

  1. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М.: АПКиППРО, 2011.
  2. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). - М. : ИНФРА-М, 2011; 2014. - 263, [1] с.

16. Нормативно-правовые основы управления образовательным учреждением.

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

3) защита прав и законных интересов обучающихся.

Уровень Наименование документов
Международный Декларация прав ребенка, материалы ООН.
Федеральный Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве.
Отраслевой Организационно-распорядительные документы министерства образования
Региональный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления
Муниципальный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления
Учреждения Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения.
Рабочего места Должностная инструкция, трудовое соглашение.

К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании».

4. Гражданский кодекс РФ

5. Налоговый кодекс РФ

7. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

8. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

9. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

10. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

11. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта общего образования».

12. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

13. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

14. Приказ Минобразования РФ от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения».

20. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 № 120 ФЗ.

21. Закон РФ от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ». ( ФЗ о гербе, гимне).

26. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 «Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» СанПиН».

27. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 20.04.2016) "О государственной аккредитации образовательной деятельности" (вместе с "Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности").

Этические нормы научного исследования в образовании: «не навреди»; добровольность; анонимность.

Основными этическими принципами работы психолога являются: конфиденциальности. компетентности. ответственности. этической и юридической правомочности. благополучия клиента. профессиональной кооперации. информирования клиента о целях и результатах обследования.

17. Становление культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.

В европейской науке выделение историко-психологических проблем, изучение психологии народов по продуктам их духовной деятельности, а также первые попыт­ки историко-эволюционного исследования психики возникают во второй половине XIX в. Здесь следует выделить работы Г. Спенсера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, В. Дильтея. Эмпирических исследований на данном этапе практически еще не было, и разработки носили описательный характер.

Проблемы исторической психологии в отечественной психологии первой полови­ны XX в. рассматривались в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, Б. Д. Поршнева, Л. И. Ациферовой, О. М. Тутунджяна, В. Г. Иоффе, И. Д. Рожанкского и др. Л. С. Выготский выдвинул принцип культурно-исторической детерминации психики, ставший одним из оснований построения новой научной дис­циплины. Осуществлялся критический анализ зарубежных школ исторической психологии (главным образом французской). В работах А. Р. Лурии сделана попытка эмпирического изучения исторического развития познавательных процессов. Инте­ресные исследования, касающиеся становления человека и его психики в ходе антро­погенеза и первых стадий исторического развития общества, провел Б. Д. Поршнев. Однако указанные работы являлись единичными и не сумели обеспечить создание специального направления психологии — исторической психологии. Эмпирический базис исследований был крайне ограничен.

Растущий интерес к проблемам исторической психологии и развертывание иссле­дований в данной области наметились в нашей стране в последние десятилетия. В 1980-1990-е гг. вышел ряд серьезных обобщающих трудов, освещающих методо­логические проблемы данной области (Белявский И. Г., 1991; Шкуратов В. А., 1994, 1997, и др.), изданы первые учебники (Шкуратов В. А., 1997; Боброва Е. Ю., 1997), проведена серия интересных историко-психологических исследований (Спицина Л. В., 1994; Барская А. Д., 1998, 1999, и др.). Историческая психология, таким об­разом, начинает обретать свой теоретический каркас и эмпирический фундамент. - (Дружинин Психология).

Наши рекомендации