Внутриличностный конфликт. основные виды и их роль в развитии личности.
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами раз- вития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения — суи- цида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутри-личностных конфликтов, их причины и способы разрешения. Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, ин- тересов, ценностей, целей, идеалов).
Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются: • Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей. • Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз. • Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
1) Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939) Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.
2) Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937) Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. Адлер объясняет не только механизмы формирования внутрилич-ностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых — это развитие «социального чувства», социального интереса. http://koob.ru Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.
3) Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961) К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий- интроверт; эмоциональ-ный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстра-верт; интуитивный-интроверт. Главным в типологии Юнга является направленность — экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте. Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.
4) ( Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980) В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
5) Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994) Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом воз- растном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл.
Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;
2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Форма проявления
Симптомы :
* Неврастения
* Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
* Эйфория
* Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы «
* Регрессия
* Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
* Проекция
* Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
* Номадизм
* Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки
* Рационализм
* Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
* Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
* ценности - «надо»,
* самооценка - «могу»
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте
Вид внутриличностного конфликта «хочу» («Я хочу») «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)
• Мотивационный конфликт • Нравственный конфликт • Конфликт нереализованного желания • Ролевой конфликт • Адаптационный конфликт • Конфликт неадекватной самооценки
Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
Стадия Возраст Содержание кризиса Позитивное разрешение
1) 0-1 год новорожденный Доверие — недоверие Доверие
2) 1-3 года раннее детство Автономия — стыд, сомнение Автономия
3) 3-6 лет «возраст игры» Инициатива— чувство вины Инициатива
4) 6-12 лет младший школьный возраст Трудолюбие — чувство неполноценности Трудолюбие
5) 12-19 лет средний и старший школьный возраст Я-идентичность — смешение ролей Идентичность
6) 20-25 лет ранняя зрелость Б Близость — изоляция Б Близость
7) 26-64 года средняя зрелость Порождение, творчество-застой Творчество
8) 65 лет — смерть поздняя зрелость Интеграция — отчаяние Интеграция, мудрость
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947) Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл.
Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение- приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание- избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентны й (приближение- избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение
Формы проявления внутренних конфликтов - симптомы:
I. Неврастения - Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
II. Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
III. Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
IV. Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
V. Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
VI. Рационализм Самооправдание своих поступков, действий.
Способы решения внутренних конфликтов:
I. Компромисс Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации
II. Уход Уход от решения проблемы
III. Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
IV. Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.
V. Идеализация Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
VI. Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
VII. Коррекция Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.