На тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.
Студент(ка) | Беляев А. В.___________ (И.О. Фамилия) | ________________ (личная подпись) |
Руководитель | к.б.н., доцент С.А. Кузьмичев (И.О. Фамилия) | ________________ (личная подпись) |
Допустить к защите
Заведующий кафедрой: к.псх.н., доцент Е.А. Денисова _____________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________20__г.
Тольятти, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....…3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
1.1 Понятие межличностного общения и критерии их продуктивности………...5
1.2 Межличностные отношения и факторы их развития………………….…….16
1.3 Аффилиация: понятие виды функции………………………………………….
1.4 Доверие: понятие, виды и функции…………..…………………….……...……9
1.5 Психические особенности личности в юношеский возрасте..……….........…22
Выводы по первой главе………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПОТРЕБНОСТИ В АФФИЛИАЦИИ, В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Описание процедуры и методик исследования ………………..……19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………………21
2.3. Рекомендации по повышению эффективности установления, и сохранения отношений человека с другими людьми……………………………………………
Выводы по второй главе…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы заключается в том: Работа по исследованию потребности аффилиации позволит использовать полученные данные с целью диагностики а так же формирования и коррекции, успешных форм отношений человека с окружающими людьми.
Цель: проанализировать влияние доверительных отношений на мотив в аффилиации.
Объект исследования: потребность в аффилиации.
Предмет исследования: является роль доверие в потребности аффилиации.
Гипотеза: чем больше у членов группы доверительных отношений, тем сильнее выражена потребность в аффилиации.
Задачи данной работы:
1. Изучить литературу по темам, межличностное общение, аффилиация, доверительные отношения, а так же изучить юношеский период;
2. Провести эмпирические исследования по выделенной проблеме;
3. Изучить как доверительные отношения влияют мотив в аффилиации;
4. Интерпретация и формулировка выводов.
Методы исследования:
1. Методика «Мотивация аффилиации»
2.Методика изучения межличностного доверия в группе.
Выборка: группа людей в количестве 15 человек в возрасте 20-22 лет.
Аффилиация – это потребность человека, которая проявляется в желании с стремлении быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения. От того как человек удовлетворяет потребность в аффилиации зависит его внутреннее благополучие, гармоничное развитие и уровень тревожности. С развитием технологий люди все реже общаются лично, лично доверие уходит на второй план, уступаю общению в социальных сетях. Одним из главных факторов потребности в афиилиации является доверие.
Доверие – отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.
Психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру это начало его личности и основа гармонического общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и так же выделять себя как личность.
Темой психологии общения и доверия в межличностных отношениях занимались множество авторов, таких как : Е.П. Ильин, А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У.Юри, 1992, И. С. Кон, В. А. Лосенков, И. В. Страхов, И. Э. Стрелкова и многие др.
РОЛЬ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
Функции доверия.
Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А. Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.
Роль доверия заключается в германизации отношений человека, как с самим собой так и с обществом в целом, так же роль доверия заключается в обеспечении существования и взаимодействия, оно регулирует межличностные и групповые отношения. Как было указанно автором Луманом в 1979 году, доверять значит принимать будущее, переносить его в настоящее и действовать так, как будто оно определённо. Именно поэтому в современном мире процесс доверия становиться механизмом снижения сложности.
Проанализировав отрицательные функции доверия, можно отметить, что излишнее доверие является причиной снижения безопасности субъекта, но если у человека доверие очень низкое, то осложняется взаимодействие с другими людьми, затрудняется познание мира, и в итоге замедляет развитие личности.
К основным функциям доверия относится следующее:
1. Познания себя и познание мира; которое обеспечивает развитие общества, моральных основ и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, согласия.
2. Развитие и воспроизводство социальных отношений и социальной структуры.
3. Развитие чувства безопасности, а так же защищённость внутри общества.
4. Создается чувство целостности и коллективного субъекта деятельности.
5. Самоопределённость субъекта.
6. Развитие, защита, воспроизводство пространства Я-концепции личтности.
7. Уравновешивание социального взаимодействия.
8. Обеспечение эмоционального комфорта.
9. Психологическое облегчение, которое достигается путем саморазвития.
10. Снижение стресса и напряженности.
11. Развитие чувства психологического комфорта в условии доверительных отношений.
12. Происходит облегчение взаимопомощи, а так же развивается мотивация взаимодействия.
Так же к основным функциям, добавляются функции инструментальные или другими словами служебные.
1. Развитие коммуникации и взаимодействия.
2. Редукция сложных отношений к степени выраженности доверия.
3. Групповая идентификация а так же дифференциация.
4. Перцептивная функция.
5. Предсказательной функции.
6. Стабилизирующей функции.
7. Компенсаторная функция, которая возникает в ситуациях напряжения.
8. Комплементарная функция.
Доверие субъекта определяется соблюдением нравственных норм, т.е уровнем готовности соблюдения данных норм и его мотивов. Но существуют, такие типы поведение которых, в сложных ситуация либо вообще не зависит, либо мало зависит от доверия.
Автором А. Б. Купрейченко было отмечено, что сложным в изучении доверия было наличие тесной взаимосвязи с отношениями и условностями их автономности. Убеждение, что эмоции и поступки вращающих как доверие так и недоверие в отношении определённого одного объекта. Предположительно в отношении одного и того же объекта, возможны его оценки по таким критериям как: единство, надежность, а так же недоверия по критерию предсказуемости.
Один и тот же объект может вызывать как доверие, так и недоверие, например в профессиональной сфере объект вызывает доверие, но в сфере информации, может вызывать недоверие.
Обобщив разнообразные функции, приведенные разными авторами, можно эти функции сгруппировать, и сделать это следующим образом:
1. Личностные, к данной функции относится: когнитивная, экзистенциональная, гармонизация, социализация, мотивация, оценочность, социальная безопасность, соц. релаксация, референтность, аутентичность, коммуникативность, селективность и ассертивность.
2. Организационные функции, к данным функциям относится: интеграция, соц. адаптация, координация, эмоциональная идентичность, соц-психологическая и групповая мотивация, рессурсная и соц. эффективность.
3. Общественные функции, к данным функциям относится: конституативность, регуляция, конструктивность, толерантность, транслирующая, легитимация, корпоративность, системно-технологичность.
Выводы по первой главе
Итак, изучив научную психологическую литературу, можно сделать следующий вывод, что доверие играет главную роль межличностных отношениях причем независимо какие это отношения; интимно-личностные, детско-родительские или производственные.
Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, мы можем говорить о том, что:
1. Доверие – «отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.»;
2. Доверие проявляется в разных видах межличностного общения. Межличностное общение - Межличностное общение- это общение которое осуществляется с помощью вербального и невербального взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Так же очень важно дать определение понятию доверия.
3. Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А. Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.
Доверие развивается непосредственно в межличностном общении между двумя или более людьми, чем чаще люди находятся, чем болше раз вместе попадают в трудные ситуации, из которых выход заключается в том, чтобы работать вместе как команда тем сильнее в таких отношения развивается доверие.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.
Студент(ка) | Беляев А. В.___________ (И.О. Фамилия) | ________________ (личная подпись) |
Руководитель | к.б.н., доцент С.А. Кузьмичев (И.О. Фамилия) | ________________ (личная подпись) |
Допустить к защите
Заведующий кафедрой: к.псх.н., доцент Е.А. Денисова _____________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________20__г.
Тольятти, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....…3