На тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.

  Студент(ка)   Беляев А. В.___________ (И.О. Фамилия)   ________________ (личная подпись)
  Руководитель к.б.н., доцент С.А. Кузьмичев (И.О. Фамилия)   ________________ (личная подпись)

Допустить к защите

Заведующий кафедрой: к.псх.н., доцент Е.А. Денисова _____________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)

«_____»______________________20__г.

Тольятти, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....…3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

1.1 Понятие межличностного общения и критерии их продуктивности………...5

1.2 Межличностные отношения и факторы их развития………………….…….16

1.3 Аффилиация: понятие виды функции………………………………………….

1.4 Доверие: понятие, виды и функции…………..…………………….……...……9

1.5 Психические особенности личности в юношеский возрасте..……….........…22

Выводы по первой главе………………………………………………………….27

ГЛАВА 2. ЭПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПОТРЕБНОСТИ В АФФИЛИАЦИИ, В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Описание процедуры и методик исследования ………………..……19

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………………21

2.3. Рекомендации по повышению эффективности установления, и сохранения отношений человека с другими людьми……………………………………………

Выводы по второй главе…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы заключается в том: Работа по исследованию потребности аффилиации позволит использовать полученные данные с целью диагностики а так же формирования и коррекции, успешных форм отношений человека с окружающими людьми.

Цель: проанализировать влияние доверительных отношений на мотив в аффилиации.

Объект исследования: потребность в аффилиации.

Предмет исследования: является роль доверие в потребности аффилиации.

Гипотеза: чем больше у членов группы доверительных отношений, тем сильнее выражена потребность в аффилиации.

Задачи данной работы:

1. Изучить литературу по темам, межличностное общение, аффилиация, доверительные отношения, а так же изучить юношеский период;

2. Провести эмпирические исследования по выделенной проблеме;

3. Изучить как доверительные отношения влияют мотив в аффилиации;

4. Интерпретация и формулировка выводов.

Методы исследования:

1. Методика «Мотивация аффилиации»

2.Методика изучения межличностного доверия в группе.

Выборка: группа людей в количестве 15 человек в возрасте 20-22 лет.

Аффилиация – это потребность человека, которая проявляется в желании с стремлении быть в постоянном контакте с людьми, а так же устанавливать и сохранять с ними положительные взаимоотношения. От того как человек удовлетворяет потребность в аффилиации зависит его внутреннее благополучие, гармоничное развитие и уровень тревожности. С развитием технологий люди все реже общаются лично, лично доверие уходит на второй план, уступаю общению в социальных сетях. Одним из главных факторов потребности в афиилиации является доверие.

Доверие – отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.

Психолог Э. Эриксон считает: доверие это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство базового доверия младенца к миру это начало его личности и основа гармонического общения с людьми, истоки его умения присоединяться к людям и так же выделять себя как личность.

Темой психологии общения и доверия в межличностных отношениях занимались множество авторов, таких как : Е.П. Ильин, А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У.Юри, 1992, И. С. Кон, В. А. Лосенков, И. В. Страхов, И. Э. Стрелкова и многие др.

РОЛЬ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Функции доверия.

Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А. Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.

Роль доверия заключается в германизации отношений человека, как с самим собой так и с обществом в целом, так же роль доверия заключается в обеспечении существования и взаимодействия, оно регулирует межличностные и групповые отношения. Как было указанно автором Луманом в 1979 году, доверять значит принимать будущее, переносить его в настоящее и действовать так, как будто оно определённо. Именно поэтому в современном мире процесс доверия становиться механизмом снижения сложности.

Проанализировав отрицательные функции доверия, можно отметить, что излишнее доверие является причиной снижения безопасности субъекта, но если у человека доверие очень низкое, то осложняется взаимодействие с другими людьми, затрудняется познание мира, и в итоге замедляет развитие личности.

К основным функциям доверия относится следующее:

1. Познания себя и познание мира; которое обеспечивает развитие общества, моральных основ и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, согласия.

2. Развитие и воспроизводство социальных отношений и социальной структуры.

3. Развитие чувства безопасности, а так же защищённость внутри общества.

4. Создается чувство целостности и коллективного субъекта деятельности.

5. Самоопределённость субъекта.

6. Развитие, защита, воспроизводство пространства Я-концепции личтности.

7. Уравновешивание социального взаимодействия.

8. Обеспечение эмоционального комфорта.

9. Психологическое облегчение, которое достигается путем саморазвития.

10. Снижение стресса и напряженности.

11. Развитие чувства психологического комфорта в условии доверительных отношений.

12. Происходит облегчение взаимопомощи, а так же развивается мотивация взаимодействия.

Так же к основным функциям, добавляются функции инструментальные или другими словами служебные.

1. Развитие коммуникации и взаимодействия.

2. Редукция сложных отношений к степени выраженности доверия.

3. Групповая идентификация а так же дифференциация.

4. Перцептивная функция.

5. Предсказательной функции.

6. Стабилизирующей функции.

7. Компенсаторная функция, которая возникает в ситуациях напряжения.

8. Комплементарная функция.

Доверие субъекта определяется соблюдением нравственных норм, т.е уровнем готовности соблюдения данных норм и его мотивов. Но существуют, такие типы поведение которых, в сложных ситуация либо вообще не зависит, либо мало зависит от доверия.

Автором А. Б. Купрейченко было отмечено, что сложным в изучении доверия было наличие тесной взаимосвязи с отношениями и условностями их автономности. Убеждение, что эмоции и поступки вращающих как доверие так и недоверие в отношении определённого одного объекта. Предположительно в отношении одного и того же объекта, возможны его оценки по таким критериям как: единство, надежность, а так же недоверия по критерию предсказуемости.

Один и тот же объект может вызывать как доверие, так и недоверие, например в профессиональной сфере объект вызывает доверие, но в сфере информации, может вызывать недоверие.

Обобщив разнообразные функции, приведенные разными авторами, можно эти функции сгруппировать, и сделать это следующим образом:

1. Личностные, к данной функции относится: когнитивная, экзистенциональная, гармонизация, социализация, мотивация, оценочность, социальная безопасность, соц. релаксация, референтность, аутентичность, коммуникативность, селективность и ассертивность.

2. Организационные функции, к данным функциям относится: интеграция, соц. адаптация, координация, эмоциональная идентичность, соц-психологическая и групповая мотивация, рессурсная и соц. эффективность.

3. Общественные функции, к данным функциям относится: конституативность, регуляция, конструктивность, толерантность, транслирующая, легитимация, корпоративность, системно-технологичность.

Выводы по первой главе

Итак, изучив научную психологическую литературу, можно сделать следующий вывод, что доверие играет главную роль межличностных отношениях причем независимо какие это отношения; интимно-личностные, детско-родительские или производственные.

Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, мы можем говорить о том, что:

1. Доверие – «отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности.»;

2. Доверие проявляется в разных видах межличностного общения. Межличностное общение - Межличностное общение- это общение которое осуществляется с помощью вербального и невербального взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Так же очень важно дать определение понятию доверия.

3. Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А. Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.

Доверие развивается непосредственно в межличностном общении между двумя или более людьми, чем чаще люди находятся, чем болше раз вместе попадают в трудные ситуации, из которых выход заключается в том, чтобы работать вместе как команда тем сильнее в таких отношения развивается доверие.

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

на тему: Доверительные отношения как фактор потребности в аффилиации в юношеском возрасте.

  Студент(ка)   Беляев А. В.___________ (И.О. Фамилия)   ________________ (личная подпись)
  Руководитель к.б.н., доцент С.А. Кузьмичев (И.О. Фамилия)   ________________ (личная подпись)

Допустить к защите

Заведующий кафедрой: к.псх.н., доцент Е.А. Денисова _____________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)

«_____»______________________20__г.

Тольятти, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....…3

Наши рекомендации