Го на в ы работк у у данног о ребенк а поведения , которое не м е ш ал о

бы другим ученика м в классе, необходимо действие , не подкреп­ ля ющ е е не гатив но е поведение (в ы во д определенног о эле м ент а и з ситуации) . Ребено к п о привычк е начинае т вертеться, н о учи­ тель ница , изучив ш а я бихевиоризм, н е обра щ ае т вни м ани я н а это. О днак о в тот мом ент , когда он, устав от ерзания , затих не т н а нескольк о мин ут, он а дол жн а подойт и к нему , дотронутьс я до его плеча и сказать , чт о ей нрави тс я его такое спокойно е поведение .

Каталог баек • 10 9

Тогда н а урок е этог о преподавател я данн ы й ребено к будет си­ дет ь тихо, о жи да я и в следу ющ и й ра з от нее подобног о подкреп­ ления .

М ы так ж е проводил и исследование поведения детей в ситуа­ ции нака за ни я и поо щ рени я и запис ы вал и у детей кардиограмму , когда он и рассказы вал и о своих переживаниях . О казалось , чт о если ребено к утверж дал, что его не поо щ ря ю т ил и поо щ ря ю т не­ достаточно, то у него отсутствовали изменени я сердечног о ритма на наказа ни е л ю бо й сил ы . Н о у детей, утверж давш их , чт о их част о ласкаю т родители, лю бое, даж е слабое, наказа ни е в ы з ы вае т весьм а сильное изменени е сердечн ы х сокра щ ений . С ледовательно, имен­ н о поо щ рени е отвечает за ф ормировани е нового типа реакций .

Д иапазо н применения байки:консультирование родителей относительно формирования социально приемлемого поведения у ребенка.

№ 73. Байка «Чему учат родители детей , когда наказывают их?»

Мы провел и обширно е психологическо е исследовани е школьников разног о возраст а и их родителей . В это м исследовани и он и отвечал и на вопросы , связанные с наказанием и поощрение м в семье. В одно м из задани й требовалос ь описать , чт о чувствуе т в процесс е наказания друго й участни к события. Оказалось , чт о ни дети , ни родител и не назы­ вают правильн о эмоци и дру г друга . Есл и дл я дете й эт о незнание про ­ стительно , то факт , что родител и ошибаются , называя чувств о ребен ­ ка, показателен . По определению , наказание — эт о мето д воспитания , посл е проведени я которог о дет и перестаю т делат ь нечто , проти в чег о направлен о сам о наказание. Есл и родител и наказывают, то он и долж ­ ны продумыват ь последстви я своих действий , быть внимательными к происходящему , тогд а воздействи е буде т эффективным . Оказалось , что большинств о наказаний родител и осуществляю т в состояни и раз­ дражения , охваченные эмоциями , не воспринима я пр и это м эмоцио ­ нальног о состояни я ребенка. Однак о эт о тож е обучение , поскольк у он и обучаю т свои х дете й тому , чтобы он и могл и в определенны й момен т пе ­ реставать воспринимат ь эмоци и другог о человека и активно проявлят ь собственные . Но эт о не имее т никакого отношени я ни к наказанию, ни к каким други м метода м воздействи я на ребенка. Эт о обучени е нечувст­ вительност и к другом у человеку и ег о состоянию . Дет и вырастают, и точн о так же веду т себ я по отношени ю к собственным детям .




11 0 • Глава 3 .Каталог баек

М ораль:наказа ни е дол жн о проводитьс я только тогда, когда родител ь спокоен. Н еобходи м о соотносит ь собственное воздейст­ вие с полученным результато м.

Комментарий:мы уж е определили, что наказа ни е — это неко­ торое действие , посл е которог о ребенок перестает делат ь то, что н е нравитс я родителю . Е сли ребенок продолжае т делат ь что-то, то это означает , чт о родител ь не наказы вает , а, напротив, подкрепля­ ет действия ребенка .

С кинне р прове л множ еств о экспери м ентов , доказ ы ва ющ и х неэффек тив нос т ь нака за ни я [37] . Так, в одно м экспери м ен­ т е дв е групп ы кр ы с обучил и неко торо м у действи ю . Зате м эт о действие подверглос ь об ы чном у уга ш ени ю в одно й групп е (ре­ акци я прост о н е подкреплялась) , тогда ка к в другой групп е эт о уга ш ени е сопрово ж далос ь нака за нием : пр и прикосновени и к р ы чаг у кр ы с ы получал и уда р токо м ( предполагалось , чт о не­

приятно е о щ у щ ени е с боль ш е й вероятность ю заставит кр ы с н е прикасатьс я к р ы чагу ) . Был о проведено тр и сери и с уга ш ени - ем, приче м то к кр ы с ы получал и тольк о в первой . О казалось , чт о в это й перво й сери и он и действительно ре ж е нажимал и н а ры­ чаг. Н о в дву х последующ и х сериях , когд а нака за ни я н е б ы ло , он и су щ ественно ча щ е притрагивалис ь к р ы чагу, че м кр ы с ы контрольно й групп ы , котор ы е н е подвергалис ь нака за ни ю н и в одно й и з серий . С кинне р утвер ж дал , чт о нака за ни е ли ш ь подав­ ляе т поведение , н о когда стра х проходит , интенсивност ь подав­ ленног о поведени я возвра щ аетс я к прежнему уровн ю . С огласно С киннеру , альтернативой наказа ни ю дол жн о б ы ть уга ш ени е ре­ акци и ( в это м случа е родител ь н е за м ечае т поведения , которо е ему не нрави тся , но интенсивно поо щ ряе т поведение , которое хо­ чет развит ь у ребенка ) .

Д иапазон применения байки:консультирование родителей де­ тей разных возрастов и проблем.

№ 74. Байка «Дети обнажают лож ь родителей »

Мам а дом а с сожаление м говорит , чт о завтр а на работ е нужн о от ­ мечат ь ден ь рождения . Дл я этог о нужн о покупат ь мног о продуктов , желательн о купит ь подешевл е и т. д.

Каталог баек • 11 1

Н о пото м он а иде т н а работу , доброжелательн о приглашае т все х к столу . В эт о врем я ребенок , которы й прише л помоч ь мам е накрыть н а стол , начинае т говорит ь вслу х то , чт о слыша л дом а вчера .

М ораль:ребенок, в отличие от взрослы х, не может различат ь аудитори ю , в которо й стоит ил и н е стоит говорит ь определенн ы е вещ и. А все слов а родителе й он принимае т за чистую монету.

Комментарий:взросл ы й постоянно отслежи вает , в како м мес­ те и что он мож е т говорить . Бол е е того, в сил у разн ы х обстоя­ тельст в он мож е т говорит ь до м а одни вещ и, а вне до м а — другие . С ледует помнить , чт о дети практически до подростковог о возрас­

та не способны различать , где, когда и что можн о говорить . Э то у м ени е появляетс я постепенно, с возрастом , и зависит от опы та, но не родителей, а собственного, когда дети получаю т в ответ на свои слов а т у ил и ину ю реакцию сверстников . Он и могут легко подвест и родителей, и в том не будет их вин ы . О тветстве ннос т ь за двойственност ь собственног о поведения несут родители, а не ребенок, дл я которог о его родител и — эталон поведения .

Д иапазо н применения байки:консультации родителей проб­ лемных детей, работа с группой родителей по оценке ограничений социального интеллекта ребенка.

№ 75. Байка «Н е надо врать»

Мам а говори т девочке , чт о врат ь плохо . Девочк а такж е все м буде т повторят ь мамин ы слова . Н о вдру г кто-нибуд ь звонит , девочк а бе ­ ре т трубку , а мам а проси т сказать , чт о е е не т дома . Девочк а все м буде т повторять , чт о говори т мама , н о и делат ь буде т то , чт о делае т мама .

М ораль:есл и м ы хотим , чтобы на ш и дети б ы л и правдивыми , в том числе и по отношению к нам, мы сами должны говорить правду Комментарий:особенност ь строения психик и человека заклю­ чается в том, чт о больш у ю ее част ь составляе т бессознательное и ли ш ь небольш у ю — сознание . С ознани е восприни м ае т то, чт о го­ воритс я слова ми . А бессознательное ориентируетс я н а действия других . Бол е е того, именн о бессознательное больш ей частью отве­ чает за причин ы на ш и х поступков . И м енн о поэтому дет и част о го­ воря т то, чт о говорят родители, и делаю т то, что делаю т родители.

11 2 • Глава 3 .Каталог баек

Э ти м ж е объясняетс я и ф акт , что л ю д и знаю т, что такое «хоро ш о» и чт о такое «плохо» , но поступаю т так, ка к поступаю т.

Д иапазо н применения байки:групповая дискуссия с подрост­ ками о природе человеческих поступков, консультирование роди­ телей проблемных детей.

№ 76. Байка «Зависть»

Н . Донска я [7] описывае т эпизо д свое й жизни , посл е которог о он а перестал а завидовать . Однажд ы она , пятилетня я девочка , вмест е с другим и таким и ж е детьм и делал а куличик и и з песка . Дл я тог о чтоб ы куличик и получались , нуже н бы л мокры й песок . Был о ре ­ шен о в нег о пописать . Мальчик и встал и и направил и струйк и куд а положено , а девочк и сели , и струйк и самостоятельн о направилис ь туда , куд а был о удобн о струйкам . Авто р описывае т сво е несказан ­ но е удивлени е и желани е сделат ь так же , как и мальчики . Он а ре ­ шил а потренироватьс я сначал а дома . Та м у них н е был о удобств , н о ей , как само й маленькой , разрешалос ь пользоватьс я ведром . Поднакопи в силенок , он а побежал а домой , встал а в поз у мальчи ­ ков и начал а пробовать . К е е сожалению , вс е струйк и побежал и п о ногам , а по д ним и образовалас ь лужица . Он а подумала , чт о что-т о делае т н е так . И решил а организоват ь мальчико в дл я получени я мокрог о песк а ещ е раз , чтоб ы посмотрет ь повнимательнее , как он и эт о делают .

Мальчик и послушн о выполнил и необходимое , и ту т он а впервые , хот я и имел а старши х братьев , обратил а внимани е на то , чт о у всех мальчико в ест ь специальны е штыречки , которы е помогаю т и м уп ­ равлят ь струйкой .

М ораль:авто р закл ю чает : « Н о пото м д о м ен я до ш ло , чт о из­ м енит ь ниче г о нево з можно . Я поняла , чт о да ж е есл и каким-т о чудом все м альчик и н а Земл е ли ш атс я "эт ого", то у м ен я "эт о " н е появитс я все равно . П отому что ест ь вещ и , котор ы е нево з можн о в ым енять , в ып росит ь ил и забрать . А потому и завидоват ь бес­ с мы сленно» .

К омментарий:очень част о родител и обра щ а ю тс я п о повод у того, чт о их дет и хотя т что-то, а он и не могут себе позволит ь ку­ пит ь это. В этом нет трагедии, потому что эт о зако н жи з ни . М ы всегда дол жн ы в ы бирать . С кольк о б ы дене г н и б ы л о у человека , он н е мож е т съест ь все, чт о видя т глаза, надеть все кост юмы , ко-

Каталог баек • 11 3

тор ы е ле ж а т в м агазинах , поиграт ь во все игру ш к и и т. д. Поэто­ м у над о с раннег о возраст а учит ь детей тому, что есть ве щ и , котор ы е м ы прост о принимае м ка к данность , без со ж алени я по повод у того, чт о м ы этог о не мож е м ил и нам этог о не доста­ нется. М у ж чин ы н е могут то, чт о могут ж ен щ ины . И наоборот. О дн и мо гут петь, другие — рисовать , а треть и — ре ш ат ь задачи. В а жн о принимат ь себя таки м , како й ты есть, и об щ атьс я с людь­ ми, у м е ющ им и делат ь что-т о другое , получа я о т этог о об щ ени я удовольствие .

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростка­ ми, групповая работа с родителями.

№ 77. Байка «Материнская любовь как катализатор творчества ребенка»

Анали з детств а творчески х личносте й позволяе т понят ь т е факто ­ ры , которы е способствую т раскрыти ю таланта . С это й точк и зрения , фигур а Леонард о д а Винчи , безусловно , показательна . Леонард о д а Винч и появилс я на све т в 1452 г. и был незаконнорожденны м сыно м нотариус а Пьер о да Винч и и крестьянско й девушк и Катерин ы [44]. Оте ц забра л сына от матери , и Леонард о жи л с ни м и мачехам и в дом е деда . Н о пр и это м родител ь никогд а н е признава л Леонард о свои м сыном , даж е когд а то т ста л знаменитым , и н е остави л ем у на ­ следства . Законны е дет и появилис ь у отц а Леонард о тольк о в 72 год а от третье й жены , а художник у был о уж е окол о 20 лет . В то же врем я дв е первы е мачехи , н е имевши е собственны х детей , очен ь любил и маленьког о Леонардо , баловал и ег о и дал и ем у мног о любви , кото ­ ро й о н н е мо г получит ь о т отца .

М ораль :дл я развити я творческих способносте й ребенк а в боль ш о й м ер е необходима л ю бов ь м атер и ил и воспитателей.

Комментарий:творчество требует свободы от привычного . Н о така я свобода в мыш лени и возможна, если в детстве ребенку дана свобод а действия , если не подавляю тс я его инициатива , лю­ боп ы тство и ем у позволяетс я настаиват ь н а своем. Э то воз можн о при безграничной л ю бв и м атери, котора я становитс я катализато­ ром творческой активност и уж е взрослог о человека .

Д иапазо н применения байки:консультация молодых родите­ лей, желающих развить творческие способности ребенка.

11 4 • Глава 3 .Каталог баек

№ 78. Байка «Застенчивость»

Сальвадо р Дал и [12] вспоминает : « В родительско м дом е я устано ­ вил абсолютну ю монархию . Вс е готов ы был и мн е служить . Родите ­ л и боготворил и меня» (эт о подтверждени е высказывания , предла ­ гаемог о в предыдуще й байке) . Однак о оте ц Дал и считал , чт о ег о сы н долже н учитьс я в обычно й гимназии . Оказалось , чт о ребенок , которы й в родно м дом е бы л практическ и божеством , н е мо г завя ­ зыват ь туфли , хот я все дет и в классе , живущи е совсе м в други х ус ­ ловиях , могл и эт о делать . Существовал о множеств о таки х мелки х вещей , которы е был и недоступн ы сын у аристократа . Эт о привел о к формировани ю у ребенк а выраженно й застенчивости . Как и по ­ лагается , эт а застенчивост ь сочеталас ь с нестерпимы м желание м внимани я с о сторон ы окружающих . И однажд ы мальчи к наше л спо ­ со б привлеч ь внимани е всех .

О н училс я в колледже , в которо м был внутренни й дворик , куд а вел а и з классны х комна т крута я лестница . Ем у пришл а в голов у мысл ь броситьс я вни з с это й лестницы . О н долг о лелея л мысль , н о как-то ра з все ж е решилс я осуществит ь сво е намерение : когд а однокласс ­ ники и преподавател и спускалис ь п о лестнице , о н разбежалс я и прыгну л в разверсту ю бездну . О н «сильн о ушибся , н о испыта л не ­ описуемо е остро е наслаждение , заглушивше е боль.. . Это т посту ­ пок произве л впечатлени е — рыдат ь над о мно й сбежалис ь все мо и однокашник и и даж е старши е ученики» . Тогд а о н реши л повторит ь это т номер , когд а абсолютн о все вышл и в о двор . «Успе х и н а это т ра з превзоше л все ожидания , наверное , оттого , чт о пере д прыж ­ ком я возопи л чт о был о си л и те м привле к всеобще е внимание . На*- слаждени е снов а оказалос ь таки м острым , чт о я н е почувствова л боли , и не премину л продолжат ь в то м же дух е — примерн о ра з в недел ю я кидалс я с лестницы.. . Никогд а н е забуд у то т дождливы й октябрьски й вечер . Я н е спеш а двинулс я п о лестнице . И з двори ­ ка веял о влажны м аромато м — цвел и розы . На неб е горе л закат , высвечива я в облака х т о леопард а пере д прыжком , т о каравеллу , т о Наполеон а в треуголке . Столпившиес я в о дворик е вра з подня ­ л и голов ы и замерли : священна я тишин а поглотил а вс е шорох и и крики . Высок о подня в голову , осененну ю ореолом , я двинулс я вниз . Я ше л медленно , ступа я со ступеньк и на ступеньк у и упиваяс ь вос ­ торгом , — ни за чт о на свете , ни с кем , даж е с Господо м Богом , я не поменялс я б ы тогд а местами» .

М ораль : очень част о з а засте нчивостью скр ы вается страстное ж елани е слав ы и всеобщ его вни м ания .

Каталог баек • 11 5

Комментарий:воспитание ребенка требует особог о вни м ани я к засте нчивости . Он а в ы рабаты вается об ы чн о тогда, когда ребе­ нок не науче н ил и не способе н делат ь то, что делаю т другие дети, поскольку родител и делаю т эти вещ и за него ил и о н имее т тот ил и иной фи зически й недостаток. Тогда неумение что-то делат ь при­ водит к неэффек тив ном у способу привлечения вни м ани я к своей особе ( кра ж е , ка к эт о дела л С артр, или к паданию вни з головой, как это дела л Д али) .

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей проблемных детей о необходи­ мости вовремя приобщать детей к типичным навыкам, которыми они овладевают по мере взросления.

№ 79. Байка «Беспроблемный ребенок»

На прием е у психолог а мат ь сообщае т в подробностя х о болезн и младшег о ребенк а и всех неприятностях , которы е семь я пережива ­ ла в связ и с этим . На вопро с о втором , старше м ребенк е он а бес ­ печн о отвечает : «О , о н у мен я беспроблемный» . Эт и слов а должн ы насторожит ь психолога , поскольк у формироватьс я беспроблемн о личност ь н е может .

М ораль :развити е личност и ребенк а всегда проходи т чере з кризис ы , котор ы е дол жн ы доставлят ь проблемы ег о родите ­ ля м .

Комментарий:ф ормировани е личност и — это осознание собст­ венн ы х ж елани й и нежеланий . В такие переломные момент ы , ко­ тор ы е част о на з ы ва ю тс я кризисами того ил и иног о возраста, че­ лове к пробуе т свои воз можност и и проверяе т реакции близких на свои действия . Е сли ребенок не обнаружи вает подобных дейст­ вий, то эт о свидетельствуе т о подавлении его личностног о роста. Ч аст о это происходит тогда, когда в семье рож дается боле е сла­ бы й ил и болезненн ы й ребенок. М ат ь не может равноценно рас­ пределит ь свои сил ы между детьми , приче м н а старш его ребенк а возлагается дополнительна я ответственност ь за судьбу больног о ребенка («Т ы ж е старш ая, дол жн а понимать , что м ал ыш у нужн а ти ш ина » и т. д. — множ ество однотипн ы х в ы сказ ы ваний , подав­ ля ющ и х активност ь старш его ребенка ради здоровь я м лад ш его) .

11 6 • Глава 3 .Каталог баек

В этой ситуации становление личност и старш его происходит бо­ лезненно , то есть без естественной проверки внутренних гипоте з ребенка относительно представлений о себе. П оскольку гипотез ы н е проверяю тс я н а родителях , они могут б ы т ь крайне субъективны и не соответствоват ь ни требова ния м общ ества, ни требова ния м сем ьи. Таки е гипотез ы представлены в ы сказ ы вания ми : «Я — ...». В нормальных условия х ребенок проверяе т их на своих близких , ведя себя соответствующ и м образом, и отбрасы вает одни, сохра­ ня я другие, в зависи мо ст и от того, ка к реагирую т на его действие окру ж а ющ ие .

В се м ье , в которо й ест ь больно й ребенок , здоров ы й ребено к пок а ли ш ь накапливае т гипотез ы бе з воз можно ст и проверить . И как только исчезну т проблемы у больног о ребенка , этот стар­ ш и й обязательно обнаружи т свои, которы е могут проявлятьс я в том, чт о подросток попаде т в неблагополуч ну ю компани ю ил и на­ чнет совер ш ат ь противоправн ые поступки. М ы уж е затрагивали проблему , связанну ю с потребность ю заслу жи т ь л ю бов ь сверст­ ников . В данно м случае така я потребност ь будет обусловлена не­ достаточн ы м вни м ание м со стороны родителей.

Д иапазон применения байки:усиление внимания родителей, обратившихся по поводу проблемного ребенка, к ребенку, который пока не вызывает вопросов.

№ 80. Байка «Вырасту, выйду замуж, разведусь и буд у жить счастливо»

Быль . Девочк а 7 ле т живе т с мамо й и бабушкой . Тольк о чт о произо ­ ше л разво д родителей . Н а вопро с взрослого , чт о он а собираетс я делат ь в жизни , он а уверенн о отвечает : «Вырасту , выйд у замуж , раз ­ ведус ь и буд у жит ь счастливо» . Чере з 30 ле т он а с точность ю выпол ­ нил а сво й план .

М ораль:поведение родителе й и их обсуж дение встающ и х пе­ ред ним и пробле м ф ормируе т сценарий жи з н и ребенка .

К омментарий:родител и дол жн ы б ы т ь осторо жн ы в своих действия х и обсу ж дения х своих поступков . И м енн о и х способ ы ре ш ени я пробле м усваива ю т дети. В данно м случа е ребено к у ж е в 7 ле т з нал , чт о бра к — явлени е вре м енное . И м енн о поэтому вы -

Каталог баек • 11 7

рос ш а я девочк а н е считал а в ы бо р м у ж а и сам бра к ответственны м действие м , поскольку , п о е е мн ени ю , счастливой жи з н ь мо гла б ы ть тольк о вн е брака .

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей, находящихся на грани развода или уже расторгших свой брак.

№ 81. Байка «Аисты, дети , щенки»

В свои х воспоминания х К. Юн г [43] пишет , чт о ста л сомневатьс я в искренност и родителе й и взрослых , когд а услыша л их рассказы о б аистах , разносящи х дете й п о семьям . К моменту , когд а родите ­ ли рассказывал и ем у пр о аистов , он уж е знал , чт о у собак и в помет е нескольк о щенков , и помни л сво и рассуждени я относительн о того , скольк о ходо к долже н сделат ь аист , чтоб ы собрат ь весь поме т одно й собак и вместе .

М ораль:дет и подчас более проницательн ы, чем м ы дум аем , а их рассуж дени я могут привест и к неверным вы водам , если мы наделяе м и х изначально ло жн о й информацией .

Комментарий:родителя м н е стоит обман ы ват ь детей даж е в м елочах. И нач е это вернется ло ж ь ю детей в ответ на расспрос ы родителей. О днак о и вдаваться в изли ш ни е подробност и так ж е не стоит . П ерв ы й вопро с м алыш а: «О ткуда я появился? » — об ы чн о в ы зы вае т реакци ю тревог и у м амы . О днак о дети могут ориенти­ роватьс я в проблеме только в рамка х собственног о восприятия и мыш ления . Э т о означает , чт о в этом вопрос е не зало ж ен а по­ треб ность узнат ь о половом акте, о котором дети до определен­ ного возраст а ( о н различае н в деревне и в городе, а так ж е опре­ деляетс я социальн ы м окру ж ение м ребенка ) ничег о н е подозре­ ваю т. Н еобходи м о сначал а уточнить , что именн о ребено к хочет узнать . О н мож е т ответить , например , что сосед сказа л ему, чт о он родилс я в деревне . Тогда м а м а и дол жн а отвечат ь в рамка х данног о вопрос а — в како м конкретно м есте родилс я ребенок. Е сл и ж е вопро с будет имет ь боле е глубокий с мы сл , т о луч ш е показат ь е м у одн у и з популярных книг , где рассказы ваетс я о развитии ребенк а в утробе м атери. П р и этом ребено к освои т со­ циальн о приемлему ю тер мино логи ю , и , воз можно , объяснени е

118 • Глава 3 .Каталог баек

покажетс я е м у скучн ым . Н о эт о н е будет в ы глядет ь ка к неч т о запрет ное , в ы з ы ва ющ е е изли ш не е л ю боп ы тство , а пр и жела­ ни и ребено к са мо стоятельно возь м е т это т источни к и е щ е ра з посмотри т интересующ и е его картинки . О бма н родителе й вс е равн о когда-нибуд ь вскроется , и ребено к поймет , чт о м а м а ил и пап а мо гу т обманут ь его. Вр я д л и родителя м хочется, чтоб ы о н та к считал .

Д иапазон применения байки:разговор с молодыми родителя­ ми о сексуальном воспитании ребенка.

№ 82. Байка «Прикосновение к гениталиям»

Жалоб а воспитател я детског о сада : в детски й са д привел и нову ю девочк у 4 лет , у которо й буквальн о в то т ж е ден ь обнаружилис ь специфически е особенност и в поведении : как тольк о возникае т любо е затруднение , е е ручк а автоматическ и тянетс я к трусикам . И она , н е прячас ь о т други х детей , начинае т ритмичным и движени ­ ям и возбуждат ь себя . К ужас у воспитателя , эт о поведени е весьм а быстр о стал о распространятьс я п о группе . Част ь родителе й в свя ­ з и с эти м начал и требоват ь вывод а девочк и и з группы . Родител и ж е девочки , к удивлени ю воспитателя , заметил и тако е поведени е ребенк а тольк о тогда , когд а и м прям о указал и н а него . Взбешен ­ ная мат ь ту т ж е крико м и шлепкам и наказал а испуганног о ребен ­ ка, которы й и не понял , чт о произошло . А привлеченны е событи ­ е м дет и с ещ е больши м интересо м стал и относитьс я к новенько й девочке .

М ораль:дет и легко копиру ю т поведение друг друга, поэтому прикосновени е к ге ни талия м весь м а б ы стр о распространяетс я в группе детског о сада.

Комментарий:ребенок в возраст е 2 лет начинае т активно ос­ ваиват ь собственное тело. У него нет з нани й о том, почему одн и части тела можн о трогать, а другие — нет. Н екотор ы е дети, долг о остающ иес я без присмотра , а потому посвящ а ющ и е особенно мно­ го вре м ени исследованию своего тела и его возможностей, обнару­ жи ваю т, что раздраж ени е определенны х мест в ы зы вает приятно е о щ у щ ени е и успокаивает . Он и научаю тся в ы з ы ват ь это состоя­ ние удовлетворенности, когда труд ности порождаю т неприят но е чувство.

Каталог баек • 11 9

С трогое наказа ни е за такое поведение приведе т к тому, что ре­ бенок будет продолжат ь совер ш ат ь действие , но научится избе­ гать присутствия взросл ы х в такие мом ент ы .

П одобно е поведение наблю дается у боль ш инств а детей. Н о по­ том он и находя т боле е интересные за ня ти я и заб ы ваю т о своем мимо летно м откр ы тии .

Таки м образом, наилучш и й спосо б избежат ь привычк и при­ косновени й ребенк а к собственн ы м ге ни талия м — н е оставлят ь его надолг о бе з присмотр а и научит ь находит ь полезные за ня тия . К огда ж е взросл ы й видит , чт о рук а ребенк а дви ж етс я в опреде­ ленно м направлении , луч ш е отвлечь его вни м ани е и предложит ь какую -то конструктивну ю деятельность . В этом случа е у ребен­ ка, с одно й сторон ы , н е с ф ормируетс я не гатив на я привычка , с друго й — он научи тс я за нима т ь себя и в будущ ем предпочте т именн о это .

Д иапазо н применения байки:консультация родителей по по­ воду сексуального развития ребенка, беседа с воспитателями дет­ ского сада и учителями начальных классов.

№ 83. Байка «Останься отец мой в живых, он повис бы на мне всей тяжестью

И раздавил бы меня»

Эт о слов а Ж.-П . Сартра , которы й ран о осталс я бе з отц а [35]. То т уме р оттропическо й лихорадки , когд а сын у н е был о и года . Де д Сарт ­ ра — Шарл ь Швейце р — был родны м брато м величайшег о гуманис ­ т а X X столети я Альберт а Швейцера . Мат ь вернулас ь в родительски й дом , и большу ю част ь детств а Сарт р прове л в нем . А когд а он выро с и ста л размышлят ь о себе , то написал : «Останьс я оте ц мо й в живых, он пови с бы на мн е всей тяжесть ю и раздави л бы меня».

М ораль:даж е отсутствующ и й отец участвует в ф ормировани и личност и ребенка . В этом случае он становитс я си м воло м , позво­ ля ющ и м ребенк у сохранит ь целостност ь своей личности.

Комментарий:дл я многих ж ен щ и н остаться одно й и воспиты­ вать ребенк а — ситуация , пугающ а я тем, что он и могут не спра­ витьс я с не й и не сум ею т сделат ь ребенка счастлив ым . Е сть масса ф актов , опровергающ и х эт о представление .

120 • Глава 3 .Каталог баек

О те ц нуже н каж дом у ребенку, поскольку э фф ективно е форми­ рование его личност и связано с представление м, что он — ребенок хоро ш и х родителей. Н о если ребенок остается без отца, то е м у по­ могаю т в этом становлении м еханиз м ы психологической за щ иты. В данно м случа е С арт р объяснил самому себе, почему ему не ну­ ж ен б ы л отец. Н о это не более чем м еханиз м психологической за­ щ иты от боли, что отца нет рядом. С арт р состоялс я ка к личность , поскольку в его жи з н и фи гуру отца полность ю за м енил а фи гур а деда, котор ы й очень л ю би л м альчика .

Точ н о так же в жи з н и Л еонард о да Винчи , о чем мы уж е гово­ рили , б ы л реальн ы й отец, который , однако, никогда н е признава л сын а [44] . Н о и здесь положительный результат б ы л потому , чт о с детства Л еонард о счита л себя сыном Бога, — так он за щ ити л свою личност ь о т осознания непри з нани я себя.

В се эт о означает , чт о наличи е отц а крайн е ва жн о дл я воспи­ та ни я ребенка . О днак о обстоятельств а н е всегда соответству ю т требова ния м теори и воспитания . П оэтому необходимо пом­ ни ть , чт о фи гур а отц а мож е т б ы т ь за м е щ ен а фи гуро й деду ш ки , дяд и ил и стар ш ег о брата , с помо щ ь ю котор ы х ребено к усваива­ е т образе ц м у ж ског о поведения . И но гд а обра з погиб ш ег о отц а (есл и м ат ь ф ормируе т положительный образ ) слу жи т дл я ре­ бенк а м аяко м .

Д иапазон применения байки:консультирование молодых ро­ дителей, обсуждение роли отца с родителями, находящимися на грани развода.

№ 84. Байка «Этна как тест на божественность»

Древнегречески й философ , поэт , врач , полити к Эмпедок л (ок. 492-43 2 гг . д о н . э.) был необычайн о одаренны м человеком . О н ро ­ дилс я н а Сицили и в аристократическо й семье , был стороннико м демократии , известны м врачом . Эт о о н полагал , чт о в о Вселенно й существуе т четыр е первоначал а — огонь , воздух , вод а и земля , ко ­ торы е он назва л «корням и все х вещей» . Эт и начал а вечны и неиз ­ менны , вс е ж е изменени я видимог о мир а происходя т благодар я и х сочетани ю дру г с друго м по д воздействие м дву х фундаментальны х сил : притяжени я (Любви ) и отталкивани я (Вражды) . «Рождение » и «гибель » — лиш ь неточны е имена , за которым и стоя т «соедине -

Каталог баек • 12 1

ниє » и «разъединение » корне й все х веществ . Он предложи л и опи ­ сани е судьб ы живы х существ : душ а перевоплощаетс я в тел а рас ­ тений , животны х и люде й как наказани е и освобождени е от «круг а рождений » посл е очищени я о т скверны . Са м Эмпедок л утверждал , чт о бы л раньш е мужчино й и женщиной , рыбой , птицей , зверем . П о легенде , уж е пр и жизн и люд и признавал и ег о бого м з а недю ­ жинны й интеллект . О н са м настольк о уверилс я в этом , чт о реши л доказат ь справедливост ь таког о суждения . Поэтом у о н бросилс я в жерл о вулкан а Этна , прям о в кипящу ю лаву , полагая , чт о останетс я в живых . Н о с Этно й соперничат ь бесполезно . Вулка н д о си х по р стои т на д Сицилией , вызывая у зрителе й восхищени е и страх . И мы никогд а н е узнаем , чт о подума л Эмпедокл , когд а все м тело м ощути л ег о нечеловеческу ю мощь .

М ораль :н е вс е представления л ю де й стоит проверят ь н а практике .

К омментарий:родител и дол жн ы ф ормироват ь у ребенк а четкое чувств о опасност и пере д ситуация ми , котор ы е грозя т с м ерть ю . И нач е в ы растаю т дети, котор ы е полагаю т , чт о с ним и ниче г о произойт и н е мож ет, чт о б ы он и н и делали . Он и ездя т п о дорога м бе з правил , угро ж а я всем ; за нима ю тс я опасн ым и вида м и спорт а и т. п . В сем известны последствия подобног о поведения .

Д иапазон применения байки:групповая работа с подростка­ ми, консультирование родителей проблемных детей.

№ 85. Байка «Нет ничего более разрушительного дл я непосредственно опыта, чем познание»

Эт о высказывание К. Юнг а [44].

М ораль:в развитии ребенка дол ж е н б ы ть сначала непосредст­ венн ы й опы т, а потом знание . К огда ребенку сначала рассказыва­ ют, чт о представляе т собой явлени е ил и вещ ь, а потом предлагаю т и х испытать , о н может почувствоват ь только то , что ему рассказа­ ли, и так и не с мож е т о щ утит ь их сполна .

Комментарий:собственное ощ ущ ение и активност ь ребенка явля ю тс я основой его уникальног о восприятия жи з н и и формиро­ вания собственной картины мира. Если ребенок сначала получает

12 2 • Глава 3. Каталог баек

з нани я извне , а потом проверяе т на собственном опы те, то он пе­ рестает ф ормироват ь свой взгляд на жи з нь . Н апри м ер , когда ре­ бенк а до ш кол ы учат рассказы ват ь п о картинк е о том , чт о та м нарисовано , то чере з какое-т о вре м я он начинае т видет ь н а кар­ ти нка х то, чт о види т обуча ющ и й взросл ый , а н е то, чт о он мог бы увидет ь сам . В зросл ы й у ж е ли ш е н о щ у щ ений , поскольк у каж до е и з ни х м г новенн о дополняетс я его з наниям и о мир е . И м енн о поэтому о н видит , ка к пересекаю тс я рельс ы ж елезно й дороги, н о говорит себе, чт о он и параллельн ы. Ребено к доверяе т себе и своим о щ у щ ения м . О н верит , что рельс ы пересекаю тся , а когда он в ы растет , то достане т до неба. Н о он пойде т в ш колу , и эта илл ю зи я все мо гу щ еств а развеется. В сяко е познани е м еняе т вос­ приятие , ка к б ы встраива я его в рамк и картины мира, созданно й поколениями л ю де й задолг о до ро ж дени я ребенка . С этой точки зре ни я чрезмерна я интеллектуализация начальной ш кол ы (а у нас даж е и детског о сада) вредна дл я ф ормировани я непосредственно й картины мир а ребенка .

Д иапазо н применени я байки : беседы с воспитателями детско­ го сада и учителями начальной школы, консультации родителей дошкольников.

№ 86. Байка «Пифагор и диета »

Рекламиру я то т ил и ино й товар , производител и част о привлекаю т известны х людей . Эт о объяснимо : у многи х ест ь подспудно е ощуще ­ ние , чт о талантливы й челове к талантли в в о всем . Н о эт о н е совсе м так. Велики й гре к Пифаго р [43] счита л себ я не тольк о математико м и философом , н о и велики м диетологом . Именн о поэтом у ег о шко ­ л а был а н е прост о философско й и математической , н о и ещ е дието ­ логической . Согласн о ег о учению , в пищ у нельз я употреблят ь боб ы и сердце , нельз я первы м брат ь ломот ь хлеб а (то ест ь все должн ы ждать , пок а кто-то , сильн о проголодавшись , не вытерпит ) и позво ­ лят ь ласточка м гнездитьс я по д крыше й дома . Нельз я ест ь и собс ­ твенну ю собак у (а чужу ю — можно) .

М ораль : при кормлени и ребенка н е стоит опиратьс я н а диету, предложенну ю великим м атем атиком ( ил и л ю б ы м другим у мны м человеком, но не специалистом в данно й области). Л уч ш е прокон­ сультироватьс я у специалиста .

Каталог бае к • 12 3

К омментарий : числ о лю дей, вы ступающ и х в различн ы х С М И и предлагающ и х свои диеты , неумолимо растет. П р и этом пра­ вильност ь свои х в ы сказ ы вани й и предпочтений он и подтвержда­ ю т статусом специалист а в чем угодно, но только не в м едицине или фи зиологии.

Д иет ы непрофессионало в обы чно составля ю тся взросл ыми , часто пожилым и лю дьми . И звест но , что (посл е 40 лет ) чем стар­ ш е человек, тем м ене е калорийну ю пи щ у и в м ень ш ем объеме ему нужн о употреблять : П оэтому част о диеты , предлагаем ые таки м и диетолога м и дл я всех, н е содер ж ат мя сно й и мо лочно й пи щ и . В детстве нель з я ограничиват ь детей ни в молоке , ни в мя се , по­ скольку именн о в этих продукта х он и черпаю т и м атериа л дл я строительств а организма , и энергию дл я дви ж ения . Н еобходи м о соотносит ь диет у с возрастом человека .

Тольк о в на ш е й стране есть наказа ни е детей «за то, что не ест». М ногие родител и полагают, что количеств о пищ и, котора я нуж­ на ребенку , дол жн о увеличиватьс я линейно , то есть чем старш е и крупне е ребенок — тем больш е пи щ и . Н о это не так. За первый год жи з н и организ м увеличиваетс я в размере в 3 раза. В это вре м я ребенок мож е т есть очень много. Н о после 2 лет рост уже не столь стреми теле н , чем раньш е. П оэтому многие дети резко сокра щ аю т количеств о потребляемой пи щ и . П отом внов ь наступает бурн ы й рост, ребено к опят ь начинае т много есть ( примерн о в 5- 7 лет) . За­ тем ребенок снов а ест м еньш е и растет медленнее . Во вре м я пубер­ татного период а (перио д половог о созревания, у девоче к в 11 - 13 , у м альчико в в 13 - 1 5 лет) , подросток начинае т дваж ды ужинать, а в промежутка х м еж ду приемами пи щ и регулярно бегать к холо­ дильнику .

Рань ш е полагали, чт о родител и дол жн ы накладыват ь опре­ деленно е количеств о пи щ и , а ребено к дол ж е н все съедать . Те­ пер ь м ы з наем, чт о жи ров ы е клетки, появив ш ис ь в организме , навсегда оста ю тс я в нем. П оэтому нужн о класт ь ребенк у на та­ релк у столько , скольк о о н об ы чн о съедает , ил и чут ь м ень ш е — в расчет е н а то, чт о пр и его ж елани и ем у можн о положит ь ещ е. У ка ж дог о ребенк а пр и ро ж дени и ест ь специальн ы й м еханиз м , ко­ тор ы й регулируе т количеств о необходимо й пи щ и . У больш инст ­

Наши рекомендации