М но ги е м а м ы совре м енн ы х молоды х мам вскар м ливалис ь и х

собственн ым и м а м а м и не м енее года. В ныне ш ни х условия х иссле­ дователи пыта ю тс я найти разумн ы е объяснения дл я прекращ ени я кормлени я в определенном возрасте. Ч е м более слаб ребенок при ро ж дении, тем дольш е может бы ть период грудного вскармлива­ ния . В то ж е вре м я чем бы стрее он развивается, тем сильне е у него потребност ь в дополнительно м питании . Бол ь ш инств о авторо в полагаю т, чт о сейчас , пр и воз можно ст и приготовления дл я ре­ бенк а специально й детской пи щ и , нет необходимост и кормит ь ребенк а боле е года. Д лительно е кормлени е требуе т о т материн­ ског о организма дополнительн ы х усилий , прежд е всег о эфф ек­ тив но г о обмен а кальция . Е сл и организ м к это м у не готов, у мате­ р и мо гут начат ь в ып адат ь зуб ы .

А вот э моциональна я зависи мо ст ь от м атеринской груди долж­ на б ы ть обязательно перенаправлена в адекватн ы й дл я ребенка способ сняти я стресса. М ать дол жн а обучат ь его справлятьс я с разн ым и ситуация ми , находяс ь с ни м рядо м и показывая , ка к раз­ реш аю тся проблемы.

И м енн о поэтому можн о рекомендоват ь мамам кормит ь ребен­ ка грудью в тече ни е только первог о года жи з ни . А в тех случаях, когда м ал ы ш будет требоват ь грудь дл я успокоения в необычно й дл я него ил и труд но й ситуации, отказы ват ь ему в этом (желатель­ но с первог о раза, чтобы не закреплят ь реакци ю ). И , поддержива я ребенка , показат ь ем у доступн ы й дл я него вы ход и з сло жи в ш ейс я ситуации. Бол е е того, освоение нового способа взаи мо действия с окру ж а ющ им и можн о подкрепит ь чем-т о приятным дл я ребенк а (н о н е груд ны м кормлением ) .

Ч т о подобный отрыв не приносит детям вреда, знают те мамы, которые в сил у обстоятельст в вынуждены бы ли оставит ь детей на небольшой срок (иногда даже на день) с другими близкими ребенку лю дьми (папой, бабушкой, дедуш кой). Вернувшись, они обнаружи­ вают, что ребенок легко обходится без такого способа питания, осо­ бенно если находится в благожелательной обстановке, где всегда есть кто-то, кто помогает ему решать проблемы. Но поскольку у него нет

Каталог бае к • 4 7

привычк и обращ аться к ним за грудным питанием, он быстро науча­ ется обходиться без него и приобретае т новые образцы поведения.

Д иапазо н применени я байки : индивидуальная или групповая беседа с родителями или воспитателями, обсуждение поведения в семье в первый год жизни ребенка.

№ 18. Байка «Длинны й мамин хвост»

Харло у X . Ф . [23],'который пыталс я понят ь поведени е людей , иссле ­ ду я повадк и обезьян , однажд ы прове л тако й эксперимент . О н сде ­ ла л дв а проволочны х макет а обезьян , которы е стал и суррогатным и матерям и дву м новорожденны м обезьянкам , никогд а н е видевши м собственны х матерей . У одно й тако й проволочно й матер и (у каждо й из них был а вставлен а бутылочк а с соско й и молоко м где-т о в райо ­ не середин ы тела ) был длинны й веревочны й хвост , а у друго й — ко ­ роткий . Детеныш и исследовал и мир , держас ь з а хвост ы свои х «ма­ терей» . Оказалось , чт о то т детеныш , которы й держалс я з а длинны й хвост , име л боле е высокий интеллек т и был боле е адаптивен , че м тот , которы й держалс я з а коротки й хвост , а наиболе е выраженны м чувство м пр и встреч е с новым второг о малыш а был страх .

М ораль : чем длинне е юбка, з а котору ю дер жи тс я ребенок, тем выш е его интеллект , тем боле е он адаптиве н в жи з ни .

К омментарий : многие мамы крайне тревожны, что подкрепляетс я вполне объективным и ф актами, которые в достаточном количестве ежедневно предоставляю тся средствами массовой информации . Э ти мамы крайне плотно опекают детей, провожа я их в ш колу и встречая из ш колы весь период пребывания ребенка в младш их классах. В до­ ш кольны й же период они зорко наблюдают за перемещением малы­ ша, часто не отходя от него ни на шаг. Но дети нуждаются в самосто­ ятельном освоении мира. М а м ы могут хотя бы сесть на скамеечку, пока дети бегают вокруг них. Кстати, чем более спокойна мама, тем увереннее м алы ш возвращ ается к ней после пребывания на некото­ ром расстоянии от нее.

М н е з наком ы дети, котор ы м сты дно , чт о их в четвертом клас­ се приводя т в ш кол у и забира ю т бабу ш к и ил и м а мы , ли ш а я са­ мо стоятельност и и воз можно ст и почувствоват ь себя взросл ыми , как эт о дела ю т их «м ене е счастлив ы е » одноклассники, м а м ы и ба­ бу ш к и котор ы х н е могут потратит ь столько вре м ен и н а свое чадо.




48 • Глава 3 .Каталог баек

Э т и дети, воз можно , име ю т боле е в ы соки й акаде мич ески й интел­ лек т ( поскольк у и до м а ш ни е зада ни я они делаю т с родителями ) , н о их воз можно ст и адаптироватьс я в социу м е , что и составляе т социальн ы й интеллек т ( необходима я баз а дл я в ы соки х достиже­ ни й в об щ естве) , су щ ественно сни ж ен ы . Бол е е того, чем поздне е и м предоставляетс я са мо стоятельность , тем боль ш и е о ш ибк и он и совер ш а ю т .

Я до сих по р помн ю , как м ам а разреш ил а мн е вперв ы е само й вернутьс я и з детског о сада (эт о б ы л о перед ш колой ) . Я за ш л а п о пут и до мо й к подружк е и пробыл а у нее окол о часа, которы е мо я м ам а запо мни л а на всю жи з нь . К огда я наконе ц приш ла, м ен я не наказали. О днак о ви д моей м ам ы позволил мн е осознать , что про­ изо ш ло . С тех по р я никогда не заходил а куда-то, не оговорив это предварительно с м амой .

П ятиклассник же, которы й ни раз у не ш ел домо й один, может загля ну т ь не только к другу, но и в такое место, о котором труд н о догадаться родителям, поскольку они никогда н е интересовалис ь предпочтениями ребенка , а всегда вопло щ ал и в жи з н ь собствен­ ны е представления .

Ребенк у необходимо дат ь четкие инструкции о том , ка к вести себя в тех ситуациях , когда подходят не з накомые ил и малознако­ мые взросл ы е . О пы т показывает , что даж е пребывание сильног о папы рядо м н е мож ет уберечь ребенка от нападения агрессивно настрое нны х не знакомцев . Н о у м ени е ориентироватьс я в ситуа­ ци и мож ет помоч ь ребенку и укрепит его са мо стоятельност ь и уве­ ренност ь в себе.

Д иапазо н применения байки:беседа с родителем или воспита­ телем о границах самостоятельности ребенка.

№ 19. Байка «Детские сказки-страшилки»

Кт о н е слыша л специфически х сказок, которы е шепото м рассказы ­ ваю т дру г друг у дети ? Он и как дв е капл и вод ы похож и одн а н а дру ­ гую : всюд у ест ь запре т и нарушени е ег о детьми , з а которы е пото м расплачиваетс я вся семья .

Например , типична я страшилка . «Мам а велел а детя м купит ь мыло .

Однак о "земляничное " просил а н е покупать . Дет и пришл и в мага-

Каталог баек • 49

зин , вспомнил и пр о "земляничное " мыл о и купил и его . А вечеро м штор ы н а окна х превратилис ь в страшны е зелены е рук и (даж е сей ­ час , чере з мног о лет , когд а я пиш у эт и строки , н а мои х рука х по ­ являютс я мурашки) . Он и окутал и каждог о член а семь и и задушил и всех» .

Рассказываетс я это , с позволени я сказать , литературно е произве ­ дени е обычн о пере д сном , в детско й компании . У слушателе й во ­ лос ы встаю т дыбом . И молчани е долг о н е нарушается , поскольк у кажды й и з дете й легк о представляе т себ я в тако й роли .

М ораль : детский ф олькло р взы вает к взросл ым . О н несет оп­ ределенну ю информаци ю , котора я может б ы т ь полезно й дл я по­ нимани я детског о восприятия .

К омментарий : особенность ю детског о восприятия являетс я то, что дети не сл ыш а т частицу «не». В данном случае они запо минаю т что-то про «зем ляничное » мы ло. А потому и покупаю т его. Но в ре­ альност и бы ваю т более трагич ные ситуации: родители говорят , что дорогу нельз я переходит ь в неположенно м месте. Ребенку прихо­ дится долг о перебират ь неположенные места, и очень хорош о, если при этом переборе ничего не случится. Родитель в общ ении с ре­ бенком дол ж е н произносит ь инструкцию в положительно м ключе:

«П ереходи дорог у по пеш еходно му переходу» . И нс трукция четкая и недвусмысленная .

В есьм а част о дети попадаю т в сло жны е ситуации именн о по причине полученно й им и неадекватно й инструкции. К а ж д ы й раз, когда родител ь говорит ребенку : « Н е дела й то-то», — он сообща­

ет о том , чт о не хочет, чтобы ребенок что-то совер ш ал, но ничего не упо мин ае т о том , что нужн о и как правильно делать. П оэтому луч ш е сраз у говорить , что о жи даетс я от ребенка . Н апри м ер , вмес­ то: « Н е разговарива й в ш коле » луч ш е сказать: « Вы слу ш а й вни­ м ательно, чт о говорит учительница , а потом перескажеш ь . М н е будет очень интересно» . Вместо: « Н е дерис ь с Васей» луч ш е ска­ зать: « П опробу й поиграт ь с Васей с твоей новой м а ш инкой» . Сто­ ит прислу ш атьс я к тому, что мы говори м , чтобы понять , почему ребенок та к упоре н в своем поведении.

Д иапазо н применени я байки : индивидуальная беседа с родите­ лем или воспитателем по поводу неадекватного поведения ребенка, обучение родителя эффективному разговору с ним.

• Глава 3.Каталог бае к

№ 20. Байка «Сказка про Красную Шапочку»

Попросит е родител я ил и групп у родителе й (при это м кажды й и з них рассказывае т тольк о одн о предложение ) пересказат ь сказку пр о Красну ю Шапочк у так, как он и помня т ее с детства . Во врем я расска ­ з а прост о задавайт е некоторы е вопросы .

Жила-был а девочка , и звал и е е Красна я Шапочка . Бабушк а (п о дру ­ го й верси и — Мама) связал а (сшила ) девочк е замечательны й голов ­ но й убор . Он а выглядел а в не м очен ь привлекательн о и никогд а не снимала , потом у ее и прозвал и Красна я Шапочка .

Во т Бабушк а заболела , и Мам а отправил а девочк у е е навестить . (Можн о спросит ь рассказывающего : «Как узнали , чт о Бабушк а забо ­ лела ? Сорок а н а хвост е принесла ? У них был мобильны й телефон ? А может , прост о Мам а решила , чт о пор а навестить?» . Можн о согла ­ ситьс я с любо й версие й рассказчиков , потом у чт о важн о н е содер ­ жание , а са м фак т осознани я им и того , чт о сказка запомнилас ь авто ­ матическ и и совсе м не продумана) . Мам а напекл а пирожков , поло ­ жил а их в корзинку , туд а же поместил а горшоче к с маслом , и девочк а отправилас ь в лес . (Здес ь можн о спросить : «А мама знала , чт о в лес у ест ь Волк?» . Есл и возникне т замешательство , т о можн о напомнить , чт о он а сказал а девочке : «В лес у с Волко м не разговаривай» . Здес ь уместн о спросить , как поступи л бы тот , кто участвуе т в пересказе : отправи л б ы о н сво ю маленьку ю хорошеньку ю дочк у в лес , есл и б ы знал , чт о та м ест ь волк ? Стои т выслушат ь все комментарии , а заодн о спросить , заче м родител и рассказываю т эт у сказку, есл и сам и так поступат ь н е будут ? Н е кажетс я л и и м поведени е Матер и нескольк о странным? )

Дале е девочк а иде т в лес , п о дорог е собирае т цветы и пое т песни . (Ва ш комментари й в это т момент : «Чем отличаетс я красная шапочк а о т друго й шапочки?» . В ы подводит е аудитори ю к мысли , чт о красны й цве т — контрастны й по отношени ю к зеленому , а потом у он особен ­ н о хорош о выделяетс я н а фон е зелени . Вед ь есл и б ы девочк а был а одет а в камуфляжну ю шапочку , он а не встретил а бы Волк а и сказки б ы н е было . Н е правд а л и странно , чт о все направлен о н а привлече ­ ни е внимани я Волка : и цве т шапочки , и запах и из корзинки , и песн и и все , чт о девочк а делает? )

Наконе ц девочк а встречае т Волк а и заговаривае т с ним . Он а со ­ общае т ем у дорог у к Бабушке , а дале е н е он а решает , как е й идт и (нарушен а инструкци я матери , поскольк у девочк а н е слышал а ча ­ стиц ы «не»), а е е направляе т Волк . О н бежи т п о коротко й дороге , он а иде т п о длинной .

Каталог баек • 5 1

Вол к подбегае т к дом у Бабушки , выясняет, измени в голос , как от ­ крываетс я дверь , дергае т з а веревочку , двер ь отворяется , о н съеда ­ е т Бабушку . Зате м о н надевае т одежд у Бабушки . (Можн о ненароко м спросить , откуд а о н е е взял: сначал а Бабушк у раздел , а пото м съел , ил и сначал а съел , а пото м вытащи л одежд у из о рта? Н о можн о со ­ гласитьс я и с версией , чт о в шкаф у был дополнительны й комплект , возможно , заране е подготовленны й к случаю . Своим и вопросам и вы вызываете все больш е и больш е сомнени й в необходимост и читат ь эт у сказку маленьки м детям. )

Зате м входи т девочка , и в сказке говорится , чт о он а «прилегл а на постель» . (Можн о спросит ь у родителей , как част о он и ложатс я на постел ь к больно й бабушк е и рекомендую т ли тако е поведени е сво ­ и м детям ? Ответ ы следуе т прост о внимательн о выслушать . Родите ­ ли , уж е подготовленны е предыдущим и вопросами , все боле е и бо ­ ле е внимательн о относятс я к пересказываемом у тексту . Ту т ж е мож ­ но спросить , почем у Вол к Бабушк у съе л сразу , а внучку — нет?)

Наконец Волк проглатывает девочку. Дале е по тексту: «На шу м пришл и Дровосеки» . (И вновь можн о спросить , что за шу м он и могл и услышать ? Девочк а не могл а кричать, так как Волк проглоти л ее одни м махом . Может , Дровосек и заране е был и приглашен ы и ждал и случая? )

Он и вошли , распорол и Волк у живот . И з нег о вышл и Бабушк а и внучка, об е живы е и невредимые . И тогд а Бабушка , котора я тольк о чт о был а больной , отправилас ь за камнями . Он и набил и ими Волк у живот , а у нежно й Красно й Шапочк и случайн о нашлас ь иголка , которо й он и ег о и зашили . (Здес ь можн о дополнить , чт о в первоначально м вариант е сказки Ш. Перр о был о окончание , в которо м он проси л девуше к не гулят ь там , гд е част о встречаютс я юноши . Эт а сказка был а создан а и м тогда , когд а в о Франци и был о принят о рассказыват ь молоды м девушка м фривольны е миниатюры . Именн о поэтом у в не й пр и всех усилия х редакторо в всегд а остаетс я неки й оттено к сексуальности . Наконец , можн о спросить , хотя т л и тепер ь родител и рассказыват ь эт у сказк у свои м детям? )

М ораль:сказк а може т нест и дополнительну ю информаци ю ре ­ бенку , о которо й н е подозревае т родитель .

К омментарий:анали з это й сказк и прове л американски й пси ­ хоаналити к Э . Бер н [5]. Эт о о н увиде л в не й нестыковки , тогд а ка к множеств о родител и н е замечаю т эти х подводны х камней . М ы уж е говорил и ранее , чт о информацию , полученну ю д о 5 лет , чело ­ ве к н е подвергае т критике , а потом у и з поколени я в поколени е эт а сказк а передаетс я бе з обсуждени я межд у детьм и и родителями .

52 • Глава 3. Каталог бае к

С огласн о Э . Б ерну , все участник и соб ы ти й устроил и Во лк у лову ш ку . У К расно й Ш апочк и в данно й сказк е нет н и папы , н и деду ш ки , то ест ь у М а м ы и Б абу ш к и не б ы л о супругов . К по­ нимани ю сло жи в ш ейс я ситуаци и и хотя т подвест и девочк у е е са мы е близки е родственниц ы . Е сл и м у ж чин е регулярно устраи­ ват ь лову ш к и и набиват ь жи во т камнями , т о в конц е концо в о н предпочте т уйт и в боле е спокойно е м есто.

Все герои данно й сказки делают одно, а говорят — другое. Б ер н такое взаимо действие назвал И грой, а данн ы й вариант игры — «Чу­ ж а я вина » (с больш о й буквы мы пиш ем некотор ы е имена и на­ зва ни я н е потому , что они дол жн ы по правила м написания бы ть с заглав ной, но потому, что это — си м вол ы ).

С ут ь игровог о взаи мо действия в данно м случае состоит в том, что поведение девочки провоцируе т Во лка на агрессивное пове­ дение , но окру ж а ющ и е и он а сам а уверен ы , что во всем винова т только Во лк.

Во все не ф акт , чт о чтени е сказк и приведе т к подобному по­ ведению ребенка . М ы уж е говорили, чт о ва жн а не сказка , а от­ но ш ени е к не й того, кт о ее читает . Е сл и родител ь в конц е сказк и поговорит с ребенко м о поведении К расно й Ш апочки , спроси т о том , ка к можно , не привлека я вни м ани я Волка, пройт и к Ба­ бу ш ке , и напомни т о том, ка к нужн о вест и себя с не з накомым и л ю дь м и (здес ь родител ь н е говорит о том , что н е нужн о с ни м разговаривать , поскольку , ка к м ы уж е з наем, ребено к н е сл ыши т частицы «не», а четк о обговаривае т ка ж ду ю ситуаци ю ) , то сказ­ к а дас т тольк о положительный э фф ект . Ребенок , в ы слу ш ав ш и й ее и обсудив ш и й с родителем, будет предупрежде н и воору ж е н новым з нанием.

В а жны й момент , котор ы й нужн о имет ь в виду пр и чтени и детям сказо к и мифо в : они теря ю т свою архетипическу ю значи­ мость, ка к только м ы начинае м задават ь вопрос ы . Люб а я сказк а сраз у ж е превращ аетс я в бы ль, а тот си м волический компонент , котор ы й он а несла, утрачивае т свою актуальность .

Д иапазон применения байки:групповая работа с родителями или воспитателями, индивидуальная беседа с родителем относи­ тельно того, о чем мы думаем, когда предлагаем ребенку определен­ ную информацию, тогда как он получает совсем иную.

Каталог баек • 53

№ 21. Байка «Перед кабинетом врача»

Однажд ы в детско й поликлиник е я стоял а с о свои м младши м сыно м в очеред и к врачу. Нам пришлос ь стат ь очевидцам и одно й удиви ­ тельно й сцены . Пере д кабинето м окулист а стоял а мам а с трехлет ­ ни м малышом , который , по-видимому , был уж е достаточн о обре ­ мене н знаниям и о том , чт о происходи т в кабинетах , поскольк у они , посеща я черед у врачей , получал и направлени е в детски й сад . Ма ­ лы ш тихоньк о подвывал , иногд а всхлипывая . Мама , котора я устал а уговариват ь ребенка , выглядел а очен ь возбужденной . И вот, чтоб ы успокоит ь малыша , уж е н е контролиру я себя , он а говорит : «Д а о н ничег о теб е н е сделает . Тольк о глазк и выколет» . С этог о мгновени я хныкань е перешл о в рев. К счастью , он и вошл и в кабинет , и чт о был о дальше , я не знаю .

М ораль:в состоянии усталост и ил и возбу ж дения м ы мож е м вну ш ит ь ребенку не полезные посылы, а на ш и собственн ы е пота­ енн ы е страхи.

Комментарий:когда родитель сам боитс я врачей, ребенок тож е будет их бояться. С тре мясь предотвратит ь негативную реакцию ре­ бенка на боль, родитель скры вает от него то, что процедура будет неприят ной . А потому ребенок перестает доверят ь и докторам , и ро­ дителям . Тогда, попада я в детскую поликлинику , он в неведении полность ю подчиняетс я своему страху, который , в свою очередь, усиливае т страх родителя перед врачами, и круг замыкается.

Ч тоб ы н е возникал о такой связи, перед первым посещ ение м доктора нужн о подготовит ь ребенка и последовательно рассказат ь ему все процедуры, которы е он будет проходить . Е сл и родител ь точ н о н е знает, чт о произойдет , можн о проиграт ь разн ы е вариан­ ты ил и прост о спросит ь врача уж е в кабинете , что он планируе т делать.

Н апри м ер , пере д посещ ение м зуб ного врача следует сказать, что врач возьм ет блестящ у ю м еталлическу ю палочку , и когда она ока ж ется во рту у ребенка , он почувствуе т холодок. Д але е родител ь расписы вае т все, н о н е упо мин ае т слов о «боль». О н перечисляе т все о щ у щ ения . М о жн о , например , взят ь чайну ю м еталлическу ю ло ж к у и провест и ею по внутренне й поверхност и ротовой полос­ ти. И тогда ребенок, следуя узнавае мо ст и о щ у щ ений , будет дове­ рят ь и родителю , и врачу. Бол ь ж е чащ е всего возникае т от страха.

54 • Глава 3. Каталог бае к

О чен ь ва жн о родител ю контролироват ь и собственн ы е чувства и слова. Д л я этого перед посещ ением врача мама может сначала все пересказат ь папе ( или , наоборот, папа — м ам е), чтобы внезапн ы е собственн ы е страхи родителя не передалис ь ребенку.

Д иапазо н применения байки:индивидуальная беседа с роди­ телем или воспитателем о том, как правильно готовить ребенка к посещению больницы и поликлиники.

№ 22. Байка «А то будет, как в прошлый раз»

Ест ь тако й анекдот .

Ехал и звер и в автобусе . Вдру г Зая ц закричал: «Звери , кто укра л у мен я кошелек? » Звер и стал и перешептываться , но никт о не признал ­ ся . Тогд а Зая ц вновь говорит : «Звери , отдайт е кошелек , а то будет , как в прошлы й раз». Удивилис ь звери , забеспокоились . Зая ц опят ь требу ­ ет : «Звери , отдайт е кошелек , ат о будет , как в прошлы й раз». Ту т Вол к встает, подходи т к Зайцу , отдае т кошеле к и спрашивает : «Заяц, а чт о был о в прошлы й раз?» — «Что было , — отвечае т Зая ц ворчливо , — ук­ рал и и не вернули . Во т то и было» .

М ораль:иногд а в в ы сказ ы вания х других мы видим боль ш е со­ дер ж ания , че м он о реально вклю чает в себя.

Комментарий:част о родителе й пугаю т многие детские воп­ росы , которы е, ка к им каж ется, относятс я к серьезн ы м взросл ы м проблемам. Н апри м ер , ребенок 3 лет спра ш ивает : «М ам а, а отку­ д а я взялся? » М а м а в уж асе бросается искат ь кни ж к и «про это» , путано объясняе т ребенку то, что о н вовсе н е намеревалс я узнать, так ка к ещ е н е располагае т сведения м и в данно й области. Ребено к отмахиваетс я от ее объяснений и говорит : «А П етя сказал, чт о он родилс я в дом е, котор ы й стоит напроти в наш его. А я где?» Преж­ де че м отвечать, стоит уточнит ь у м алыш а, что именн о он имее т в виду. Н апри м ер , можн о дополнительно спросить : «А почему тебя эт о заи н тересовало? » Тогда взросло м у будет понятно , чт о конкретно ребенок о жи дает усл ыш ать .

Д иапазо н применения байки:индивидуальная работа с ро­ дителями, групповая работа с подростками, в которой им нужно объяснить, что люди могут не понимать друг друга, неверно ин­ терпретируя содержание вопросов.

Каталог баек • 55

№ 23. Байка «Бабушка и динозавры»

Пятилетняя внучка посл е просмотр а любимо й телевизионно й програм ­ мы обращаетс я к бабушке: «Бабушка, а когда ты была маленькой, какая детская передач а теб е нравилась больш е всех?». — «Когда я была ма­ ленькой , — отвечает бабушка, — телевизоро в ещ е не было». — «Как, ба­ бушка , ты что, жил а при динозаврах?» — удивляетс я внучка.

М ораль:обстоятельства и условия жи з н и м еня ю тс я столь стре­ ми тель но , чт о дет и с трудом представляю т себе то, ка к жи л и рань­ ш е и х близкие . С кол ь б ы подробными н и б ы л и и х рассказы , дети до определенног о вре м ени все равно соотнося т их с те м и реалиями , к котор ы м привыкли . И м енн о поэтому многие рассказ ы родите­ ле й обретаю т ф антастическое обрамление . Ч ем сло жн е е то, чт о опис ы вае т родитель , тем боле е изо щ ренному искажени ю он о под­ вергается. Э т о означает , что один и тот же сюж ет необходимо рас­ сказ ы ват ь ребенку многократ но , в разны х контекста х и в разн ы е возрастн ы е отрезки.

Комментарий:специ фи к а восприятия и мыш лени я ребенк а закл ю чаетс я в том , что словесн ы е описани я он вставляе т в рам­ ки привычног о ем у образног о ряда . С другой сторон ы , необычные образ ы оставляю т з начи тель ны й след в памят и и могут участво­ вать в ф ормировани и об ы денн ы х представлений, поскольк у у ре­ бенка пок а н е с ф ормирована объективна я (с точки зре ни я данног о об щ ества ) ш кал а представлений и ценностей. Значимост ь новых объектов соотноситс я с внутренне й ценностно й ш калой, котора я определяетс я тем, насколько то ил и ино е явлени е поразил о ребен­ ка. Бол е е того, л ю бо е сооб щ ение взрослого, если оно не представ­ лен о ребенку доступно дл я него, может подвергаться искажени ю л ю бо й степени.

Д иапазон применения байки:разговор с родителем о том, на­ сколько подробно он должен сообщать ребенку свои требования, многократно проверяя точность понимания им предлагаемых инс­ трукций.

№ 24. Байка «Ребенок и телевизор»

Девочк е 5 ле т был о предложен о нарисоват ь рисуно к семьи . Он а на ­ рисовал а себ я и телевизор . Н а вопро с психолог а о том , гд е ж е мама ,

56 • Глава 3.Каталог баек

девочк а не задумываяс ь ответила : «На кухне . Готови т ужин» . «А гд е же папа? » — продолжа л интересоватьс я психолог . «А пап а на рабо ­ те» , — сказал а девочка .

Друга я девочк а заканчивал а пр и психологическо м обследовани и не ­ оконченны е предложения . Психоло г произноси т фразу : «Ты пришл а из детског о сада , и мам а говорит...» . Девочк а продолжае т мамины м голосом : «Ид и гулять» . Психоло г начинае т следующе е предложение :

«Ты погуляла , приходиш ь домой , и мам а говорит... » — «Ид и мо й рук и и ложис ь спать!» — продолжае т девочка , повторя я мамин ы интона ­ ции . Ту т психоло г н е выдерживае т и неожиданн о дл я само й себ я за ­ дае т вопрос : «А когд а ужинать?» . И тогд а девочк а строги м мамины м голосо м отвечает : «Так ты уж е ел а в детско м саду! »

М ораль:перенесенна я на детский рисуно к реальност ь без­ ж алостно обнару жи вае т ее самы е проблемные сторон ы , котор ы е взросл ы е предпочитаю т н е зам ечат ь ил и объясня ю т вне ш ним и обстоятельствами.

К омментарий:мно ги м родителя м ка ж ется , чт о он и все свое вре м я проводя т с детьми , поскольк у та к ил и инач е что-т о дела­ ю т дл я них . В представлении дете й все эт о в ы глядит иначе : ро­ дител и вооб щ е отсутствую т в и х лично м пространстве . С тирк а белья , приготовление обеда, уборк а квартир ы и другие хозяйст ­ венн ы е дел а мо гут полность ю поглотит ь вре м я взросл ы х . Бол е е того, они , эт и дела, принципиально н е за м етн ы дл я окру ж а ющ их . Тольк о непосредстве нно е об щ ени е с глаз у на глаз" восприни м а­ ется ребенко м ка к об щ ение . И м енн о поэтому луч ш е н е удалят ь ребенк а в то т мом ент , когда взросл ы й за ня т до м а ш ним и дела ми , а приоб щ ит ь его к ним . Д а, в этом случа е уборк а затя не тся , а при­ готовле ни е пи щ и стане т боле е хлопотн ым . Н о пр и этом ребено к будет чувствоват ь себ я ва жны м и з начимым члено м сем ьи, будет перенимат ь у взрослог о навык и и будет точ н о з на ть, чт о его ро­ дител и всегда рядом.

Д иапазо н применения байки:разговор с родителями о сути процесса воспитания. О собенно это значимо для молодых мам, которые только-только отдали ребенка в детский сад. Разго­ вор о том, что детство — краткий миг в жизни человека и что лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.



№ 25. Байка «У него было все»

Каталог баек • 57

Пожила я мать , жалуяс ь соседке , рассказывае т о черствост и свое ­ г о сына , котором у она , воспитыва я одна , отдал а все . Он а с утр а д о ноч и работала , чтоб ы у нег о был о все , как у всех : и модна я одежда , и необходимы е вещи , котирующиес я сред и молодежи : плеер , ком ­ пьюте р и т . д . Но , ста в взрослым , сын редк о заходит , н е интересует ­ с я е е здоровьем , иногд а принесе т что-т о к чаю , н о пр и это м совсе м н е общается . Соседка , болта я с друго й соседкой , завершае т сво й переска з сентенцией : «Над о же , така я хороша я женщина , а сы н у не е тако й ужасный» . Собеседниц а ту т ж е вспомни т аналогичны е случаи , когд а у всем и уважаемы х родителе й оказываютс я дети , весьм а неуважительн о относящиес я н е тольк о к родственникам , н о и к окружающим .

М ораль:не все так просто, ка к ка ж ется на первый взгляд. Fallax species rerum ( наружност ь вещ ей обманчива ), как говорил и древ­ ние римляне .

К омментарий:можн о н а расска з пожило й ж ен щ ин ы по­ с мо трет ь с друго й точк и зре ни я — ка к все эт о восприни м алос ь ее с ын о м в детстве . М а м а говорила , чт о л ю бит , и уходил а на ра­ боту. П ото м он а возвра щ алась , иногд а дарил а игру ш к у и внов ь уходила , тепер ь у ж е н а кухн ю . Ребено к понял , чт о л ю бит ь — оз ­ начае т уходит ь и изредк а откупатьс я подарками . И м енн о эт о о н воспроизводит , становяс ь взросл ым . Е го н е научил и тепло м у об щ ени ю , в которо м реализуетс я потребност ь б ы т ь рядом, ка­ сатьс я дру г друга , сооб щ ат ь то , чт о з начим о в нас тоя щ и й мо­ м ент . Ребено к точь-в-точь воспроизводит то, чему его научили , н и н а йот у н е отступа я о т полученног о урока .

Д иапазо н применения байки:индивидуальная консультация родителя, разговор о любви к детям, о том, как проявлять любовь в поведении.

№ 26. Байка «Кот и воробей»

Однажд ы лето м целу ю недел ю жител и подъезд а пятиэтажног о дом а вынужден ы был и просыпатьс я в 6 утр а от отчаянног о воробьино ­ г о крика. У этог о воробь я был о гнезд о н а одно м и з балконов . Когд а птенц ы подросли , и х нужн о был о учит ь летать . Воробе й обеспечи ­ вал безопасност ь собственног о выводка отчаянны м криком . На на -

58 • Глава 3 .Каталог баек

ше м балкон е люби л лежат ь кот, котором у доставлял о удовольстви е наблюдат ь з а всем и движущимис я в пространств е объектами . О н бы л кастрированный , а потом у довольн о ленивый . Н о когд а о н п о не ­ осторожност и выше л н а балко н в день , определенны й птичко й дл я обучени я потомства , воробе й ста л скакать по балконны м перила м и чирикат ь с невероятно й дл я стол ь тщедушног о тельц а силой . Н а сво ­ ем языке он как бы стремилс я передать , чт о не допустит , чтоб ы кто - т о помеша л ег о детка м пройт и кур с обучения . Оглушенны й звуко м и устрашающим и прыжкам и воробья , на ш кот (которы й был во мног о ра з больш е и уж , конечно , сильне е воробья ) поджа л хвос т и удалилс я с балкона .

М ораль:да ж е слаб ы й мож ет победить , уверенно за щ и щ а я свое потомство.

Комментарий:когда родител ь узнае т о проблемах , котор ы е возникл и у ребенка , у него вдруг появля ю тс я дополнительн ы е сил ы , котор ы е помогаю т преодолеват ь труд ности. Во зможно , о н никогда бы н е осили л их, будь это его собственн ы е проблемы. П р и л ю б ы х обстоятельства х необходимо помнить , что усили я и упорст­ во родител я в борьбе с проблемами более полезны дл я ребенка , чем наблю дени е отчаяния и бессилия взросл ы х.

Д иапазон применения байки:индивидуальная беседа с уставшей депрессивной матерью, отчаявшейся при воспитании больного ребен­ ка, групповая работа с родителями проблемных детей.

№ 27. Байка «Они так привыкши»

Комисси я и з районног о отдел а образовани я проверял а сельску ю школу . Н е нашл и никаких нарушений . Возни к тольк о оди н вопрос :

«Почем у у вас все ученик и говорят : ушедши , поевши , попивш и и т. д.? » — «Он и так привыкши» , — ответи л учител ь школы .

М ораль:яблок о от яблон и недалеко падает . Реч ь ребенка , осо­ бенно до ш кольника , копируе т и интонации, и конструкции, ис­ пользуемые родителями и близкими .

Комментарий:если вы за м етил и что-то не то в речи детей, помните , чт о он и н е сам и придумыва ю т слов а и конструкции, а берут и х и з бли ж ай ш ег о окру ж ения . К ак бы н и учил и учител ь ил и родител ь ребенк а правильному язы ку , если он и сам и ошиба­ ю тся, все их о ш ибк и передадутся ребенку .

Каталог баек • 59

Д иапазон применения байки:индивидуальная консультация для родителей. Этим примером им нужно также доказать, что дети копируют не только слова, произносимые взрослыми, но и их по­ ведение.

№ 28. Байка «Вы — то , что вы едите, Мы — то , что мы читаем»

Эт о отрыво к из стихотворени я В. Жук а [15].

М ораль:н а каж дую привычну ю ф раз у можн о найти непривыч­ ную, зато боле е точ ну ю сентенци ю .

Комментарий:«М ы — то, что мы пьем» ил и «М ы — то, что мы едим» — набивш и е оскомину ф раз ы из телевизио нных передач и газетных сооб щ ений. П онятно раздраж ение поэта, несогласного с тем, что челове к пассивно заглатывает то, что вещают С МИ . Э то не так не только по отнош ению к пищ е духовной, но и к м атериальной. П режде чем стать структурным компонентом нашего организма , входящ ие в нас продукт ы разлагаю тся, а затем усваивается по внут­ ренним правила м организма . П р и этом состояние ду ш и человека, его представления о себе и о своем образе жи з н и крайне важн ы дл я того, что мы вы бираем из еды и питья. Люб ая словесна я информа ­ ция точно так же обрабатывается, в том числе м аленьким ребенком. П оэтому родители дол жн ы заботиться не столько о качестве пита­ ния, сколько о качестве душ евног о питания своих детей.

Д иапазо н применения байки:индивидуальная или групповая беседа с родителями, подрывающая слепую веру в сентенции, из­ лагаемые С МИ.

№ 29. Байка «Был ь о соске и памперсах»

Однажд ы в конц е август а к о мн е н а консультаци ю обратилас ь ба ­ бушк а будущег о первоклассника . Проблем а заключалас ь в том , чт о ребено к засыпа л тольк о с соской , д а и сред и дн я иногд а ус ­ покаивалс я лиш ь с е е помощью . Обращени е в конц е лет а был о связан о с тем , чт о в это м год у ребено к долже н бы л пойт и в школу , в первы й класс , и тако е поведени е семилетнег о мальчик а могл о б ы вызват ь насмешк и други х детей .

60 • Глава 3 .Каталог баек

Н а правомерны й вопро с относительн о того , почем у это й проблемо й занялис ь тольк о сейчас , бабушк а наивн о ответила , чт о ране е эт а проблем а никог о н е беспокоила .

М ораль:весьм а часто побуждение м к воспитанию и обучению ребенка явля ю тс я вне ш ни е институты, а не собственное понима­ ни е полезност и того ил и иног о поведения дл я отпры ска .

Комментарий:нередко родител и обращ аю тся за советом по поводу приучени я ребенка к гор ш ку и отмены памперсо в не тог­ да, когда эт о нужн о (когда ребенку 1-2 года) , а гораздо позднее , когда ребенку уж е 3 года, а то и 5 лет. И побудительной сило й к изменени ю его поведения являетс я вне ш ня я причина : необходи­ мо сть отправит ь в детский сад ил и какие-т о другие об щ ественн ы е институты.

П риучени е ребенк а к гор ш к у и отучение пользоватьс я со­ ско й — не прост о действия , пр и котор ы х он осваивае т новы й на­ в ы к . Э т о действия , определя ющ и е его личностн ы й рост , меняю­ щ и е его са мооц енк у и представление о м есте в мир е . «Я дела ю это, ка к взросл ый » , — ва жн ей ш и й мом ен т данног о оп ы та. Иног­ д а родител и полагаю т, чт о ра з пользование соской ил и пампер­ са м и н е м е ш ае т и м са ми м и приятн о дл я ребенка , его н е следуе т подталкиват ь к освоению нового навыка . Н о подобным образо м он и задер жи ва ю т личностн ы й рос т своег о м ал ыш а . Э т о пример­ н о т о ж е са мо е , чт о дер ж ат ь ребенк а вне ш кол ы д о ар мии , потому чт о в сем ье достаточно дене г дл я обеспечения ребенка , а учитьс я ем у н е хочется. В последне м случа е всем очевидно , чт о обучение в ш кол е — этап социализации ребенка , позволя ющ и й е м у в ка­ кой-т о мом ен т получит ь достаточно в ы соки й социальн ы й статус и приобрест и все вариант ы роле й взрослого. Н о в случа е соск и и памперсо в удобство, пр и которо м не требуетс я усили я со сто­ рон ы родителей, зат м евае т з начимос т ь са мо стоятельност и дл я ребенка . К а ж д ы й раз , когда родител и предпочитаю т дл я быст­

рот ы что-т о делат ь з а ребенка , он и за м едля ю т его взросление , сни ж а ю т социальн ы й интеллект , а з начи т , ухудш аю т адаптацию в мир е .

О свои в новый навык , ребенок приобретае т само стоятельность , это способствуе т дальней ш е м у рас ш ирени ю воз можносте й дл я личностног о роста. Б е з соски ребенок начинае т осваиват ь реч ь и

Каталог баек • 6 1

вы раж ать себя посредством слова. Ч аст о это обременительно дл я окруж ающ их, н е ж ела ющ и х з на т ь мн ени е ребенка . Освободив­ ш ись от памперсов , ребенок становитс я свободн ы м от родитель­ ской опеки .

Д ругое дело, что дл я многих взрослых такая самостоятельност ь детей нежелательна, поскольку, с их точки зрения , ограничивае т их влияние на ребенка. Но в этом случае необходимо работать с личнос­ тью взрослого, стим улируя его самого к личностно му росту и обя­ зательно привод я к мысли, что лю бой ребенок вырастает и уходит из семьи. Родители дол жн ы быть готовы отпустит ь ребенка в само­ стоятельное плавание , но для этого они должн ы иметь собственные интересы, иные , чем уход за ребенком.

Д иапазон применения байки:индивидуальные беседы с мама­ ми и бабушками, будущими родителями с целью подчеркивания значимости освоения навыков личной гигиены для личностного рос­ та ребенка.

№ 30. Байка «Папа на полу »

Одн а молода я женщин а рассказал а о проблем е в их семье . Ребено к всегд а (начиная с самог о рождения ) плох о спал . Но есл и он лежа л в постел и вмест е с матерью , то высыпа

Наши рекомендации