Современные психотехнологии формирования коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД
Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.
Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях.
Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
Любой социально-психологический метод – это всегда метод вмешательства, большего или меньшего. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами С.П.Т (Социально-психологический тренинг) рассматривается как средство как средство развития компетентности в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества. Другим аспектом значимости сформулированной выше цели является ориентация метода на широкий контингент возможных его участников.
Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии.
Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба - субъекты), активностью сторон при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую. Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект-субъектная схема.
Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект – субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности. Овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках социально-психологического тренинга. Активная позиция участника тренинга в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серъёзных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на сложившегося взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования.
Таким образом, коммуникативные компетенции отражают особенности личности, одновременно являясь одним из главных факторов успешной социализации. Поэтому при формировании коммуникативных компетенций в наибольшей степени следует уделять внимание личности человека, его психологическим и физиологическим особенностям. Личностный подход к формированию коммуникативных компетенций в настоящее время можно считать наиболее значимым. Данный подход следует рассматривать как основу социального и профессионального развития личности.
Важную роль в формировании коммуникативных компетенций играет деятельностный подход. Деятельностный подход базируется на создании организационно-операционной основы деятельности. При этом у человека формируются различные компетенции по уровням: репродуктивный (знание значения тех или иных единиц информации), реконструктивный (воспроизведение информационных единиц), эвристический (частично творческая деятельность, в соответствии с уже встречавшимися ситуациями, но в новых условиях или формах) и творческий (решение принципиально новых проблем). Деятельностный подход эффективен не только при формировании коммуникативных компетенций, но и тесно связанных с ними профессиональных качеств специалиста. Формирование коммуникативных компетенций предполагает освоение закономерностей развития науки и профессиональной практики, умение видеть причинно-следственные связи различных явлений, четко формулировать цели, задачи и выводы при решении профессиональных и общечеловеческих проблем. Эти качества формируются с помощью проблемно-информационного подхода в подготовке специалиста.
Важным подходом при формировании коммуникативных компетенций является мотивация на активную деятельность. При этом решаются задачи развития творческого мышления, повышения познавательной, коммуникативной и профессиональной активности, соединения теоретического и практико-ориентированного компонентов образования, стимулирования на постоянное саморазвитие. Указанный подход реализуется средствами педагогического стимулирования и педагогической поддержки. Последняя, не только обеспечивает процесс формирования коммуникативных компетенций, но также инициирует и активизирует данный процесс, опираясь на постоянное стимулирование активности личности.
Следующие принципы являются полезными для организации эффективной коммуникации, так как они концентрируют внимание на четырех решающих областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности организованных усилий и использование преимуществ неформальной организации.
Принцип ясности.
Хотя о коммуникации часто думают просто как о сообщении для того, чтобы она обладала какой-то ценностью, она должна пройти испытание по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.
Принцип целостности.
Управленческие сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями. Принцип целостности состоит в следующем: цель управленческих сообщений - содействовать установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия.
Принцип стратегического использования информационной организации.
Характер этого ключевого принципа заключается в следующем: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководители используют неформальную организацию в дополнение к коммуникации формальной организации.
С точки зрения межличностных (неформальных) и организационных (формальных) коммуникаций эти виды коммуникаций сильно отличаются друг от друга и, следовательно, способы их улучшения тоже различны. В межличностных коммуникациях главным является совершенствование науки общения. Существует несколько простых принципов, соблюдение которых поможет руководителю стать более коммуникабельным:
- умение слушать. Эффективное общение невозможно без умения слушать;
- ясность идей. Прояснение идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи;
- язык жестов и интонаций. Необходимо следить за языком жестов, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов;
- эмпатия и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, сопереживание. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной. Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре;
- установление обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали.
Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить.
Заключение
В отличие от коммуникабельности, которая чаще всего рассматривается как данность (некое врожденное свойство характера), коммуникативных способностей, частично заданных, но в большой степени обусловленных воспитанием и имеющих некий предел развития, а также умения общаться, реализуемого, как правило, не в профессиональной деятельности, коммуникативная компетентность - это квалификационная характеристика личности, допускающая возможность постоянного совершенствования. Коммуникативная компетенция как психологический феномен находится «на пересечении» биологических и социальных факторов психического отражения; в этом проявляется ее биосоциальная природа. К основным факторам, влияющих на развитие коммуникативной компетенции относят следующие виды факторов: функциональные, организационные и факторы превосходства. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Формирование коммуникативных компетенций предполагает освоение закономерностей развития науки и профессиональной практики, умение видеть причинно-следственные связи различных явлений, четко формулировать цели, задачи и выводы при решении профессиональных и общечеловеческих проблем. Эти качества формируются с помощью проблемно-информационного подхода в подготовке специалиста.
Анализируя процесс общения и коммуникативной компетенции, мы на каждом шагу убеждаемся, что общение — это процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, так как мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: «авторитет»; «избегание»; «непонимание».
Необходимым составляющим коммуникационной компетенции является процесс высказываний и слушаний. Под высказыванием понимают оформленную речь, законченную мысль, смысл которой зависит от конкретной или воображаемой ситуации. Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции партнера. Слушать – это сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного. Таким образом, отметим основные тенденции, определяющие роль коммуникативных компетенций в развитии современного общества: усиление роли коммуникативной компетенции. В условиях автоматизации производственной и непроизводственной сферы главной задачей управления становится умение организовывать эффективное взаимодействие подразделений, работников и других структурных элементов бизнеса, основанное на создании эффективных коммуникаций. Развитие электронных средств связи, расширяющее возможность обмена информацией с помощью электронных сообщений, поиска ответов на многие вопросы в электронных сетях, познавательные горизонты личности; и серьезно сокращающее время и желание межличностного общения. Закономерно теряется культура межличностного общения – важнейшая составляющая коммуникационной культуры.
Ф РФ РФ СПИСОК ЛИТЕРСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллахвердов В. М. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. – с. 78.
3. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р., Психология восприятия, – М.: Наука, 2003
4. Вересов Н. Н. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 2001
5. Власова Н. М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния. - М., 2000. - 304 с
6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2000
7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000
8. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001
9. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 2006
10. Занковский А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие. - М., 2000
11. Запорожец А. В., Избранные психологические труды, – М.: Знание, 2004
12. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. URL: http://metod. *****/article. asp? id_sec=3&id
13. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
14. Ключевые компетенции 2000. Программа. Уровни 1, 2, 3, 4, 5. KEY SKILLS// OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations (цит. по: Веселовская Н. С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста). URL: http://www. *****/v/index. Php
15. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного участкового милиции на этапе первоначальной подготовки. – М.: Академия управления МВД России. – 2003. – С. 17.
16. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 2001
17. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголъша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001.
18. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства, – М.: Знание, 2003
19. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М.: Знание, 2000
20. Маклаков А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000
21. Мариничева А.В. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов: Автореф. дис. … канд соц. наука. – Н. Новгород, 2003. – 30 с.
22. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
23. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений - 4 - е изд. 2003
24. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: монография. – Екатеринбург, 2011. – 188 с.
25. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин [и др. ]. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512
26. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические // «Alma mater». – 2004. – № 10. – С. 6-10.
27. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – с.180.
28. Развитие компетенций в системе стратегического управления персоналом. Эль-Аттар Доаа Махмуд Мохаммед Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Краснодар 2007
29. Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М: Знание, 2000
30. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999. – с. 40.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н /Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. – с. 248.
32. Титова С. В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 176 с.
[1] Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000 – С. 103
[2] Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические // «Alma
mater». – 2004. – № 10. – С. 8.
[3] Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. URL: http://metod.
[4] Маклаков А. Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000
[5] Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: монография. – Екатеринбург, 2011. – 188 с.
6. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин [и др. ]. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 56
[6] Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
[7] Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. URL: http://metod. *****/article. asp? id_sec=3&id
[8] Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 2006 – С. 88
[9] Занковский А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие. - М., 2000 – С. 78
[10] Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 – С. 74
[11] Вересов Н. Н. Психология управления: Учеб. пособие. - М., 2001 – С. 69
[12] Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголъша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001. – С. 77
[13] Ключевые компетенции 2000. Программа. Уровни 1, 2, 3, 4, 5. KEY SKILLS// OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations (цит. по: Веселовская Н. С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста). URL: http://www. *****/v/index. php
[14] Запорожец А. В., Избранные психологические труды, – М.: Знание, 2004 – С. 123
[15] Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин [и др. ]. – М.: Школа-Пресс, 1998. – С. 103
[16] Мариничева А.В. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов: Автореф. дис. … канд соц. наука. – Н. Новгород, 2003. – С. 18
[17] Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 2001 – С. 96
[18] Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного участкового милиции на этапе первоначальной подготовки. – М.: Академия управления МВД России. – 2003. – С. 17.
[19] Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999. – с. 40.
[20] Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М: Знание, 2000
[21] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. – с. 78.
[22] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: "Феникс", 1997г. – с. 252.
[23] Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – с.180.
[24] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н /Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. – с. 248.