Основные методы формирования коммуникативной компетентности руководителя ОВД
Коммуникативная компетентность – сложное структурное образование, что определяется сложной структурой коммуникации.
Последняя включает ряд этапов.
Первый этап — самоопределение в коммуникативной ситуации, когда определяются необходимость и цель участия в коммуникации.
Второй этап — анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей.
Третий этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник.
Четвертый этап — собственно коммуникация.
Пятый этап — самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации.
Однако отдельным этапам или умениям коммуникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникативную компетенцию. Поэтому все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными. Рассмотрим основные из них.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- все формы диалога
- доклады и сообщения
- опросы, беседы, интервью
- исследования и проекты
- обсуждения, дискуссии, диспуты[17].
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- анкетирование и письменное интервьюирование
- подготовка заметок и статей в СМИ
- письменные доклады и сообщения
- рецензирование и т. д.
Существуют концептуальные подходы формирования коммуникативной подготовки:
- личностный подход как основа социального и профессионального развития личности;
- деятельностный подход, определяющий эффективность формирования коммуникативных компетенций и профессиональных качествах специалиста;
- проблемно-информационный подход, обеспечивающий формирование коммуникативных компетенций на основе освоения закономерностей развития науки и профессиональной практики, умений видеть причинно-следственные связи различных явлений, четко формулировать цели, задачи и выводы при решении профессиональных и общечеловеческих проблем; а также мотивацию на активную деятельность;
- практико-ориентированный (профессиональный) подход, отвечающий за формирование: теоретических и практических понятий, присущих профилю поучаемой специальности; умений налаживать коммуникации в специфической профессиональной среде; поликультурный подход определяет необходимость формирования коммуникативных компетенций, обеспечивающих возможность адаптации в различных странах, при общении в иноязычной среде и т. п.
Таким образом, узко специальное общение руководителя ОВД имеет свою специфику. В частности, как часть системы правоохранительной, представитель закона, характерно: правовой, доминантный, нормативно-регламентированный стиль общения и взаимодействия. Так, по мнению С.Е.Кораблева, профессиональное общение сотрудника ОВД обладает спецификой, которая, во-первых, отличает его как представителя органа охраны правопорядка от представителя какой-либо другой профессии системы «человек-человек». Характерен правовой, вынужденный, властный, нормативно регламентированный, экстремальный характер общения[18].
Следовательно, именно выделенными психологическими характеристиками определяется роль коммуниканта как субъекта управления и регулирования оперативно-служебной деятельностью.
На современном этапе коммуникативная деятельность руководителя ОВД, характеризуется уменьшением административно-карательного стиля , авторитарного в пользу смешанного, комбинированного стиля авторитарно-демократического, т.к. усиливается значение коммуникативных (как наиболее продуктивных ненасильственных) способов достижения профессиональных целей.
На основе изучения теоретических и практических аспектов деятельности руководителя ОВД нами было определено содержание профессиональной коммуникативной компетентности руководителя ОВД как способности к осуществлению средствами коммуникации целенаправленного и управляемого воздействия на сотрудников в целях оптимизации их служебного поведения.
Глава 2. Исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального органа внутренних дел и пути ее формирования