Основные методы формирования коммуникативной компетентности руководителя ОВД

Коммуникативная компетентность – сложное структурное образование, что определяется сложной структурой коммуникации.

Последняя включает ряд этапов.

Первый этап — самоопределение в коммуникативной ситуации, когда опре­деляются необходимость и цель участия в коммуникации.

Второй этап — анализ намерений партнеров и способов ком­муникации с учетом своих целей и возможностей.

Третий этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник.

Четвертый этап — собственно коммуникация.

Пятый этап — самооценка цен­ности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации.

Однако отдельным этапам или умениям ком­муникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникатив­ную компетенцию. Поэтому все методы формирования и раз­вития коммуникативной компетенции являются комплекс­ными. Рассмотрим основные из них.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

- все формы диалога

- доклады и сообщения

- опросы, беседы, интервью

- исследования и проекты

- обсуждения, дискуссии, диспуты[17].

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

- анкетирование и письменное интервьюирование

- подготовка заметок и статей в СМИ

- письменные доклады и сообщения

- рецензирование и т. д.

Существуют концептуальные подходы формирования коммуникативной подготовки:

- личностный подход как основа социального и профессионального развития личности;

- деятельностный подход, определяющий эффективность формирования коммуникативных компетенций и профессиональных качествах специалиста;

- проблемно-информационный подход, обеспечивающий формирование коммуникативных компетенций на основе освоения закономерностей развития науки и профессиональной практики, умений видеть причинно-следственные связи различных явлений, четко формулировать цели, задачи и выводы при решении профессиональных и общечеловеческих проблем; а также мотивацию на активную деятельность;

- практико-ориентированный (профессиональный) подход, отвечающий за формирование: теоретических и практических понятий, присущих профилю поучаемой специальности; умений налаживать коммуникации в специфической профессиональной среде; поликультурный подход определяет необходимость формирования коммуникативных компетенций, обеспечивающих возможность адаптации в различных странах, при общении в иноязычной среде и т. п.

Таким образом, узко специальное общение руководителя ОВД имеет свою специфику. В частности, как часть системы правоохранительной, представитель закона, характерно: правовой, доминантный, нормативно-регламентированный стиль общения и взаимодействия. Так, по мнению С.Е.Кораблева, профессиональное общение сотрудника ОВД обладает спецификой, которая, во-первых, отличает его как представителя органа охраны правопорядка от представителя какой-либо другой профессии системы «человек-человек». Характерен правовой, вынужденный, властный, нормативно регламентированный, экстремальный характер общения[18].

Следовательно, именно выделенными психологическими характеристиками определяется роль коммуниканта как субъекта управления и регулирования оперативно-служебной деятельностью.

На современном этапе коммуникативная деятельность руководителя ОВД, характеризуется уменьшением административно-карательного стиля , авторитарного в пользу смешанного, комбинированного стиля авторитарно-демократического, т.к. усиливается значение коммуникативных (как наиболее продуктивных ненасильственных) способов достижения профессиональных целей.

На основе изучения теоретических и практических аспектов деятельности руководителя ОВД нами было определено содержание профессиональной коммуникативной компетентности руководителя ОВД как способности к осуществлению средствами коммуникации целенаправленного и управляемого воздействия на сотрудников в целях оптимизации их служебного поведения.

Глава 2. Исследования коммуникативной компетентности руководителя территориального органа внутренних дел и пути ее формирования

Наши рекомендации