Развитие и особенности общения

Реферат

Курсовая работа 34 с., 1 рис., 1 табл., 24 источника, 1 прил.

Особенности общения, общение, социальное развитие, подростки, переходный возраст.

Объект исследования: общение подростков.

Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.

Цель работы:изучение особенностей общения детей подросткового возраста.

Методы исследования: метод математической обработки данных с помощью построения диаграммы и таблицы, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический, эмпирический метод: анкетирование « Общительный ли я человек » ( автор: Аракелиян Е.С.)

Теоретическая и практическая значимость: данное исследование уточняет теоретические представления об особенностях общения в подростковом возрасте, а также выявляет уровень общения подростков с помощью эмпирического исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….4

1. Развитие и особенности общения …………………………….................................6

1.1 Построение развития общения, его особенности, социальная ситуация развития и личность подростка…………………………………………………………………………6

1.2 Общение подростков в переходном возрасте: со взрослыми, со сверстниками, с противоположным полом, сексуальные отношение в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………….16

2. Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте…...............................................................................................................................28

2.1 Организация и методы исследования общения подростков……………..….......28

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………………...29

Заключение…………………………………………………………………………………..31

Список использованных источников……………………………………………………....33

Введение

Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]

В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Поскольку, общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения ребенка со взрослыми, сверстниками в период отрочества, так как проблема общения в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между подростком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит две основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения ). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.

Цель исследования:изучение общения детей подросткового возраста.

Объект исследования: общение подростков .

Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности общения подростков;

2. Выявить основные особенности, построение развития и содержание общения подростков;

3. Раскрыть особенности формирования и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.

Структура работы:работа состоит из введения, реферата, двух глав, заключения, списка используемых источников, работа расположена на 34 страницах, дополнительно приложение А (20 анкет). Список используемых источников включает 24 наименований.

1.

Рисунок 1 « Диаграмма с результатами по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?

Развитие и особенности общения - student2.ru

Таблица 1 « Анализ данных по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?

Фамилия, Имя Возраст Пол Баллы Уровень общения
1. Авсюкова Оля 15 лет Жен. средний
2. Иванов Семен 12 лет Муж. средний
3. Гуянов Влад 17 лет Муж. средний
4. Барсукова Лиза 16 лет Жен. средний
5. Колобаева Ульяна 16 лет Жен. средний
6. Кортенко Анна 16 лет Жен. средний
7. Прокофьева Карина 15 лет Жен. средний
8. Полочанина Маргарита 11 лет Жен. средний
9. Бурова Настя 17 лет Жен. средний
10. Шафарович Катя 15 лет Жен. средний
11. Белоусова Лиза 14 лет Жен. средний
12. Лычкина Таня 17 лет Жен. средний
13. Синькевич Алеся 14 лет Жен. средний
14. Терех Захар 17 лет Муж. низкий
15. Онищенко Лера 17 лет Жен. низкий
16. Дементей Наташа 17 лет Жен. низкий
17. Асоблева Полина 12 лет Жен. низкий
18. Гришкевич Саша 17 лет Жен. низкий
19. Абдуллах Мариам 17 лет Жен. высокий
20. Санько Ангелина 16 лет Жен. высокий

Заключение

Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.

В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.

Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст – становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.

Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.

Общение со взрослыми зависит, прежде всего, от стиля, предлагаемого родителями и педагогом. В обоих случаях наиболее благоприятным для полноценного и гармоничного развития личности подростка является демократический стиль.

Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума. [2; c. 101].

Анализ теории и практики формирования общения подростов так же свидетельствует и о его существенных недостатках. Мало внимания уделяется формированию общения подростков с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования общения, как занятия с психологом, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития общения. Выявленные недостатки в теории и практике формирование общения подростков объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью поиска эффективных условий формирования общения детей с личностно-деятельностного подхода и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; между объективной необходимостью формирования общения в подростковом возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса. [21; c. 56.]

Важно отметить, что профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей и подростков (социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. [14; c. 37].

Главным направлением в работе по гармонизации общения подростков является работа с семьей. В современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. И так как семья является первой и ближайшей средой подростка, то проблемы семьи негативно влияют на его развитие, социализацию, адаптацию в обществе, приводят к деформации всех уровней общения подростка.

Важными аспектами деятельности является индивидуальная работа с подростками, родителями; организация совместной семейной деятельности; групповая работа с классным коллективом и группой общения. Социально-педагогическая деятельность носит комплексный характер и требует системного подхода в осуществлении психолого-педагогической помощи и формировании навыков общения в подростковом возрасте.

Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].

Список используемых источников:

1. Буева Л.П., Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – 287 с.

2. Вульфов Б.З., Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет. // Педагогика, 2000. №8. – с. 100–1002.

3. Выгорбина А.Е., Специфика воспитательной работы социального педагога. // Педагогика, 2000. №5. – с. 36–41.

4. Горянина В.А., Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов, 2002. – 416 с.

5. Деманова И.А., Педагог в пространстве детства. // Народное образование, 2001. №6. – с. 141–146.

6. Заслуженюк В.С., Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с.

7. Коломинский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976. – 352 с.

8. Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.

9. Мудрик А.В., Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина , 2000. – 200 с.

10. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов, 2003. – 456 с.

11. Овчарова Р.В., Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – 480 с.

12. Парыгин Б.Д., Социальная психология как наука. – Л., 1965. – 346 с.

13. Парыгин Б.Д., Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – 258 с.

14. Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1994. – 196 с.

15. Семейное воспитание: Хрестоматия. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – 408 с.

16. Словарь по социальной педагогике. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. – 368 с.

17. Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

18. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

19. Ценципер А.Б., Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – 250 с.

20. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. – М., 2003. – 456 с.

21. Шакурова М.В., Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004. – 272 с.

22. Шапарь В.Б., Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

23. Швалева Н.В., Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития. // Социально – психологические проблемы управления коллективами. – М., 1974. – 280 с.

24. Шуман С.Г., Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46-51

Реферат

Курсовая работа 34 с., 1 рис., 1 табл., 24 источника, 1 прил.

Особенности общения, общение, социальное развитие, подростки, переходный возраст.

Объект исследования: общение подростков.

Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.

Цель работы:изучение особенностей общения детей подросткового возраста.

Методы исследования: метод математической обработки данных с помощью построения диаграммы и таблицы, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический, эмпирический метод: анкетирование « Общительный ли я человек » ( автор: Аракелиян Е.С.)

Теоретическая и практическая значимость: данное исследование уточняет теоретические представления об особенностях общения в подростковом возрасте, а также выявляет уровень общения подростков с помощью эмпирического исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….4

1. Развитие и особенности общения …………………………….................................6

1.1 Построение развития общения, его особенности, социальная ситуация развития и личность подростка…………………………………………………………………………6

1.2 Общение подростков в переходном возрасте: со взрослыми, со сверстниками, с противоположным полом, сексуальные отношение в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………….16

2. Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте…...............................................................................................................................28

2.1 Организация и методы исследования общения подростков……………..….......28

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………………...29

Заключение…………………………………………………………………………………..31

Список использованных источников……………………………………………………....33

Введение

Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]

В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Поскольку, общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения ребенка со взрослыми, сверстниками в период отрочества, так как проблема общения в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между подростком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит две основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения ). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.

Цель исследования:изучение общения детей подросткового возраста.

Объект исследования: общение подростков .

Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности общения подростков;

2. Выявить основные особенности, построение развития и содержание общения подростков;

3. Раскрыть особенности формирования и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.

Структура работы:работа состоит из введения, реферата, двух глав, заключения, списка используемых источников, работа расположена на 34 страницах, дополнительно приложение А (20 анкет). Список используемых источников включает 24 наименований.

1.

Развитие и особенности общения

Наши рекомендации