Развитие и особенности общения
Реферат
Курсовая работа 34 с., 1 рис., 1 табл., 24 источника, 1 прил.
Особенности общения, общение, социальное развитие, подростки, переходный возраст.
Объект исследования: общение подростков.
Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.
Цель работы:изучение особенностей общения детей подросткового возраста.
Методы исследования: метод математической обработки данных с помощью построения диаграммы и таблицы, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический, эмпирический метод: анкетирование « Общительный ли я человек » ( автор: Аракелиян Е.С.)
Теоретическая и практическая значимость: данное исследование уточняет теоретические представления об особенностях общения в подростковом возрасте, а также выявляет уровень общения подростков с помощью эмпирического исследования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..….4
1. Развитие и особенности общения …………………………….................................6
1.1 Построение развития общения, его особенности, социальная ситуация развития и личность подростка…………………………………………………………………………6
1.2 Общение подростков в переходном возрасте: со взрослыми, со сверстниками, с противоположным полом, сексуальные отношение в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………….16
2. Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте…...............................................................................................................................28
2.1 Организация и методы исследования общения подростков……………..….......28
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………....33
Введение
Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Поскольку, общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения ребенка со взрослыми, сверстниками в период отрочества, так как проблема общения в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между подростком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.
Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит две основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения ). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.
Цель исследования:изучение общения детей подросткового возраста.
Объект исследования: общение подростков .
Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности общения подростков;
2. Выявить основные особенности, построение развития и содержание общения подростков;
3. Раскрыть особенности формирования и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.
Структура работы:работа состоит из введения, реферата, двух глав, заключения, списка используемых источников, работа расположена на 34 страницах, дополнительно приложение А (20 анкет). Список используемых источников включает 24 наименований.
1.
Рисунок 1 « Диаграмма с результатами по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?
Таблица 1 « Анализ данных по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?
№ | Фамилия, Имя | Возраст | Пол | Баллы | Уровень общения |
1. | Авсюкова Оля | 15 лет | Жен. | средний | |
2. | Иванов Семен | 12 лет | Муж. | средний | |
3. | Гуянов Влад | 17 лет | Муж. | средний | |
4. | Барсукова Лиза | 16 лет | Жен. | средний | |
5. | Колобаева Ульяна | 16 лет | Жен. | средний | |
6. | Кортенко Анна | 16 лет | Жен. | средний | |
7. | Прокофьева Карина | 15 лет | Жен. | средний | |
8. | Полочанина Маргарита | 11 лет | Жен. | средний | |
9. | Бурова Настя | 17 лет | Жен. | средний | |
10. | Шафарович Катя | 15 лет | Жен. | средний | |
11. | Белоусова Лиза | 14 лет | Жен. | средний | |
12. | Лычкина Таня | 17 лет | Жен. | средний | |
13. | Синькевич Алеся | 14 лет | Жен. | средний | |
14. | Терех Захар | 17 лет | Муж. | низкий | |
15. | Онищенко Лера | 17 лет | Жен. | низкий | |
16. | Дементей Наташа | 17 лет | Жен. | низкий | |
17. | Асоблева Полина | 12 лет | Жен. | низкий | |
18. | Гришкевич Саша | 17 лет | Жен. | низкий | |
19. | Абдуллах Мариам | 17 лет | Жен. | высокий | |
20. | Санько Ангелина | 16 лет | Жен. | высокий |
Заключение
Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.
В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.
Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст – становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.
Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.
Общение со взрослыми зависит, прежде всего, от стиля, предлагаемого родителями и педагогом. В обоих случаях наиболее благоприятным для полноценного и гармоничного развития личности подростка является демократический стиль.
Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума. [2; c. 101].
Анализ теории и практики формирования общения подростов так же свидетельствует и о его существенных недостатках. Мало внимания уделяется формированию общения подростков с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования общения, как занятия с психологом, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития общения. Выявленные недостатки в теории и практике формирование общения подростков объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью поиска эффективных условий формирования общения детей с личностно-деятельностного подхода и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; между объективной необходимостью формирования общения в подростковом возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса. [21; c. 56.]
Важно отметить, что профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей и подростков (социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. [14; c. 37].
Главным направлением в работе по гармонизации общения подростков является работа с семьей. В современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. И так как семья является первой и ближайшей средой подростка, то проблемы семьи негативно влияют на его развитие, социализацию, адаптацию в обществе, приводят к деформации всех уровней общения подростка.
Важными аспектами деятельности является индивидуальная работа с подростками, родителями; организация совместной семейной деятельности; групповая работа с классным коллективом и группой общения. Социально-педагогическая деятельность носит комплексный характер и требует системного подхода в осуществлении психолого-педагогической помощи и формировании навыков общения в подростковом возрасте.
Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].
Список используемых источников:
1. Буева Л.П., Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – 287 с.
2. Вульфов Б.З., Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет. // Педагогика, 2000. №8. – с. 100–1002.
3. Выгорбина А.Е., Специфика воспитательной работы социального педагога. // Педагогика, 2000. №5. – с. 36–41.
4. Горянина В.А., Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов, 2002. – 416 с.
5. Деманова И.А., Педагог в пространстве детства. // Народное образование, 2001. №6. – с. 141–146.
6. Заслуженюк В.С., Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с.
7. Коломинский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976. – 352 с.
8. Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
9. Мудрик А.В., Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина , 2000. – 200 с.
10. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов, 2003. – 456 с.
11. Овчарова Р.В., Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – 480 с.
12. Парыгин Б.Д., Социальная психология как наука. – Л., 1965. – 346 с.
13. Парыгин Б.Д., Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – 258 с.
14. Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1994. – 196 с.
15. Семейное воспитание: Хрестоматия. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – 408 с.
16. Словарь по социальной педагогике. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. – 368 с.
17. Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
18. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
19. Ценципер А.Б., Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – 250 с.
20. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. – М., 2003. – 456 с.
21. Шакурова М.В., Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004. – 272 с.
22. Шапарь В.Б., Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.
23. Швалева Н.В., Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития. // Социально – психологические проблемы управления коллективами. – М., 1974. – 280 с.
24. Шуман С.Г., Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46-51
Реферат
Курсовая работа 34 с., 1 рис., 1 табл., 24 источника, 1 прил.
Особенности общения, общение, социальное развитие, подростки, переходный возраст.
Объект исследования: общение подростков.
Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.
Цель работы:изучение особенностей общения детей подросткового возраста.
Методы исследования: метод математической обработки данных с помощью построения диаграммы и таблицы, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический, эмпирический метод: анкетирование « Общительный ли я человек » ( автор: Аракелиян Е.С.)
Теоретическая и практическая значимость: данное исследование уточняет теоретические представления об особенностях общения в подростковом возрасте, а также выявляет уровень общения подростков с помощью эмпирического исследования.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..….4
1. Развитие и особенности общения …………………………….................................6
1.1 Построение развития общения, его особенности, социальная ситуация развития и личность подростка…………………………………………………………………………6
1.2 Общение подростков в переходном возрасте: со взрослыми, со сверстниками, с противоположным полом, сексуальные отношение в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………….16
2. Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте…...............................................................................................................................28
2.1 Организация и методы исследования общения подростков……………..….......28
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………....33
Введение
Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общения", его форм, механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др. Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Поскольку, общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения ребенка со взрослыми, сверстниками в период отрочества, так как проблема общения в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между подростком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.
Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит две основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения ). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.
Цель исследования:изучение общения детей подросткового возраста.
Объект исследования: общение подростков .
Предмет исследования: особенности общения детей в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности общения подростков;
2. Выявить основные особенности, построение развития и содержание общения подростков;
3. Раскрыть особенности формирования и способы решения проблем общения детей подросткового возраста.
Структура работы:работа состоит из введения, реферата, двух глав, заключения, списка используемых источников, работа расположена на 34 страницах, дополнительно приложение А (20 анкет). Список используемых источников включает 24 наименований.
1.
Развитие и особенности общения