Психологическая характеристика свойств темперамента, их референтные показатели.
для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активностио пределяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
16. Специализация полушарий мозга в концепциях А.Р. Лурия, Р. Сперри, Б.Г. Ананьева.
Доминантность полушарий проблема правшества-левшества и специальные типы высшей нервной деятельности.
Основные принципы, уровни и соотношение свойств в теории индивидуальности Б.Г. Ананьева.
В системе индивидуальности 3 уровня свойств:
1. биологические (индивид)
- пол, возраст, конституция
- психофизиологические функции
- задатки, темперамент
Социально детерминированные (субъект деятельности)
когнитивные характеристики, коммуникативныесвойства, способности
Личность
статус, социальные роли, структура ценностей, мотивация поведения,
характер, склонности.
Принципы комплексного подхода:
- развитие, структурно-генетическое единство – свойства необходимо изучать в динамике, при помощи лонгитюда, необходимо изучать отдельные структуры, из которых развиваются отдельные группы свойств.
- брать характеристики, описывающие каждый уровень
- использовать различные критерии для анализа взаимосвязи свойств: анализ направления связей (дедуктивный, индуктивный), функциональный критерий, изучение причинно-следственных связей
- использование идеографического подхода (интервью, анализ продуктов деятельности, качественный анализ) Комплексный подход позволяет изучить роль содержательно различных свойств в целостной структуре индивидуальности.
Теория индивидуальности э.А.Голубевой, основные положения, структура.
Голубева => исследование способностей:
-изучение соотношения задатков и способностей
-выяснение взаимосвязей способностей с психологическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивидуальности.
Целостный подход к изучению способностей требует:
Анализа их природных предпосылок (задатков) и исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в социальной ситуации.
Уровни (взаимосвязанные):
1. уровень природных предпосылок способностей
2. личностный уровень
Подструктуры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности, характер.
Способности занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером.
Положение способностей в структуре индивидуальности предполагает две координаты их рассмотрения:
-горизонтальная – рассмотрение способностей в системе организм-личность
-вертикальная – рассмотрение способностей в системе различных подструктур психологических свойств.
При экспериментальном изучении способностей реализуется три направления:
1. психофизиологические исследованияия (прежде всего, анализ нейродинамических свойств)
2. психологические (анализ когнитивных процессов свойств темп-та и характера)
3. социально-психологические (анализ успешности деятельности).