Блок диагностических методик.
Диагностическая работа – традиционное звено работы школьного психолога. Она имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения ребёнка. Сюда входят все виды диагностических и исследовательских мероприятий.
Я ориентировала всю психологическую диагностику, которую проводила с детьми и их родителями, на так называемые модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса:
· Модуль «Учеба». Характеризует компоненты интеллектуальной деятельности ребенка, его умственную работоспособность и утомляемость.
· Модуль «Направленность личности». Выявляет степень независимости, самостоятельности, активности детей в достижении своих целей, развитие чувства ответственности за происходящие с ними события, мотивационную структуру, структуру личности.
· Модуль «Друзья». Характеризует отношения в группе детей по типу симпатий-антипатий, статусную позицию детей в таких видах общения, как учебное и внеклассное.
· Модуль «Я». Выясняет динамику самосознания, структуру и отношение личности к собственному «Я» (самооценку).
· Модуль «Карьера». Определяет степень подготовленности воспитанников к выбору будущей профессии.
· Модуль «Семья». Выявляет проекцию будущих взаимоотношениях в семье и взаимоотношений с воспитателями (как родителями).
Для проведения психодиагностических мероприятий я сформировала блок самых необходимых диагностических методик.
Диагностический инструментарий научно – производственной фирмы «Амалтея»:
· ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА;
· ТЕСТ АМТХАУЭРА;
· ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ Р.КЕТТЕЛЛА;
· МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК Р.КЕТЕЛЛА;
· ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ;
· ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ;
· ТЕСТ Э.ЛАНДОЛЬТА;
· ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА;
· ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО – ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ;
· НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.
Диагностический инструментарий научно – производственной фирмы «Иматон»:
· ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕСТ ВЕКСЛЕРА (ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)
Самые популярные методики используемые в моей работе (см. Таблицу 1):
Таблица 1.
№ п/п | Название методики | Вид проведения | Цель исследования | Время проведения и обработки | ||||||
Инд-я | Групп-я | |||||||||
Модуль «Учеба» | ||||||||||
1. | ММД | + | + | Изучение свойств внимания, психомоторного темпа, точность, надежность, волевая регуляция | 50мин | |||||
2. | Прогрессивные матрицы Равена | + | - | Концентрация внимания, уровень интеллекта | 25 мин | |||||
3. | Векслер | + | - | Уровень интеллека | 180 мин | |||||
4. | Тест Э.Ландольта | + | + | Исследование внимания и работоспособности | 10-15 мин | |||||
5. | Тест Амтхауэра | + | + | Структура интеллекта | 35-40 мин | |||||
6. | МЭДОС Р.Овчаровой | + | + | Состояние социально-педагогической запущенности детей | 25-35 мин | |||||
Модуль «Направленность личности» | ||||||||||
1. | Люшер | + | - | Эмоциональное состояние | 10-15 мин | |||||
2. | Красивый рисунок | + | + | Эмоциональное состояние | 25-30 мин | |||||
3. | Несуществующее животное | + | + | Личностные характеристики | 15-20 мин | |||||
4. | Многофакторный опросник Р.Кеттелла | + | + | Личностное многофакторное обследование | 65-85 мин | |||||
5. | Тест тревожности Филлипса | + | + | Уровень тревожности | 35-40 мин | |||||
6. | Тест тревожности В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл | + | - | Уровень тревожности | 35-40 мин | |||||
7. | Методика А. Басса и А.Дарки | + | + | Показатели и формы агрессии | 15-20 мин | |||||
8. | .Опросник А.Личко | + | + | Акцентуации характера у подростков | 35-40 мин | |||||
9. | Мотивация учения (разные методики) | + | + | Уровень мотивации к учёбе | 10-15 мин | |||||
Модуль «Друзья» | ||||||||||
1. | Социометрия | + | + | Межличностные отношения в группе | 35 мин | |||||
2. | Методика К.Томаса | + | + | Предрасположен - ность личности к конфликтному поведению | 35-40 мин | |||||
Модуль «Я» | ||||||||||
1. | Самооценка (разные методики) | + | + | Оценивание себя по отношению к социуму | 120 мин | |||||
Модуль «Карьера» | ||||||||||
1. | ПДО | + | + | Профессионал ьное предпочтение | 25-35 мин | |||||
ДДО | + | + | Профессионал ьное предпочтение | 25-35 мин | ||||||
Модуль «Семья» | ||||||||||
1. | АСВ | + | + | Взаимоотношения с воспитателями | 25-35 мин | |||||
2. | PARI | + | + | Измерение воспитательских установок и реакций | 35-40 мин | |||||
3. | Диагностика А.Прихожан | + | + | Уровень Воспитательской тревожности | 25-35 мин | |||||
4. | Кинетический рисунок семьи | + | + | Взаимоотношения в группе-семье | 25-30 мин | |||||