Когда другой малыш на картинке
Мы решили прибегнуть к приему, подсказанному самой жизнью. В раннем возрасте дети с большим удовольствием разглядывают иллюстрации в книгах. Рассматривая изображения людей, животных, машин, малыш привлекает к этой деятельности и взрослого, требуя от него соучастия в таком приятном занятии. А что если взять этот интерес за основу эксперимента?
И вот перед экраном для диапроектора сидит Саша. Ему 1 год 4 месяца. Загорается лампочка диапроектора, и на экране появляется изображение молодой улыбающейся женщины. Мальчик, широко открыв от удивления глаза и устремившись всем корпусом вперед, разглядывает снимок, затем поворачивается к взрослым и говорит: «Мама, мама». Малыш смотрит на экран до тех пор, пока изображение не исчезает. Появляется новое изображение: тигр, снятый крупным планом. Саша радостно улыбается, ерзает на стульчике и тянется к экрану, повторяя: «ки, ки» (он никогда раньше не видел тигров и решил, что это кошка). Однако через несколько секунд его интерес переключается на диапроектор. Не обращая внимания на изображение зверя, малыш внимательно изучает светящийся прибор. Но вот появляется еще одно изображение — смеющееся лицо маленького ребенка. Саша вскакивает со стульчика, подбегает к экрану и с любопытством длительное время разглядывает сверстника.
Наш эксперимент не ограничивался показом лишь этих трех слайдов. Было еще много вариантов изображений людей и животных, в некоторых из них человек и зверь, взрослый и ребенок представлены в одном кадре. Слайды демонстрировались в случайном порядке, опыт проводился с каждым ребенком неоднократно. В результате выяснилось, что дети от 1 до 3 лет предпочитали разглядывать людей. А среди последних особое внимание у них вызывал сверстник. В нашем эксперименте интерес к нему преобладал над всём остальным. Разглядывая изображения животных или взрослых людей, дети радостно улыбались, смеялись, называли то, что видят. Иначе обстояло дело с восприятием изображений сверстников: дети внимательно и сосредоточенно рассматривали слайды. В чем причина такого поведения?
Ответ на этот вопрос дают сами дети. В комнате на маленьком стульчике сидит Виталик, которому совсем недавно исполнилось полтора года. Он очень долго и внимательно разглядывает фотографию ребенка, затем удивленно смотрит на взрослого, настойчиво повторяет: «Виталик, Виталик». Через некоторое время другой мальчик двух с половиной лет, Максим, сосредоточенно глядя на это же изображение, улыбается взрослому и выразительно произносит, показывая пальцем сначала на себя, а затем на фотографию: «Я!» Таких примеров можно привести очень много. Так вот в чем, оказывается, заключена притягательность сверстника: малыш видит в нем самого себя! Теперь становится понятным его пристальный интерес к другому ребенку, к его лицу, одежде, мимике. Ведь перед малышом открывается возможность посмотреть на себя со стороны.
Справедливости ради скажем, что отождествление себя со сверстником происходило не у всех детей. Некоторые называли изображенного на снимке ребенка именем сверстника, с которым чаще всего играли, или просто говорили, что это ляля, малышка и т. д. Но во всех случаях высказывания ребенка свидетельствовали о том, что он сравнивает себя со сверстником, как бы заражается его состоянием, вспоминает переживания, которые испытал когда-то сам. Так, двухлетний Сережа, сочувственно разглядывая фотографию плачущего ребенка, говорит, обращаясь к взрослому: «Мальчик. Хочет к маме. Плачет. А я плакал, когда в ясли пошел». Маленькая Вика, горестно качая головой, разговаривает с этим же изображением: «Мальчик, упал маленький. Что плачешь? Ай-ай-ай! Ушиб головку, как Вика» (незадолго до этого она упала и ударилась головой). «У меня тоже курточка есть», «Мама тоже купила мне красивое платьице» — такие и подобные высказывания слышали мы от всех детей, умеющих говорить. А годовалые малыши, не умея выразить словами своё отношение к сверстнику, внимательно разглядывали его изображение.
Итак, ребенок 1—3 лет особым образом относится к сверстнику. Это выражается в пристальном интересе к его изображениям и, что особенно важно, в умении сравнивать себя с ним, в способности сочувствовать ему. Остановимся на последнем моменте чуть подробнее. Мы уже говорили о том, что одним из продуктов общения является формирование у человека образа «я», представления о самом себе. Сознательное стремление к самопознанию — результат долгого развития человека, оно появляется в подростковом возрасте и особенно остро переживается в юношеском. Именно в 15—16 лет самым ценным для юношей и девушек становится дружба с ровесниками, та особая форма интимных отношений, в которых человек открывает свою истинную сущность, свое место среди людей, обретает устойчивое «я». Нашим малышам еще очень далеко до такого духовного подъема, но не в этом ли возрасте закладываются основы самопознания, которое безусловно предполагает умение и отделять себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.
А как ответить на вопрос: испытывают ли наши малыши потребность в общении со сверстниками? Разобраться в этом помогут разработанные психологом М. И. Лисиной критерии. Первый из них — внимание и интерес к другому человеку, который выражается в рассматривании его лица, фигуры, наблюдении за его действиями и т. д. Второй критерий — эмоциональное отношение к партнеру, т. е. ярко выраженное удовольствие от встречи и контакта с ним, глубокая сосредоточенность на том, что он делает.
Эти два критерия очень важны, но не специфичны для общения, ведь интерес и удовольствие вызывают у ребенка множество объектов окружающего мира. А вот два следующих критерия отражают специфику именно коммуникативных актов. Третий критерий — стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим человеком. И наконец, четвертый критерий — желание и умение малыша отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе партнера.
Только наличие всех четырех критериев может свидетельствовать о том, что у ребенка сложилась потребность в общении со сверстниками.
В нашем эксперименте проявились только два первых критерия, свидетельствующие о потребности детей в общении со сверстниками: интерес к другому ребенку и эмоциональное отношение к нему.
Эти критерии выражены довольно ярка, но их наличия недостаточно, для того чтобы иметь право заявить, что дети стремятся к общению со сверстниками. Судить об этом можно лишь тогда, когда у детей есть возможность вступить в непосредственный контакт.
Установив, что малыши проявляют особый интерес друг к другу, мы решили продолжить эксперимент по восприятию окружающего мира.
КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?
Ребенку, сидящему в кроватке, через определенные промежутки времени показывали сначала сверстника, находящегося в соседней кроватке, затем игрушку, лежащую на некотором расстоянии, и взрослого человека, расположившегося неподалеку. Ситуация напоминала любимую детьми этого возраста игру в прятки. Взрослый, сверстник и игрушка то появлялись в поле зрения ребенка, то исчезали за экраном, который задвигал экспериментатор. Они находились на таком расстоянии от ребенка, что было не так-то просто дотянуться до них, если он хотел взять игрушку или поиграть со взрослым или сверстником. Для чего это было сделано? Известно, что одной из характеристик той или иной потребности является ее сила, или напряженность, которая измеряется степенью усилий, прилагаемых субъектом для преодоления препятствия. Вот мы и хотели посмотреть, будет ли ребенок активно стремиться к взрослому, сверстнику и игрушке или же наличие преграды ослабит потребности в общении и предметной деятельности (в данном случае такими препятствиями были экран и расстояние между ребенком и объектом восприятия).
Конечно, в нашем эксперименте усилия детей измерялись не в физических единицах, а в поведенческих проявлениях. Предвидя заранее, как поведет себя ребенок по отношению к игрушке и к взрослому (у нас накопилось множество наблюдений, показывающих, как велико стремление детей к предметам окружающего мира и к общению со взрослым), мы хотели выяснить, как он будет действовать по отношению к ровеснику.
Игра понравилась малышам. Для нас же результаты эксперимента оказались несколько неожиданными. Мы предполагали, что на первом месте по предпочтению у детей окажутся игрушки, а затем будут следовать взрослый и сверстник. Ведь в раннем возрасте дети большую часть времени заняты игрой и общением с близкими взрослыми. Однако игрушка оказалась наименее интересной для малышей. Ниже мы объясним, в чем, на наш взгляд, крылась причина такого отношения. А сейчас понаблюдаем, как ведут себя дети в разных ситуациях.
В кроватке сидит уже знакомый нам Саша. Взрослый отодвигает экран, и мальчик видит большую красивую куклу. Саша быстро поднимается и направляется к кукле, радостно показывая взрослому пальцем на игрушку. Подойдя к ней поближе, он останавливается и внимательно разглядывает ее. Затем с помощью жестов и звуков просит дать ему игрушку. Взрослый делает вид, что не понимает желания ребенка, предоставляя ему возможность самому достать куклу. Это хотя и трудно, но вполне возможно. Саша топчется возле куклы, но никаких попыток достать ее не предпринимает. Экран задвигается. Саша недоуменно оглядывается на взрослого, пытается отодвинуть экран, заглядывает за него.
Через несколько секунд кукла появляется снова и все повторяется сначала: ребенок радуется и просит взрослого дать ее. Пассивность последнего удивляет мальчика. Ведь он привык к тому, что старшие всегда идут навстречу его желаниям. И вот интерес к игрушке заслоняется стремлением ребенка заставить взрослого достать желанный предмет. Не добившись успеха, Саша сердится, отворачивается от куклы, и его внимание сразу же переключается на решетку кроватки. Так и не попробовав достать игрушку, мальчик начинает дергать решетку, крутить ее перекладины. Кукла снова появляется перед ним, но она его больше не волнует. Игрушка, с которой нельзя играть, не интересна ребенку.
Мы с удивлением убедились в том, что большинство детей оказались в данной ситуации малоинициативными, хотя желание получить привлекательную игрушку поначалу у всех было велико. Некоторые малыши, даже не пытаясь сдвинуться с места, сразу же требовали от взрослого игрушку (игрушки каждый раз менялись и не входили в число тех, которые постоянно были в ясельной группе). Лишь несколько детей упорно пытались сами достать куклу, собаку или машину и, добившись своего, с удовольствием играли с ними все оставшееся время.
Наблюдения заставили нас задуматься: не слишком ли мы, взрослые, спешим выполнять требования наших детей, не давая им возможности самим поупражняться в достижении желаемого? Не гасим ли мы таким образом их инициативу, стремление к самостоятельности — качества, которые уже дали свои ростки? Это не значит, конечно, что мы не должны приходить на помощь малышу, но, может быть, не стоит делать за него все, ведь многое можно делать вместе? В противном случае не будем ли мы все чаще слышать от ребенка фразу, аналогичную той, которую лениво произнес нам трехлетний Сережа, разглядывая игрушку, которую ему совсем не трудно было достать: «Ну давай ее мне, я с ней поиграю».
Другая проблема заключается, наверное, в том, что если ребенка окружает большое количество игрушек, то часто, не привязавшись ни к одной из них, он перестает радоваться появлению новых. А пресыщение вредно отражается на развитии любознательности, на умении находить неожиданное в привычном, на творческом использовании элементов известного. Впрочем, это тема другого разговора.
Итак, наши малыши показали довольно слабый интерес к труднодоступной игрушке, но, получив ее от взрослого, с удовольствием играли с нею: старшие одевали и раздевали куклу, разговаривали с ней, как взрослый с ребенком, те, что поменьше, стучали ею по полу, пробовали «на зуб» и т. д. Пресытившись игрой, они ходили по кроватке, смотрели в окно, пытались привлечь к себе внимание взрослого.
Теперь перейдем к следующей ситуаций: ребенку показывают взрослого.
В кроватке находится двухлетняя Вика. Увидев сидящего напротив нее знакомого взрослого, она радостно заулыбалась, быстро подошла к нему. Заметив, что взрослый смотрит на нее, Вика начала петь ему песенку. После интервала, во время которого девочка с любопытством заглядывала за экран, воспринимая ситуацию как игру, Вика радостно засмеялась и начала возбужденно трясти решетку кроватки и прыгать, глядя на взрослого. Прекращая эти действия во время интервала, Вика возобновляла их при каждом появлении взрослого.
Интересно, а как будет вести себя в этой ситуации тот самый Сережа, который был так равнодушен к игрушкам? Мальчик при появлении взрослого радостно улыбается ему, подходит и сразу же спрашивает: «Ты сегодня принесла книжку?» Услышав отрицательный ответ, сообщает: «У меня есть книжка дома». Подождав немного, опять задает вопрос: «Мы играть будем?» Затем настойчиво повторяет: «Ты со мной будешь играть? Мы посмотрим книжки?» Получив отрицательный ответ, Сережа смотрит с недоумением на экспериментатора. Затем меняет тему разговора: жалуется на сверстника, оцарапавшего ему щеку, рассказывает, как ему было больно и как он дал сдачи обидчику. Глядя на взрослого, мальчик ждет от него поддержки. Не получив сочувствия с его стороны, Сережа кокетливо заглядывает ему в глаза и начинает петь песенку. Убедившись, что и это не производит впечатления, мальчик начинает хвастаться своими умениями, настойчиво пытаясь вовлечь взрослого в разговор. Поведение, подобное описанному, наблюдалось у всех детей.
Мы еще раз убедились, что потребность в общении со взрослым у ребенка очень сильна. Малыш изо всех сил стремится обратить на себя внимание, причем, чем пассивнее ведет себя взрослый, тем активнее становится ребенок. Равнодушное поведение взрослого вызывает у него недоумение, а иногда и гнев. И это не случайно. Ребенок, имеющий благополучный опыт общения со старшими, твердо убежден в том, что он нужен им, что они всегда готовы откликнуться на его инициативу, прийти ему на помощь, успокоить и ободрить.
И, наконец, последняя ситуация: восприятие детьми сверстников. Здесь впервые перед нами выступили возрастные различия в поведении малышей. Если при разглядывании слайдов все дети, независимо от возраста, вели себя примерно одинаково, а при восприятии взрослого и игрушек показывали одну и ту же тенденцию отношения к ним, то демонстрация изображений сверстников в корне меняла полученную ранее единообразную картину поведения детей.
Анализ такого поведения позволил нам выделить три возрастные группы —от 1 года до полутора лет, от полутора до 2 лет и от 2 до 3 лет. Оказалось, что на протяжении раннего возраста происходит перестройка отношения детей к сверстникам. Обратимся к примерам.
В кроватках находятся Миша и Юля. Возраст детей — 1 год 3 месяца. Малыши не видят друг друга, так как между кроватками установлен экран. Вдруг экран отодвигается. Миша удивленно разглядывает девочку, вопросительно смотрит на взрослого. Юля, увидев Мишу, тут же отворачивается от него, достает из кармана платьица платочек и вертит его в руках. Миша внимательно наблюдает за Юлей, достает свой платочек и подражает девочке. Экран задвигается, но дети не обращают на это внимания: они продолжают свои действия.
Через некоторое время экран опять отодвигается. Малыши вначале разглядывают друг друга, затем начинают заниматься своими делами: Миша хлопает в ладоши, смотрит по сторонам, а Юля ходит по кроватке. Иногда малыши поглядывают друг на друга, но в целом их взаимный интерес весьма слаб, хотя ориентировка на сверстника четко выражена, чего не наблюдалось при демонстрации игрушки. В целом на втором году жизни дети проявляют так мало инициативы к взаимодействию и чувствительности к обращению сверстника, что говорить об общении, по-видимому, рано.
Но вот другая ситуация. Максиму и Алеше уже исполнилось по 2 года 6 месяцев. Увидев друг друга, мальчики подошли поближе и засмеялись. Максим весело запрыгал. Алеша в ответ засмеялся, чем привел Максима в полный восторг. Тот еще энергичнее запрыгал и вдруг неожиданно упал. Алеша снова засмеялся, а Максим еще раз, но теперь уже нарочно упал перед сверстником. В это время экран задвинулся. Мальчики стали заглядывать за него, пытаясь увидеть друг друга, звать по имени. Когда экран отодвинулся, они снова запрыгали и принялись по очереди падать друг перед другом, все больше заражаясь общим весельем. Это повторялось многократно: как только экран отодвигался, дети изобретали разные способы привлечения к себе внимания сверстника, чутко отзывались на любое его действие. Если сопоставить поведение детей с критериями потребности в общении, можно убедиться в том, что все они присутствуют в нем. Следовательно, относительно этого возраста можно говорить о том, что дети общаются.
Приведенные примеры касаются детей младшей и старшей возрастных групп. Не правда ли, контраст в поведении малышей второго и третьего годов жизни очевиден — почти полное равнодушие к сверстнику у самых маленьких детей и поглощенность игрой с ним — у старших. Есть еще одна группа детей — от полутора до 2 лет, в которой картина поведения как бы смазана — интерес ребенка к сверстнику выражен более ярко, чем у детей первой группы (дети чаще и внимательнее наблюдают друг за другом, обмениваются улыбками), но в то же время взаимодействия между ровесниками не возникает, а если оно и появляется, то легко разрушается припервом же отвлекающем факторе.
Среди немногочисленных проявлений интереса младших детей к сверстникам обращают на себя внимание подражания, при помощи которых дети исследуют сами себя.
Интерес к собственному телу появляется у детей рано. Если мы понаблюдаем за поведением ребенка первого года жизни, то обнаружим у него своеобразные «игры» с частями своего тела: малыш ощупывает свои руки, ноги, пробует их на вкус. Ребенок, сидя в кроватке, обеими руками поднимает и опускает свою ногу, наблюдая за ее перемещением и по нескольку раз повторяя это действие. В таких играх ребенок познает свое физическое «я». Конечно, делает это малыш бессознательно, но изучая себя как некий посторонний предмет, он невольно знакомится со своими собственными качествами.
Присутствие сверстника заметно активизирует активность детей в такого рода деятельности. Глядя на малыша, исследующего свое тело, одежду, ребенок начинает воспроизводить увиденное по отношению к себе, поглядывая на него и как бы сравнивая его с собой. Производя вслед за сверстником какое-либо действие, ребенок как бы проверяет, умеет ли он делать то же самое. Вспомним, как дети рассматривали слайды с изображениями сверстников: каждый ребенок сравнивал себя с другим, а значит, и познавал себя с помощью другого.
Итак, мы увидели, как разворачивается общение между детьми раннего возраста, зафиксировали содержание их контактов. То, что это контакты особого рода, доказывают приведенные выше примеры. Все они свидетельствуют об одном: общение 2-летних детей со сверстниками отличается от их общения со взрослыми. Малыши прыгают, кричат, визжат, завидя сверстника, т. е. занимаются тем, что взрослые обычно называют баловством и, как правило, не поощряют. Но вот что интересно. Это баловство носит такой всеобщий характер, что заставляет задуматься над тем, что же лежит в его основе, какую потребность удовлетворяют малыши, стремясь именно к такого рода взаимодействию с ровесниками, а не к спокойной, например, совместной игре. Может быть, не совсем естественная ситуация наших экспериментов провоцировала на баловство, мешала более серьезным контактам детей? И мы провели еще один эксперимент, чтобы понять, наконец, как общаются маленькие дети.