Когда волк может быть добрым
Существует представление, что дошкольники очень наивны и доверчивы, что они легко верят взрослым, чтобы те ни говорили. Казалось бы, чем младше ребенок, тем доверчивее он должен быть. В самом деле, если малыш еще ничего не знает или знает очень мало, он должен верить всему, что говорят взрослые. И наоборот, приобретенные знания и опыт дают право на критичное отношение к сообщениям других, на собственное мнение.
Мы решили проверить это предположение. Детям 3, 5 и 7 лет предложили такую игру. Взрослый показывал картинки с изображениями различных животных — знакомых или незнакомых детям (волк, лиса, заяц, носорог, жираф и т. д.) и при этом давал каждому зверю характеристику: добрый либо злой. Причем он специально делал так, чтобы его характеристики зверей противоречили представлениям детей о тех или иных животных. Например, о зайчике взрослый говорил, что он злой, а волка, идущего по дороге в лес, называл добрым. Лиса тоже была доброй, а симпатичный пони оказался злым. Все это делалось для того, чтобы вызвать любопытство у детей и выяснить, полностью ли они доверяют сообщениям взрослого.
Вопреки ожиданиям оказалось, что самые недоверчивые — это младшие дошкольники (3—4 года). Они никак не могли смириться с тем, что заяц злой, а лиса добрая: «Заяц добрый,— утверждали они,— мы кино про него смотрели, он всем помогал, а лиса хитрая и жадная, нам сказку про нее читали». Младшие дети каждый раз возражали взрослому, когда он несправедливо называл злыми их любимых зверюшек. Они соглашались с ним только тогда, когда видели зверя впервые. Малыши не интересовались, почему взрослый говорит неправду. Их возражения имели характер чистых отрицаний: «Волк не может быть добрым, потому что он злой». Это объясняется тем, что предмет и его свойства младшие дошкольники воспринимают в неразрывном единстве. В нашем случае слово, обозначающее свойство характера, неразрывно и однозначно соединено с конкретным животным: волк — значит, обязательно злой, а заяц — добрый. Связь слова и предмета создает стабильность, прочность мира маленького ребенка. И если кто-то пытается эту связь разрушить, малыш сопротивляется, возражает.
Иначе ведут себя в той же ситуации дети постарше. В 5 лет почти каждое утверждение взрослого воспринимается с сомнением и любопытством: «А Почему волк добрый? Почему вы так говорите?» Это не протест, не возражение и в то же время не безоговорочное согласие со взрослым. Это любознательность, попытка получить объяснение, понять причину странного утверждения взрослого. Интересно, что любое, даже самое нелепое, с точки зрения взрослого человека, объяснение вполне удовлетворит дошкольников. Дети хотят знать лишь причину того или иного явления, а все остальное для них не так уж важно. Например, волк может быть добрым потому, что он ходит по дорожкам и не мнет траву, а заяц злой, потому что у него острые зубы и он грызет морковку. И все-таки детские «почему?» — важный шаг в умственном развитии дошкольника. Вопросы означают, что свойство предмета уже не так жестко связано с ним: оно изменяется и это зависит от разных обстоятельств. Волк может быть и злым, и добрым, это зависит от того, как мы ответим на вопрос: «Почему он такой?»
А вот в 6—7 лет дети уже перестают задавать подобные вопросы. Казалось бы, любознательность и познавательные интересы с возрастом развиваются, значит, и вопросов должно быть больше. Однако ребята безоговорочно принимали все характеристики зверей, которые давал взрослый, не возражая и не спрашивая его ни о чем. Почему же так происходит? Да потому, что старшие дошкольники понимают, что они участвуют в игре, где взрослый принимает разные роли, каждая из которых требует от него определенного поведения. Дети осознают условность той или иной ситуации и соблюдают определенные правила поведения в ней: врачу надо показывать горло, продавцу — давать деньги, со знакомыми на улице здороваться и т. д. Есть правила и у нашей игры: взрослый дает характеристику животному, а ребенок ее запоминает. Эта игра чем-то похожа на игру в школу, где нужно принимать задания учителя и выполнять их. И не так уж важно, какой этот волк на самом деле — злой или добрый, но если мы играем в эту игру, значит, надо соблюдать ее правила.
Способность понимать условность задачи очень важна при переходе к учебной деятельности. Без этого ни одна учебная задача не может быть понята. Помните, как Буратино, когда Мальвина учила его математике, никак, не мог согласиться с тем, что «некто взял у него два яблока». «Я не собираюсь отдавать этому некто целых два яблока!» — горячился он. Примерно то же самое происходит и с шестилетними детьми, которые не воспринимают условность ситуации.
Итак, чем старше ребенок, тем легче и охотнее усваивает он новую информацию и лучше понимает условность конкретной ситуации общения.
Ответы взрослого на вопросы старшего дошкольника являются для него не только источником информации. Взрослый, удовлетворяет одну из важнейших новых потребностей ребенка — потребность в уважении. На шестом году жизни ребенку уже не достаточно простого внимания и сотрудничества, он нуждается в серьезном, уважительном отношении со стороны взрослого и обижается, если тот считает его размышления глупыми или ругает за надоедливость и излишнюю болтливость. А всякая похвала или положительная оценка вызывает у ребенка радость и. уверенность в себе.
ХВАЛИТЬ ИЛИ РУГАТЬ!
Воспитывая детей, стараясь привить им полезные привычки или избавить от дурных, мы, взрослые, постоянно оцениваем их действия: хвалим, ругаем, делаем замечания. Как относятся дети разных возрастов к оценкам взрослых? В одном из наших экспериментов мы решили выяснить это.
Дошкольники 3 и 5 лет выполняли простые задания (строили домики из кубиков, раскладывали картинки и т. д.), а взрослый, наблюдая за действиями детей, время от времени хвалил их или делал замечания в очень вежливой форме. Трехлетние дети не обращали внимания на замечания взрослого и спокойно продолжали интересное для них занятие. Пятилетние вели себя иначе: хмурились, отворачивались от взрослого, а если замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять задания. Дело в том, что в этом возрасте у ребенка появляется обостренная чувствительность к оценкам взрослого; любое замечание может вызвать обиду.
В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. А если взрослый постоянно делает замечания, подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его. И наоборот: лучший способ научить ребенка чему-то, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрение его успехов, похвала. В качестве примера можно рассказать о таком случае.
Петя до 6 лет никак не мог научиться рисовать. Через несколько месяцев ему нужно было идти в школу, а он даже карандаш правильно держать не умел и рисовал одни каракули. Воспитательница детского сада неоднократно говорила ему об этом. И мама из лучших побуждений ежедневно заставляла Петю рисовать, всякий раз объясняя, как это для него важно: «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют и буквы пишут, а ты даже карандаш плохо держишь! Ты хуже всех в группе рисуешь! Поэтому сиди и рисуй аккуратно». Но мальчик, несмотря на настойчивые мамины доводы, отказывался от этого ненавистного для него занятия, капризничал, плакал и даже специально ломал карандаши и рвал бумагу, чтобы избежать очередного урока. А мама опять ругала его и заставляла рисовать. Все повторялось сначала. Тогда мама пригласила учительницу. Та не была профессиональным художником, но хорошо понимала психологию дошкольника. Когда Петя первый раз, держа карандаш в кулаке, нарисовал кривое, лохматое солнышко, учительница похвалила его: «Какое смешное, непричесанное солнышко! Ты, оказывается, совсем неплохо рисуешь! Попробуй еще!» И Петя нарисовал редкую, кривую травку и что-то смутно похожее на дерево. «Замечательно! — снова похвалила учительница.— Картинку можно повесить на стенку. Пусть твое солнышко оттуда светит».— «Я еще лучше могу»,— ответил Петя.
Когда он второй раз рисовал похожую картинку, учительница показала, как удобнее держать карандаш, чтобы получилось совсем хорошо, и Петя изо всех сил старался, чтобы получить очередную похвалу, и, конечно же, получил ее. Следующего урока он ждал с нетерпением («Когда же придет эта тетя и похвалит его за то, за что раньше ругали?»). Тетя приходила и всякий раз хвалила весьма сомнительные успехи мальчика. А Петя стал рисовать даже перед уроком, стремясь получить так нужную ему похвалу.
Постепенно, и это естественно, он достиг заметных успехов. А когда мальчик убедился, что рисует не хуже других детей, он стал спокойно реагировать на замечания по поводу недостатков в своих рисунках.
Вы скажете, что это обман по отношению к ребенку? Но ведь в каждом рисунке ребенка можно найти свое, неповторимое, что отличает его от рисунков других детей. Не надо сравнивать успехи ребенка с достижениями сверстников, особенно более способных. Главной точкой отсчета должно стать собственное достижение малыша неделю назад или вчера. А по отношению к нему всегда можно увидеть хоть какое-то продвижение. Нельзя подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не отбить у него интерес к полезному занятию и внушить уверенность в своих силах.
Как часто родители и воспитатели, желая привить детям полезные навыки, вызывают лишь отвращение к нужному занятию. Например, если ребенка приучают мыть посуду, родители обычно говорят о необходимости помогать маме или приводят в пример других более трудолюбивых и заботливых детей. Они постоянно ругают ребенка, если тот не проявляет интереса к этому виду деятельности. А вот одна умная мама поступила так. Однажды, когда ее пятилетний сын помыл после себя чашку, она выпила из нее чай и заметила, что чашка совсем не испачкалась. «Покажи, как ты помыл эту чашку,— попросила она.— Мне кажется, что ты умеешь мыть посуду так, что она больше не пачкается!» Мальчик помыл тарелку, потом поел из нее, вытер хлебом, облизал и с гордостью показал маме: «Смотри, чистая. Дай я и твою помою!» С этого дня его способность мыть тарелки так, что они не пачкаются, стала чем-то вроде семейной гордости, и мальчик охотно помогал маме, у которой, увы, не было этой редкой способности.
Конечно, это тоже можно расценивать как обман, но на самом деле это выдумка, фантазия, которая помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать свою значительность, а это так важно для развития личности!
Итак, поддержка и одобрение взрослыми любых, даже самых незначительных успехов дошкольника принесет больше пользы, чем замечания и упреки, потому что возникшая у малыша потребность в уважении требует своего удовлетворения. Кроме того, ребенок еще не может отделить отношение к себе вообще от отношения к своим конкретным действиям, и если взрослые часто ругают его, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс неполноценности, неуверенность в себе, и как следствие, озлобленность, агрессивность и недоверие к окружающим.