Тема: «Психические процессы: ощущения, восприятия»
Цель: сформировать понятие об ощущениях и восприятии, их видах и свойствах.
После изучения указанной темы студенты должны знать:
- понятие об ощущениях и восприятии;
- основные законы ощущений (закон Вебера-Фехнера, Бугера-Вебера) виды ощущений;
- свойства восприятия;
уметь:
- отличать процессы ощущения и восприятия
- определять принципы организации восприятия
- пользоваться таблицами для различных видов ощущений.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Психические процессы – это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности.
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.
Классификация ощущений:
1. по модальности (по принадлежности определенными органам чувств) – зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.
2. по месту расположения рецепторов – экстероцептивные (при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела); проприоцептивные (при воздействии раздражителей на рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (при воздействии на рецепторы, находящиеся во внутренних органах). В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.
Общие свойства ощущений:
1. качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.
2. интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фекнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.
3. длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.
Чувствительность – общая способность к ощущению.
Абсолютный порог чувствительности:
нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;
верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.
Адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.
Восприятие – это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.
Образы восприятия – это та психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.
Важнейшими свойствами образа восприятия являются:
- предметность,
- структурность,
- осмысленность,
- целостность,
- константность,
- избирательность.
Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Структурность – абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры.
Целостность – отражение объектов в совокупности их свойств.
Константность – способность системы анализаторов компенсировать изменения, происходящие с объектом.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность – отнесение воспринимаемого объекта к определенной группе, классу объектов и явлений.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.
К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина реальности, относятся:
- ограничения, связанные с органами чувств,
- состояние сознания,
- предшествующий опыт,
- «культурное моделирование».
Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.
Достаточно посмотреть на фотографию, сделанную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ окружающего.
Культура берет на себя регулирование деятельности мозга, внося те или иные особенности мировосприятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смерти и т.д. у различных культур.
Способ классификации воспринимаемого у каждого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг человека способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придавать им точное значение.
Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:
Принцип фигуры и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.
Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.
Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализуется наибольшее число рассмотренных выше принципов.
Классификация восприятий
1. по анализаторам;
2. по формам существования материи:
- восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;
- восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;
- восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
Задание 1.
С закрытыми глазами, держа на раскрытой ладони предложенный преподавателем предмет, попробуйте определить свои ощущения.
Затем, не открывая глаз, ощупайте предмет руками, исследуйте его. Какие ощущения добавились? Можете ли Вы определить предмет? Объясните, в чем разница между ощущением и восприятием.
Задание 2.
Заполните таблицу «Отличие процессов ощущения и восприятия» (совместно с преподавателем)
Ощущения | Восприятие | |
1. Наличие у человека, животных 2. Время возникновения 3. Локализация 4. Итог 5. Активность 6. «Привязка» к анализаторам |
Задание 3.
А. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как какой-либо предмет. Какая особенность восприятия в этом проявляется?
Б. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без особого труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку бывает трудно самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
В. Человек может мгновенно распознать известную фигуру, например, квадрат, независимо от его размера, цвета, угла зрения. От какой особенности восприятия это зависит?
Г. Иногда, разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки произносимых партнером слов. Это не мешает нам понимать его. Почему?
Д. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после операции, вначале не различают визуально ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
I. Заполнить пробелы:
1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего….
2. Объединение элементов осуществляется по принципам …, …, …и … .
3. Все то, что для человека имеет смысл, воспринимается как … .
4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент … становится значимым.
5. Границы чувствительности определяется … .
6. Сенсибилизацией называется … чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.
II. Верно или неверно?
1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.
2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.
4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.
5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.
6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.
Литература
Основная:
1. Немов Р.С. Психология (Кн. 1.) – М., 2004
2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2002
3. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М., 2006
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2000
5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007
6.Столяренко Л.Д. Общая психология. – С-Пб, 2006
Дополнительная:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
2. Самыгин С.И. и др. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
3. Новейший психологический словарь. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Под общ. ред. Шапаря В. Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4