Эффекты социального восприятия
Типовые шаблоны человеческого восприятия и, в свою очередь, проявление субъективных суждений индивидуума представляют собой эффекты человеческого восприятия.
Стоит отметить, что особенности социального восприятия включает в себя структурность, осмысленность, предметность, целостность и избирательность.
Итак, социальное восприятие во многом зависит от личностных качеств самого человека. Его отношение к окружающему миру будет отражать его внутреннее отношение к самому себе.
Социально-психологический «разрез» проблемы социального познания означает как минимум два фокуса в ее исследовании. Во-первых, равномерное внимание как анализу социальной обусловленностипроцесса познания (что, как мы видели, было характерно для многих предшествующих теорий и концепций), так и анализу самого процесса познания социальных объектов (т.е. тому, как человек «работает» с социальной информацией).
Во-вторых, и это другая сторона социально-психологического подхода, — внимание тому, как познает социальный мир обыденный человек. Для последнего особенно актуальным становится, по мысли П. Бергераи Т. Лукмана, познание им повседневной жизни. Термин, употребляемый этими социологами, означает, что обыденное знание есть знание особого рода: авторы называют его дотеоретическим знанием. Оно включает в себя «совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования и тому подобное, для теоретической интеграции которых нужны значительные интеллектуальные усилия...» [18, с. 109]. Иными словами, это сумма того, «что каждый знает о социальном мире», причем «рецепты» поведения, основанного на таком знании, передаются из поколения в поколение. Знания о повседневной жизни обладают двумя важными особенностями.
Во-первых, человек неизбежно оказывается как бы перед двумя реальностями: «Рядовые члены общества в их субъективном осмыслении поведения не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве Реального (выделено мной. —Г. А.).Специфика познания обыденным человеком этого реального мира и должна быть исследована особо.
Во-вторых, если речь идет о том, что и так «все знают», очевидно, что такое знание должно быть обязательно разделенным: не только каждый субъект обладает им, но и другие способны принять некоторый общий строй размышлений, представлений, соображений о предметах и процессах реальности повседневной жизни. Люди живут в общем мире, и поэтому реальность повседневной жизни неизбежно носит интерсубъективный характер. Отсюда вывод об огромной роли языка в познании повседневной реальности: ее элементы должны быть обозначены, притом так, чтобы, несмотря на субъективное происхождение знаков, значения их были бы доступны пониманию и других участников реальной жизни. Процесс, который может обеспечить такую ситуацию, это процесс коммуникации, изучение которого и выступает одной из важнейших задач социальной психологии.
Таким образом, в отличие от анализа научного познания социального мира, что есть задача практически всех наук об обществе, здесь вопрос стоит не о том, как надо познавать окружающий человека социальный мир, а о том, как обыденный человек практически это делает в повседневной жизни. Конечно, важным при этом является и сопоставление научного и обыденного познания: такое сопоставление может быть полезно и тому и другому. Если верно утверждение когнитивной психологии о том, что новое знание о мире делает человека менее подверженным манипуляциям и контролю, позволяет увидеть больше альтернативных возможностей действия, то очевидна еще большая полезность таких знаний о мире социальном. Понятно, почему, несмотря на «древность» проблемы, XX в. дал всплеск интереса к ней. Развитие массовых движений, бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека не только лучшей адаптации к социуму, оптимизации деятельности в нем, но и лучшего понимания того, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем. Своеобразной «подготовкой» к такого рода анализу явилась разработка целого ряда проблем в социальной психологии. Можно выделить три предметные области социальной психологии, которые непосредственно предшествуют созданию особого предмета «психологии социального познания»: социальная перцепция (в частности, межличностное восприятие), теории когнитивного соответствия и исследования атрибутивных процессов. Рассмотрим каждую из этих областей подробно
ВОПРОС – 62: Социальная установка (аттитюд): структура и функции.
ОТВЕТ Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива есть понятие социальной установки (Обуховский).
Установка (set с англ.) (по Узнадзе) является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. У. в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.
Для дальнейшего выяснений специфики социальной установки в системе соц.-психх.знания можно осуществить, рассмотрев это понятие не в системе общей психологии, а соц.псих.
Традиция изучения соц.уст. сложилась в зап. Соц.псих. и социологии. И использовался для этого термин аттитюд («калька» с англ.). Это оговорка вводится потому, что для термина установка (Узнадзе) в англ.языке обозначается как set. Очень важно отметить, что изучение аттитюдов совершенно самостоятельная линия исследований, превратившихся в одну из самых разработанных областей соц.псих. Томас, Знанецкий впервые ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой соц.ценности».
После открытия аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Было насчитано Олпортом 17 дефиниций этого понятия. В окончательном виде, аттитюд понимался как: 1 – определенное состояние сознания и нервной системы; 2 – выражающее готовность к реакции; 3 – организованное; 4 – на основе предшествующего опыта; 5 – оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Функции аттитюда:
1. Приспособительская(инструментально-утилитарная). Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат удовлетворению его потребностей. Способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потерь, т.к. поддержка определенных социальных установок дает заслужить одобрение др.людей. Способствует идентификации человека с группой или наоборот приводят себя к противоположной группе.
2. Функция организации знаний. Аттитюд упрощает задачу изучения новой информации. С его помощью можно оценить поступающую информацию и соотнести с имеющимися у человека личностными образами (цели, мотивы, ценности)
3. Функция выражения ценности(самореализация). Аттитюды дают возможность выразить человеку то, что важнее для него и соответствующим образом организовать свое поведение. Действуя в соответствии с ат-ми, человек реализует себя в отношении социальных объектов, и это помогает ему самоопределиться.
4. Функция эго-защиты. Аттитюды способствуют разрешению внутренних конфликтов личности. Ат-ды защищают от неприятной информации о самих себе и др.значимых соц. объектов.
Все эти функции ат-д способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.
Структура аттитюда (Смит, 1942):
1. Когнитивный компонент - это разнообразные знания субъекта о предмете его ат-да
2. Эмоциональный - эмоциональная оценка данного предмета
3. Поведенческий. Имеется в виду не только реализованное поведение, но и намеренное. Это программа действий, касающихся данного предмета.
Все компоненты связаны, образуют установочную систему.
ВОПРОС – 63: Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития.
ОТВЕТ: Малая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества.
Психологическая общность.Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, — психологическая общность (совместимость).
Основными критериями феномена психологической общности группы выступают:
· явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок);
· идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней – чувство «мы»);
· осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.
Количественные границы. За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают 3 человека (триада). Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы.
«Верхняя граница» малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Типология.Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо.
Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей.
Неформальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга.
По времени существования. Принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы.
Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.
Структура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
Критерии структурирования:
· Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений.
· Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структурыгруппы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.
· Социометрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.
· Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
· Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции ив какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
· Структура социальной власти и влияния в малой группе– это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.
Условия образования
Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.
· Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.
· Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.
· Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.
Численность группы.Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности.
Фазы развития малой группы.В процессе своего развития малая группа проходит ряд фаз, начиная от своего образования и оканчивая оформлением в зрелую социальную ячейку. В социальной психологии развитие малой группы ассоциируется с термином «Динамический процесс» или «групповая динамика». Причем, если изначально (К. Левин, 1939. Эксперименты в социальном пространстве. «Гарвардское педагогическое обозрение») под групповой динамикой понимались исследования положительных и отрицательных сил, контролирующих поведение группы, то в современном толковании это развитие группы во времени с описанием изменений ее важнейших универсальных характеристик.
Будем исходить из классификации развития Л. И. Уманского:
· группа-конгломерат – часто случайное ассоциирование людей по формальным признакам. Такое социальное образование еще не осознает единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы). Часто такое формальное объединение людей (например в сборную туристическую группу) распадается сразу после завершения формального повода их объединения.
· группа-ассоциация, имеющая общую цель. При этом, все остальные признаки (иерархия – организационная структура, подготовленность, эмоционально-психологическое единство) отсутствуют. Для этой фазы характерно формирование у членов группы чувства принадлежности к некой ассоциации людей, объединенных общей целью. Часто существование группы-ассоциации прекращается сразу после того, как цель достигнута (например объединение обманутых вкладчиков)
· группа-кооперация – характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности. На этой фазе у членов группы возникает необходимость ориентации в групповых задачах и в распределении групповых ролей.
· Автономная группа это группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационной структуры (иерархии) и психологического единства (такую группу также называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);
· коллектив– группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем организованности, единством целей, норм и принципов. Здесь для членов группы характерно возникновение желания устанавливать неформальные отношения с другими участниками коллектива
· гомфотерный («сбитый») коллектив – в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость его членов (например, экипаж космического корабля). Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.