ВОПРОС – 60: Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях.
ОТВЕТ: Под конфликтом (conflictus (лат.) – столкновение) в социальной психологии понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия (Социальная психология. Словарь, 2005). Структура любой проблемной ситуации, как правило, рассматривается в плане статики и динамики ее конфликтного развития. Так, описывая структуру конфликта, Л.А.Петровская выделяет следующие основные понятия: конфликтующие стороны (конфликтанты, участники), условия его протекания, образы конфликтной ситуации, конфликтные действия сторон, возможные исходыэтих действий (Л.А.Петровская, с. 126). Часто конфликтные стороны называются оппонентами.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон (Анцупов, Шипилов).
Трехвекторная модель конфликта: Противоречие, появляющееся в процессе взаимодействия. Противоборство – попытка изменить параметры объекта взаимодействия или сохранить свои (может быть неконфликтно). Острое негативное переживание – конфликт начинается, когда мы выходит из-под самоконтроля.
Среди причин конфликта выделяют субъективные и объективные. Интерес психологов привлекают субъективные причины.
Структура конфликтной ситуации:
· объект конфликта – та или иная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента.
· предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт
· оппоненты
· у каждого оппонента: мотив, стратегия и тактика поведения, группа поддержки
· третьи лица
· макро- и микросреда
Под внутриличностным конфликтом понимается острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи личности с внешней средой и задерживающее принятие решения.
Функции конфликта- его влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Они характеризуют динамику конфликта. По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции; по сфере действия - внешние и внутренние. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, конфликт породившее; настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимоотношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.
Конструктивные функции(разрядка напряженной ситуации или антагонист, «коммуникативно-информационная», стимулятор социальных изменений, вскрытие противоположных интересов и как результат – развитие,содействие в переоценке прежних ценностей) и деструктивные функции (плохое состояние духа, уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций, увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти, придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы, закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем и т.д. ).
Типология конфликтов:Согласно общей теории конфликтов Боулдинга:
1. конфликты между индивидуумами;
2. пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
3. экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;
4. конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);
5. конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);
6. конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);
7. конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);
8. конфликты между группой и организацией.
Критерии выделения конфликтов:
· по сфере действия: социальный, экономический, политический, культурный и т.п. конфликт;
· по характеру субъектности: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межнациональный, межгосударственный конфликт;
· по степени напряженности: слабый, средний, сильный конфликт;
· по способу поведения или характеру протекания: пассивный, активный конфликт.
Базисная классификация конфликтов:
С участием человека | Зооконфликты | ||
Социальные | Внутриличностные | Интрапсихические | Зоосоциальные |
· межличностные; · между личностью и группой; · малыми группами; · средними группами; · большими группами; · межгосударственные (между отдельными государствами или коалициями). | · хочу и хочу; · хочу и не могу; · хочу и надо; · могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют); · надо и надо; · надо и не могу. | м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами |
Смысл конфликт - разрешение противоречий.
Конфликт (К.) – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, К. – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. 6 стратегий поведения в ситуации конфликта интересов: схема Р. Томаса.
Чаще всего набор стратегий поведения в конфликте представляют в виде схемы, одна ось которой отражает уровень настойчивости, а вторая — заботу об отношениях
Показанные на схеме стратегии предполагают следующие типы взаимодействия:
· конфронтацию — прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликта;
· избегание — уход от борьбы, попытку представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе;
· приспособление — признание поражения ради сохранения отношений;
· компромисс — обмен уступками для достижения приемлемого соглашения;
· сотрудничество — совместную работу сторон для обоюдного удовлетворения интересов.
Помимо структурных элементов, при анализе К. учитываются его динамические характеристики, основными из которых являются возникновение конфликтной ситуации, ее осознание участниками конфликта, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта (Л.А.Петровская). Кроме того, в научной литературе по конфликтологии и психологии К. упоминаются такие стадии протекания К, как: поляризация мнений, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта и постконфликтнаяситуация.
Разрешение конфликта может быть достигнуто за счет внешних средств (участие руководителя или посредника, изменение производственных условий и т.д.) или внутренних — через переоценку, отнесение проблемы к непроблемной сфере (например, путем отказа личности от каких-то ее потребностей).
Инцидентом обычно называют первую открытую стадию К., часто ее называют «спусковым крючком» К.. Эскалация (от лат. scala – лестница) К. представляет собой различные варианты нарастания напряженности отношений между конфликтантами. Кульминация фиксируется на следующем этапе К., когда он грозит серьезным ущербом самим оппонентам, их общему делу, организации в целом. Большое внимание уделяется также постконфликтной ситуации — состоянию сторон, их психологическому самочувствию и взаимоотношениям после завершения К..
Существует различные формы завершения К. Ими можно считать и примирение. Согласно другой классификации, в качестве вариантов завершения К. могут выступать, при самостоятельных действиях оппонентов, затухание и разрешение, а при вмешательстве третьих лиц — урегулирование и устранение.
Насилие может быть как физическим, так и психологическим, административным, политическим и т.д. Часто насилие оказывается быстрым, но неэффективным и дорогостоящим способом завершения конфликта, поскольку интересы одной из сторон остаются неудовлетворенными. Возможно, именно это имел в виду бывший премьер-министр Великобритании А.Н.Чемберлен, говоря, что в войне не бывает выигравших — только проигравшие. Победителю, как правило, приходится опасаться последствий и постоянно работать, чтобы сохранить свое доминирующее положение. Даже в случае физического устранения противника жизненная перспектива победителя остается неоднозначной: судебное преследование и общественное неодобрение накладывают отпечаток на судьбу конфликтанта и его близких.
Разъединение (развод, бегство, отъезд, отказ от контактов), помимо очевидных плюсов, также имеет минусы для дальнейшего существования оппонентов. Так, например, после разъединения конфликтантов часто оказывается необходимым делить имущество (в том числе — недвижимость, предприятия), договариваться о регламенте отношений с детьми и т.д. Третий путь завершения К. — примирение — в человеческом сообществе, как правило, предполагает переговоры, осуществляемые либо самими оппонентами, либо с помощью третьей стороны (посредника, в роли которого может выступить профессиональный медиатор или какой-либо другой человек).
Согласно концепции Томаса-Киллмена (K.W.Thomas, R.H.Kilmann, 1990), выделяется 5 основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс.