ВОПРОС-1. Специфика психологического знания.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ», «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ», «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Вопросы и ОТВЕТЫ по дисциплине «Общая психология».

ВОПРОС -4: Классификация психических явлений.

ОТВЕТ: Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

ВОПРОС- 5: Психология как наука о поведении.

ОТВЕТ: Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям:

Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии.

Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию.

В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, - обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, - поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:

· Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

· Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

· Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

· Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

· Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

· Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

· Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

· Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

· Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

· Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

· Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

· Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

· Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

· Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

· Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

· Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Поступки- еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Какой-либо поступок человека может быть:

1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо

2. проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо

2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо

2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Поступок человека включает три компонента:

1. само действие,

2. мысль,

3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека ("он всегда такой"), напротив, даже "хорошие" люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях.

Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем "объективное" значение этих ситуаций. Разные люди по-разному "видят", интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам. (отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию)

Предмет наблюдения

· Вербальное поведение/Содержание речи/Продолжительность речи /Интенсивность речи /И др.

· Невербальное поведение/Экспрессия лица, глаз, тела,/Выразительные движения/Перемещения людей/Дистанция между людьми/Физические воздействия/Касания/Толчки/Удары/побоиИ др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюденияНаблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюденийНаблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть:

1. Непосредственным и опосредованным,

2. Внешним и внутренним,

3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

4. Прямым и косвенным,

5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),

6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различаютНесистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

· Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

· Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

· Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

· Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

По форме наблюдения

· Осознанное наблюдение

· Неосознанное внутреннее наблюдение

· Неосознанное внешнее наблюдение

· Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдениеПри осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

ОсобенностиНаблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Этический кодекс APA и наблюденияЭтический кодекс Американской психологической ассоциации или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

· Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

· Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.

· Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

· Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Дистантные ощущения

· Зрение

· Слух

· Обоняние

Контактные ощущения

· Вкус

· Тактильные ощущения

· Боль

· Температурные ощущения

· Вибрационные ощущения

· Кинестетические ощущения

Классификация

-Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

- Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)

-Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

- Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: 1) астенический, 2) атлетический и 3) пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

Тип строения тела определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим - склонны астеники и атлетики.

Впоследствии обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера.

Концепция Леонгарда основывается на предположении о наличии основных и дополнительных черт. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах могут разрушить всю структуру личности. Классификация по концепции Леонгарда:

1.Гипертимный тип. 2. Дистимныйтип. 3. Циклоидный тип. 4. Возбудимый тип. 5. Застревающий тип. 6. Педантичный тип. 7. Тревожный тип. 8. Эмотивный тип. 9. Демонстративный тип. 10. Экзальтированный тип. 11. Экстравертированный тип. 12. Интровертированный тип.

Классификация отеч. психиатра А.Е. Личкопостроена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Классификация акцентуаций характеров у подростков (по Личко):

1. Гипертимный тип. 2. Циклоидный тип. 3. Лабильный тип. 4. Астеноневротический тип. 5. Сенситивный тип. 6. Психастенический тип. 7. Шизоидный тип. 8. Эпилептоидный тип. 9. Истероидный тип. 10. Неустойчивый тип. 11. Конформный тип.

Социальная типология характеров Э.Фромма (она построена на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям):

1.Мазохист-садист. 2.Разрушитель. 3.Конформист-автомат.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от их принадлежности к экстравертированному и интровертированному типам, предложенная Юнгом.
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявления характера, степень его выраженности, то обозначатся три зоны: 1) зона абсолютно «нормальных» характеров; 2) зона выраженных характеров (скрытые и явные акцентуации); 3)зона сильных отклонений характера, или психопатии.

Классификация А.Ф. Лазурского.Наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации («эндопсихика»), т.е. экзо- и эндопсихика взаимно обусловливают друг друга.

Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде:

· низший уровень - это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека.

· средний уровень - люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях.

· высший уровень - это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.

Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся.Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Выделил:

· эгоцентрический уровень- стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу;

· группоцентрический- человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;

· просоциальный, или гуманистический уровень - «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали стобой»;

· духовный, или эсхатологический уровеньпредполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром.

Предмет, задачи и методы

Задачи психологии развития

1. Раскрытие общих закономерностей развития

2. Установление причин перехода от одной стадии к другой

3. Периодизация возрастных периодов

4. Психологическая картина каждой стадии

5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития

1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний

2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.

3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития

4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования

В психологии развития используются общенаучные и общепсихологические методы, адаптированные специально под неё. И предпочтение отдаётся методам, наиболее подходящим для изучения возрастных изменений в психике и психических процессах. Все методы психологии развития можно разделить на несколько категорий: общенаучные методы, психогенетические, психофизиологические, исторические и психологические. Рассмотрим каждую категорию отдельно.

1. Организационный метод.

o сравнительный метод - сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

o лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.

o комплексный - сочетание сравнительного и лонгитюдного метода

2. Эмпирический метод.

o метод наблюдения

o экспериментальный метод

o психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)

o биографический метод

o обсервационный метод (наблюдение и самонаблюдение)

3. Интерпретационный метод

o генетический метод

o структурный метод

Теории развития

· Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо

· Теория созревания Гезелла

· Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена

· Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт

· Философия образования Монтессори

· Теория организма и сравнительная теория Вернера

· Теория когнитивного развития Пиаже

· Стадии нравственного развития по Колбергу

· Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер

· Теория социального научения Бандуры

· Культурно-историческая теория Выготского и Лурии

· Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда

· Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер

· Восемь стадий жизни Эриксона

· Теория аутизма Беттельгейма

· Теория детских переживаний Шахтеля

· Теория зрелости Юнга

https://4brain.ru/psy/psihologija-razvitija.php

ВОПРОС -36: Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления

ОТВЕТ: Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.

По мнению Э. Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".

Наиболее важные понятия концепции - "групповая идентичность" и "эгоидентичность".

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

Теория Эрика Эриксопа так же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. По мнению Э. Эриксона, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости",- писал Э. Эриксон.

Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх-Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям "модус органа" и "модальность поведения". Понятие "модус органа" определяется Э. Эриксоном вслед за 3. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от 3. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная точка, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит "отчуждение" его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения, таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием. Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что для их функционирования необходим другой, объект или человек.

Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)

Таблица - Бихевиоризм Дж. Уотсона

Основной предмет

исследования Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и измерению

мерению поведение человека

Методы исследования Наблюдение, экспериментальное научение

Основные понятия Поведение, безусловная реакция, безусловный стимул,

обусловленный стимул, обусловленная реакция

Основные идеи Фокус анализа перемещен с гипотетических внутрен-

них причин на влияние внешнего окружения. Зави-

симость поведения от воздействия внешних, социальных

факторов-стимулов: базовая схема «стимул —

реакция». Огромная роль научения, прошлого опыта:

научение=развитие

Факторы развития Социальный фактор, научение

Ценное Оптимизм в отношении возможностей обучения че-

ловека, привлечение внимания к условиям среды

Направления критики — Принципиальный отказ и полное игнорирование

внутренних (психологических) факторов поведения

— Игнорирование специфики собственно человече-

ского развития, поиск общих закономерностей поведения

всех живых организмов

— Механистичность представлений о человеке

— Пассивный характер обучения — человек как «объект»

воздействия

— Невозможность объяснить формирование действительно

нового поведения

Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в следующем: развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Главное внимание в исследованиях детского развития уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ребенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. Механизм классического обусловливания до настоящего времени считается одним из основных в психическом развитии человека, но действие его ограничено лишь некоторыми, не самыми сложными формами поведения. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образованию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени (например, укол иголкой — отдергивание руки). Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обусловливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим активности самого человека (таким, как речь, решение математических задач или игра на музыкальном инструменте), объяснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруднительно. В<

Наши рекомендации