Жалоба клиента. Анализ жалобы. Анализ вербальных средств в речи клиента.

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта.

Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…».

В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

В жалобе как правило содержится запрос. Однако этот запрос может быть не эксплицирован, четко не определен. В этом случае следует провести особую работу по выявлению запроса клиента и его осознанию самим клиентом. Запрос может быть «фасадным», за которым скрывается истинный запрос. Вместе с тем по ряду причин клиент не формулирует этот истинный запрос. Наконец, возможна ситуация, в которой действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует. Психотерапевт помогает клиенту квалифицировать запрос, определяет особенности психотерапевтической помощи. Важно понять запрос клиента – это запрос на решение определенной проблемы (проблемно–ориентированная психотерапия) или запрос на личностные «правки». Рассчитывать на то, что в самой жалобе в развернутой форме представлен запрос на личностные «правки»[207] трудно. Запросы меняются в процессе психотерапии. Некоторые авторы в конце первой сессии предлагают клиенту подготовиться ко второй встрече – написать историю своей жизни, свои переживания и свои проблемы, одним словом, то, чем считает нужным поделиться клиент. Если клиент пишет свою хронологическую биографию, обходя проблемы и переживания, то психотерапевт сообщает клиенту, что, видимо, стоит повременить и подождать с психотерапевтической помощью. Если клиент готов, он будет «доказывать» психотерапевту, что нуждается в помощи, пойдет на контакт.

8. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.

9. Предмет, задачи и методы возрастно-психологического консультирования и его специфические особенности.

10. Особенности консультирования клиентов в период возрастных кризисов.

Психология личности.

  1. Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века.

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:

- обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

- сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;

- особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

- благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

- Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

- Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

  1. Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных исоциогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития.

Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. "Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л.И., 1989. С.211). Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" (Л.И. Анцыферова). Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей"

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества"

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности. Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

  1. Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют систему. При этом одни из ее компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную линию поведения определяют доминирующие мотивы. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Идейно-моральная направленность личности выражается в ее мировоззрении, моральной воспитанности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. Моральная воспитанность проявляется в гуманности, коллективизме, ответственности; она характеризует личность со стороны ее отношения к людям.

Профессиональная направленность проявляется в устойчивом стремлении заниматься определенной профессией и совершенствоваться в ней.

Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.

При характеристике направленности личности выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности — это общественная значимость направленности личности. Низкий уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и безразличии к делам общества.

Широта направленности — это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

  1. Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.

(бихевиористкая и необихевиористкая ориентации)

Основные формы научения:Классическое Оперантное Обучение;;обусловливание обусловливание через наблюдение

(Дж. Уотсон) (Б.Ф. Скиннер) (А. Бандура)

Классическое обуславливание:Классически обусловленное научение (научение на основании выработки условного рефлекса)

Принципы научения по Павлову:Принцип подкрепления Принцип генерализации (обобшения) – реакция вырабатывается на сходные стимулы Принцип дифференциации (может быть выработана реакция на специфические стимулы).

На основании этой теории американский исследователь Джон Уотсон предложил теорию формирования эмоций у детей.

Виды эмоций: Эмоции врожденные (страх в условиях потери опоры, страх при воздействии громкого звука (все остальные страхи – выученные); гнев (злость) в случае ограничения свободы движений; удовольствие (эмоция любви, связана с привязанностью к другому человеку)).

Эмоции приобретенные (все остальные)

Избавление ребенка от страха определенного объекта за счет соединения двух противоположных видов эмоций: эмоции страха и эмоции удовольствия, отдыха, расслабления.

Стимул – реакция

Оперантное обуславливание (Берес-Фредерик Скиннер)

Реакция 1 – Стимул – Реакция 2

Реакция 1 – реакции оперантные (поисковые, хаотичные, ориентировочные)

Реакция 2 – реакции ответные (респондентные)

Принципы оперантного научения: Принцип подкрепления Принцип дифференциации и генерализации стимулов и реакции (реакции распространяются на сходные стимулы, сходные стимулы могут вызывать несколько реакций) Принцип игнорирования негативных реакций Принцип режима подкрепления Принцип незамедлительности поведения

Теория социального научения Альберта Бандуры

Априорное научение – научение, основанное на наблюдении за другими и подражании им (косвенное социальное воздействие).

Основной механизм нучения – подражание.

Этапы научения через подражание: Этап демонстрации образца (привлечение внимания) Запоминание образца в символической форме Тренировка необходимого поведения в безопасных условиях Закрепление желаемого поведения, косвенное воздействие социума.

Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.

Фрейд заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающее психическую активность.

Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятной для него скоплением этой энергии.

Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Влечение или побуждение (инстинкты) вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются основным мотивом всей деятельности.

Все существующие влечения человека имеют четыре составляющих элементы:

1) Источник – какая-то часть тела либо весь организм в целом (место, где происходит возникновение потребности).

2) Стимул – это количество энергии, сила или движение, которое используется для удовлетворения влечения.

3) Цель – должна ослаблять потребность до такой степени, чтобы отпадала необходимость к действию. Это дает организму удовлетворение его актуальных желаний.

4) Объект – любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Пр., Источник – потребность организма в жидкости

Стимул – жажда

Цель – вода, достать и выпить жидкость

Объект – выбор жидкости

Любая активность человека определяется инстинктами.

Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.

К. Юнг: главной целью по мнению Юнга является обретение самости, которая в свою очередь выступает результатом отношения различных компонентов личности к единству.

Процесс становления индивида: индивидуация – это процесс развития динамической связью между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей самости.

Цель индивидуации – объединение сознательного и бессознательного.

4 этапа индивидуации:

1. Раскрытие персоны – осознание ограниченности

2. Борьба с тенью – осознание и принятие

3. Противостояние анима и анимуса – принятие. Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы и бессмысленны.

4. Развитие самости.

Итог осуществления индвидуации очень непросто досягаем.Это самореализация.

А. Адлер…Непрерывность постоянства развития и роста человека. Человек постоянно включен в процесс развития.

Признавал значение и окружающей среды в формировании личности, индивидуумы нечто большее, чем итог этих двух воздействий.

Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться собственной жизнью.

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентрических целей достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

3 главных жизненных задачи:

1) Работа – которая приносит пользу обществу

2) Дружба

3) Любовь

Комплекс неполноценности – преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности.

Гиперкомпенсация комплекса неполноценности может привести к комплексу превосходства (преувеличение физических, интеллектуальных и социальных способностей).

3 вида страдания как препятствие для роста и развития:

1) органическая неполноценность

2) избалованность либо чрезмерная опека. Односторонние требования к друзьям и семье.

3) заброшенность либо отверженность со стороны родителей

Карен Хорни: решающий фактор развития личности – это социальные отношение между ребенком и родителями. Две базовые потребности ребенка:

1) потребности в удовлетворении

2) в безопасности (ведущая)

С одной стороны зависит от родителей, с другой – испытывает по отношению к ним чувства негативизма.

Три стратегии базовой тревожности:

1) от людей

2) к людям

3) против людей

Эрих Фром: значимость социальных факторов в развитии человека. Основные черты современного человека:

1. отчуждение

2. изоляция

3. одиночество

[хотим быть свободными, но становимся одинокими]

Стратегия бегства от свободы:

1. авторитаризм – решение проблемы посредством других людей

2. деструктивность

3. научение

4. позитивная свобода – человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижения данного состояния требует спонтанной активности в жизни.

Свобода – безопасность (дихотомия).

Универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловленный экзистенциальными потребностями.

5 основных экзистенциальных потребностей:

1) потребность в установлении связей – всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то (продуктивная любовь, адекватная стратегия; неадаптивная – нарциссизм).

2) потребность в преодолении – все нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни. Адаптивная – творчество, ценности; неадаптивная – разрушение.

3) в корнях – необходимость в ощущении себя частью мира, в чувстве стабильности и прочности.

4) потребность в идентичности – в тождестве с самим собой, в ощущении непохожести на других.

5) потребность в системе взглядов и преданности, наличие постоянно опоры для объяснения сложности мира, значимость формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество.

Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).

Курт Левин: развитие личности – это движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Личностное развитие – это включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Дифференцированность личностного пространства – чем больше дифференциация; тем на большей ступени развития находится личность.

Дифференциация характеризуется широтой и степенью, поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении того, что является частью психологического настоящего либо временной перспективы либо изменение реальности или ирреальности.

2) развитие как растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности.

3) развитие как растущая организация жизненного пространства (характер интегрированности)

4) развитие как изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства

Препятствия личностного роста:

1) фиксация на отдельном регионе

2) насыщенность

3) низкая прочность границ

4) недефференцированность след. пространства

Леон Фестингер: теория когнитивного диссонанса (конфликта)

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт будет мотивировать индивида в попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанс (созвучие, единство).

2. В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

3 формы преодоления диссонанса:

1) изменение поведенческих когнитивных элементов (подстраивает поведение под убеждения)

2) изменение элементов под влиянием окружающей среды

3) добавление новых когнитивных элементов.

Джорж Келли: теория конструктов.

Движущая сила развития – система конструктов (внутренний источник развития личности).

2 фактора: выбор и опыт человека (как способ развития)

Тенденция к развитию является врожденной. Если активность не реализуется, то формируется патология.

Развитие личности предполагает расширения конструктов, изменение, апробация, формирование новых конструктов.

Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.

Самоактуализация – желание стать тем, кем он может стать.

Достижение целей.

Факторы, препятствующие самоактуализации:

1) негативное влияние прошлого опыта

2) влияние социума

3) внутренняя защита самого человека.

Факторы, способствующие самореализации:

1. концентрация – внимание ко всему том, что происходит в ситуации и внутри человека

2) выбор роста

3) самопознание

4) честность перед собой, ответственность за слова и поступки

5) суждения (собственные)

6) саморазвитие

7) вершинные переживания

8) отсутствие защиты собственного «Я»

Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).

Роджерс: все развитие характеризуется тенденцией к актуализации (тенденция развивать все свои способности, чтобы развивать и сохранять личность). Она направлена на повышение, а не на снижение напряжения, которое возникает в ходе развития. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что жив

Наши рекомендации