Технологии ведения консультативной беседы.

Технология – способы и приемы, применяемые консультантом для повышения эффективности деятельности.

В консультативной беседе всегда 2 стороны: психолог – клиент.

В ходе приема клиент выговаривается (избавляется от напряжения). Психолог эмпатически слушает, вначале пассивно, затем активно.

Роль психолога – способствует углублению в проблему, принятию решения.

В консультировании рассматриваются несколько принципов:

1)Приближение речи консультанта к языку клиента.

•Избегать слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы (профессиональные термины).

•Максимально используются слова и выражения клиента (даже если противоречат логике).

2)Краткость и точность высказывания консультанта.

•Не следует давать излишние объяснения

•Используются 2 типа вопросов (закрытые и открытые). Закрытые – дается однозначный ответ (да\нет). Открытые – дается развернутый ответ, который предусматривает развернутое обсуждение. Позволяет клиенту делиться эмоциями и заботами. Применяются на определенных этапах и стадиях (стадия контакта «что привело вас ко мне?»; стадия сбора информации «расскажите поподробнее о себе»; стадия осознания желаемого результата).

•При формулировке вопросов можно опускать слова, которые понятны из общего контекста беседы «если я вас правильно понял»; «из контекста понятно что…».

•В ходе консультативной беседы возможны комментарии, цель которых сбор информации. Но психолог должен понять, что вопросы-комментарии должны быть использованы в меру

3)Анализ эмоциональных переживаний в психотерапии сравниваются с кровью в хирургии. Если в ходе операции крови нет, то, что делать? Эмоции и чувства выполняют регуляторную функцию.

•Консультант и клиент должны как можно точнее идентифицировать свои чувства и обмениваться ими.

•Обращать внимание на те чувства, которые могут помочь в консультировании, но не обязательно отражать все чувства.

В консультировании сталкиваются с 2-мя планами высказываний:

1)Оправдание, объяснение, логическое построение рассказа.

2)Эмоции настроения, переживания, связанные с ситуацией и отношениями (слова всегда можно объяснить по-разному, а чувства нет).

Необходимо узнать, что переживал и чувствовал клиент. Для осуществления эмоций существует ряд техник:

1)Техники альтернативных формулировок ответа. Не поиск правильного ответа, а формулировка его. Анализировать нужно не слова, а поступки.

2)Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаками эмоций в речи клиента выступает наречие, глаголы и прилагательные, а также качества действия. Смысл – проникнуть внутрь переживаний и сделать шаг к пониманию этих переживаний, подвести клиента к необходимости принятия решений.

3)Перефразирование. Признак профессионализма. Смысл – консультант использует жалобу клиента, перефразирует ее и изменяет ее таким образом, что все, что было негативным, становится не настолько значимым, иногда позитивным. ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Умение сконцентрироваться на собеседнике-Проявляется в демонстрации заинтересованности в контакте с клиентом через: поворот тела в его сторону, установление и поддержку зрительного контакта, изменение выражения лица и другие сигналы, которые свидетельствуют о контакте и физическом присутствии.

Умение «вести» собеседника -Проявляется в неперебивании клиента, концентрировании его внимания. Психолог тактично поощряет клиента посредством высказывания и выражения во время беседы своих чувств, постановку содержательных вопросов, которые требуют более длинных ответов, чем «да» или «нет».Нужно помнить-постоянное задавание вопросов может создать атмосферу экзамена.

Отражение-психолог подталкивает клиента на разговор, высказывая то, какие на его взгляд чувства испытывает на данный момент клиент. Например:

«Мне кажется, вы хотите добавить еще что-то…»

«Мне кажется, что вы очень сердитесь по поводу этого…»

Перефраз-психолог повторяет то, что сказал клиент, чтобы убедиться в том, что правильно его понимает. Например:

«Если я вас правильно понял, вы считаете, что…»

«Вы хотите мне сказать, что…»

Концентрация на главном-психолог концентрирует клиента на главном. Например:

«Я знаю, что для вас это очень важно, но мы должны поговорить сегодня о…»

«Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного?»

Наши рекомендации