Избирательностью изменений относительно адаптирующего воздействия.

Можно выделить три вида адаптации:

полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя; (легкий груз, запах, вкус)

негативная адаптация - снижение чувствительности за счет воздействия сильных раздражителей; (погружение в холодную воду, выход на яркий свет)

положительная - повышение чувствительности в процессе влияния слабых раздражителей (темновая адаптация, к тишине)

Взаимодействие ощущений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.Например,слабые звуковые раздражения повышают цветовую чувствительность, громкий шум ухудшает. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация- повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя, в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Сенсибилизация может возникнуть в результате внутреннего состояния организма (например, в результате медитации, голодания обостряются чувства, повышается чувствительность).

Контраствозникает, когда после действия одного раздражителя появляется другой, и на фоне первого раздражителя кажется измененным (например, после громкой музыки тишина кажется «звенящей», если зайти из светлого помещения в темное, то темнота сначала кажется более темной, чем ест на самом деле).

Синестезия – возникновение под влиянием раздражение одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (цветной слух, симфония красок, острый вкус, кричащий цвет, сладкие звуки).

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Предметность - Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность - Восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Структурность - Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Константность - Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д.

Осмысленность - Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность - Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Механизмы восприятия

Влияние целого на восприятие частей (эффект гештальта). Пример: зрительные иллюзии:

Некоторые части целостной картины наиболее важны в восприятии всей картины, но и вся картины как целое влияет на восприятие частей.

Составные части единой картины взаимосвязаны и находятся во взаимопроникновении.

Принцип фигуры и фона. Каждый видимый предмет воспринимается как фигура на определенном фоне. То, что меньше по размеру и имеет более правильную форму, воспринимается как фигура. Фон всегда менее структурирован и больше по размерам. Фигура и фон есть в восприятии по любой из модальностей (выделение знакомого голоса из шума, знакомого запаха и т.п.)

Принцип заполнения пробелов. Фрагментарные изображения сводятся к целому.

Принцип близости. Элементы, находящиеся в пространственной близости друг от друга, воспринимаются как один элемент.

Принцип сходства. Легче объединяются сходные фигуры.

Принцип непрерывности. Формы, имеющие одинаковое направление, объединяются в одну форму.

Принцип «хорошей формы». Симметричные фигуры воспринимаются как «правильные». Чем больше осей симметрии имеет фигура, тем легче воспринимается форма.

Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).

Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Теории восприятия

Структурализм возник в начале ХХ века под влиянием работ В. Вундта. Э. Титченер. Основная идея: воспринимаемые сложные вещи, сложные перцептивные образы – лишь СТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПРОСТЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ. То есть, все разнообразие воспринимаемых предметов – всего лишь комбинация «чистых» ощущений. Проблема восприятия будет решена, если станет понятно, как мы получаем эти «чистые» ощущения. Структуралисты при изучении восприятия использовали метод АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТРОСПЕКЦИИ – разложения целостного образа восприятия на отдельные ощущения. У элементарных ощущений структуралисты выделяли следующие свойства: Качество (модальность) Интенсивность Отчетливость Длительность.

Структуралисты утверждают, что мир восприятия состоит из элементов двух видов: Ощущений, возникающих при раздражении отдельного рецептора; Образов памяти, которые являются следами прежних ощущений. Согласно структуралистам, ощущения просто суммируются.

Гештальт-теориявозникла в Германии в 30-х годах ХХ века, Коффка, Келер, Браун. Гкештальтисты резко критиковали структуралистов за их принцип расчленения восприятия до отдельных элементарных ощущений. Предложили принцип Gestalt`а – целостности.

Гештальт – особая структура восприятия, которая упорядочивает отдельные элементы восприятия. Один из аргументов гештальтистов: мелодия, исполненная в разных тональностях, воспринимается как одна и та же. Но она вызывает РАЗНЫЕ элементарные ощущения. Значит, кроме элементарных ощущений, есть и некая объединяющая их структура. Это и есть гештальт.

Гештальтисты пришли к выводу, что не только целостное восприятие складывается из отдельных частей – ощущений, но и целостный образ влияет на восприятие частей. Именно гештальт-психология открыла такие свойства восприятия, как константность, структурность и зависимость фигуры от фона.

Сформулировала законы восприятия (на примере зрительного восприятия):

Закон качественного сходства. Чем больше сходство между предметами, тем больше вероятность объединения их в один гештальт.

Закон сходства по интенсивности. Чем больше сходство по интенсивности между элементами, тем больше вероятность связывания их в один гештальт. Наиболее заметен этот эффект относительно голубых фигур на сером фоне.

Объединение по близости во времени. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем легче они объединяются в один гештальт.

Теория бессознательных умозаключений.Гельмгольц выдвинул гипотезу бессознательных умозаключений, согласно которой зрительное восприятие связывает два фактора: размер образа на сетчатке и степень напряжения зрительных мышц. То есть, из ощущения напряженности мышц человек, по Гельмгольцу, делает бессознательное умозаключение о степени удаленности предмета. То есть, Гельмгольц подчеркивал роль мышц в восприятии. В дальнейшем эти идеи были развиты в России И.М. Сеченовым.

Наши рекомендации