Психология развития и возрастная психология
Содержание.
Общая психология
1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы становления и развития психологии.
2. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии психики.
3. Деятельностный подход в психологии (психологическая теория деятельности Леонтьева А.Н.).
4. Основные факты и закономерности психологии памяти.
5. Виды и свойства внимания. Развитие внимания.
6. Воображение и мышление как высшие психические функции и их характеристика.
7. Развитие речи в онтогенезе. Вербальное и невербальное общение.
8. Воля как высший уровень регуляции. Волевой акт и волевые процессы.
9. Структура личности.
10. Общие и специальные способности.
11. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций.
12. Ощущения и восприятие. Закономерности ощущений и свойства восприятия.
13. Структура мотивационной сферы личности. Потребности и мотивы.
14. Учение о темпераменте. Свойства темперамента.
15. Характер. Формирование характера. Акцентуации характера.
Психология развития и возрастная психология
1. Предмет и задачи возрастной и психологии развития. Связь с другими науками.
2. Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.
3. Факторный подход к психическому развитию.
4. Стратегии исследования в психологии развития.
5. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский.
6. Понятие периодизации развития. Обзор периодизаций развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, др.).
7. Гипотеза о периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
8. Психическое развитие ребенка младенческого возраста.
9. Психическое развитие детей раннего возраста.
10. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
11. Общая характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста.
12. Психология подростка. Проблема ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
13. Общая характеристика развития в юношеском возрасте.
14. Взрослость – обретение уникального самобытия. Сферы бытия взрослого человека. Новообразования, задачи возраста.
15. Общая характеристика психологии старческого возраста.
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
1. Структура лекции по психологии в средних учебных заведениях.
2. Методика проведения урока по психологии в среднем учебном заведении.
3. Методика проведения практических и семинарских занятий по психологии в средних учебных заведениях.
4. Организация проверки и оценивания знаний студентов.
5. Методы обучения в средних учебных заведениях.
Педагогическая психология
1. Стили педагогического общения.
2. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования.
3. Психологическая характеристика учебной деятельности.
4. Программированное обучение. Понятие, виды, механизмы.
5. Психологические особенности развивающего обучения.
6. Проблемы психологии воспитания. Соотношение понятий: формирование, становление, социализация и воспитание.
7. Проблемное обучение. Условия, правила, создание проблемных ситуаций.
Социальная психология
1. Социальная психология как наука. Предмет, цель, задачи изучения.
2. Методы социальной психологии.
З. Функции группы, групповая структура, классификации групп.
4. Групповые влияния и индивидуальное поведение.
5. Лидерство и руководство в группах и организациях.
Психодиагностика
1. Психодиагностика как наука. Предмет, цель, область применения.
2. Классификация методов психодиагностики.
3. Исторические корни современной психодиагностики. Этапы ее развития.
4. Требования к построению и проверке методик: валидность, надежность, стандартизация.
5. Метод тестов: классификация, достоинства и недостатки метода.
6. Диагностика интеллекта и умственного развития. Тест Векслера, Равенна, Амтхауэра, ШТУР.
7. Диагностика общих и специальных способностей.
8. Проективные методы: классификация, преимущества и недостатки, области применения.
9. Опросники в психодиагностике личности: области применения, виды, классификация. 16-ти факторный тест Кеттела, ММРI.
10. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Требования к пользователям психодиагностических методик.
Консультативная психология
1. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога.
2. Классификация видов консультирования. Современные взгляды на виды психологического консультирования.
3. Этапы консультативного процесса. Анализ стадий психологического консультирования
в отечественном подходе. Цели и задачи каждого этапа.
4. Метод беседы в консультировании. Типы беседы, требования к консультативной беседе.
5. Технологии ведения консультативной беседы.
6. Зарубежные подходы в консультировании. Цели и особенности в зависимости от теоретического направления.
7. Жалоба клиента. Анализ жалобы. Анализ вербальных средств в речи клиента.
8. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.
9. Предмет, задачи и методы возрастно-психологического консультирования и его специфические особенности.
10. Особенности консультирования клиентов в период возрастных кризисов.
Психология личности
- Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.
- Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.
- Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.
- Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.
- Связь различных подструктур личности (способностей, направленности, темперамента, характера) в представлениях отечественных психологов.
Основы психокоррекции
- Психологическая коррекция как вид деятельности практического психолога.
- Принципы и этапы психокоррекционной работы.
- Виды психологической коррекции.
- Структура психокоррекционной программы. Принципы составления психокоррекционных программ.
- Основные направления и подходы в психокоррекции.
- Групповые и индивидуальные методы психокоррекционной работы.
Организационная психология
1. Понятие организации как системы. Основные подсистемы организации. Системный подход в управлении организации.
2. Роль конфликта в системе факторов, влияющих на функционирование организации. Способы разрешения конфликтов. Техника прогнозирования потенциальных конфликтов при организационных нововведениях.
3. Тайм-менеджмент как направление управленческого консультирования. Основные направления работы в тайм-менеджменте.
4. Командообразование как метод повышения эффективности организации. Преимущества и недостатка команды. Признаки эффективной управленческой команды.
5. Типологии корпоративной культуры в зависимости от вида деятельности, стадии жизни организации и других факторов.
6. Общие принципы эффективной коммуникации в организации.
7. Основные задачи профессионального консультирования в организации.
Общая Психология.
Свойства внимания
Избирательность (селективность) внимания связано с возможностью настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательно поставленной цели.
Объем внимания – количество одновременно осознаваемых объектов. Объем внимания практически не отличается от объема кратковременной памяти. Объем внимания во многом зависит от степени структурированности материала и обычно равен константе Мюллера (5-9 объектов). Оценка объема внимания проводится путем тахистоскопического предъявления множества стимулов (букв, цифр, фигур)
Устойчивость внимания – это длительность произвольного внимания во времени. Ограничивается утомлением и силой воли.
Переключаемость внимания – возможность быстрого перевода внимания с одного действия на другое, что дает возможность параллельно выполнять несколько видов деятельности.
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения двух или более действий, при условии невозможности быстрого переключения внимания с одного на другое.
Сосредоточенность (концентрация) внимания – степень фиксации внимания на одних объектах и отвлечения от всех других. Противоположное качество – рассеянность.
Функции внимания
Внимание активизирует нужные в данный момент физиологические и психические процессы и тормозит ненужные
Способствует целенаправленному отбору поступающей от органов чувств информации
Обеспечивает соответствие деятельности человека его актуальным потребностям
Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на поставленной задаче, на определенном объекте, чем обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов.
Структура личности.
В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
В западной психологии выделяют 2 подхода к пониманию структуры личности: психодинамическая теория (Фрейд, Юнг) и теория черт (Олпорт, Кеттел). В отечественной психологии к личности подходят как целостной структуры (Лазурский: эндопсихика – совокупность внутриличностных психических и психофизиологических функций – темперамент, характер, умственная одаренность; экзопсихика – совокупность отношений личности). Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Механизмы восприятия
Влияние целого на восприятие частей (эффект гештальта). Пример: зрительные иллюзии:
Некоторые части целостной картины наиболее важны в восприятии всей картины, но и вся картины как целое влияет на восприятие частей.
Составные части единой картины взаимосвязаны и находятся во взаимопроникновении.
Принцип фигуры и фона. Каждый видимый предмет воспринимается как фигура на определенном фоне. То, что меньше по размеру и имеет более правильную форму, воспринимается как фигура. Фон всегда менее структурирован и больше по размерам. Фигура и фон есть в восприятии по любой из модальностей (выделение знакомого голоса из шума, знакомого запаха и т.п.)
Принцип заполнения пробелов. Фрагментарные изображения сводятся к целому.
Принцип близости. Элементы, находящиеся в пространственной близости друг от друга, воспринимаются как один элемент.
Принцип сходства. Легче объединяются сходные фигуры.
Принцип непрерывности. Формы, имеющие одинаковое направление, объединяются в одну форму.
Принцип «хорошей формы». Симметричные фигуры воспринимаются как «правильные». Чем больше осей симметрии имеет фигура, тем легче воспринимается форма.
Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).
Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Теории восприятия
Структурализм возник в начале ХХ века под влиянием работ В. Вундта. Э. Титченер. Основная идея: воспринимаемые сложные вещи, сложные перцептивные образы – лишь СТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПРОСТЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ. То есть, все разнообразие воспринимаемых предметов – всего лишь комбинация «чистых» ощущений. Проблема восприятия будет решена, если станет понятно, как мы получаем эти «чистые» ощущения. Структуралисты при изучении восприятия использовали метод АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТРОСПЕКЦИИ – разложения целостного образа восприятия на отдельные ощущения. У элементарных ощущений структуралисты выделяли следующие свойства: Качество (модальность) Интенсивность Отчетливость Длительность.
Структуралисты утверждают, что мир восприятия состоит из элементов двух видов: Ощущений, возникающих при раздражении отдельного рецептора; Образов памяти, которые являются следами прежних ощущений. Согласно структуралистам, ощущения просто суммируются.
Гештальт-теориявозникла в Германии в 30-х годах ХХ века, Коффка, Келер, Браун. Гкештальтисты резко критиковали структуралистов за их принцип расчленения восприятия до отдельных элементарных ощущений. Предложили принцип Gestalt`а – целостности.
Гештальт – особая структура восприятия, которая упорядочивает отдельные элементы восприятия. Один из аргументов гештальтистов: мелодия, исполненная в разных тональностях, воспринимается как одна и та же. Но она вызывает РАЗНЫЕ элементарные ощущения. Значит, кроме элементарных ощущений, есть и некая объединяющая их структура. Это и есть гештальт.
Гештальтисты пришли к выводу, что не только целостное восприятие складывается из отдельных частей – ощущений, но и целостный образ влияет на восприятие частей. Именно гештальт-психология открыла такие свойства восприятия, как константность, структурность и зависимость фигуры от фона.
Сформулировала законы восприятия (на примере зрительного восприятия):
Закон качественного сходства. Чем больше сходство между предметами, тем больше вероятность объединения их в один гештальт.
Закон сходства по интенсивности. Чем больше сходство по интенсивности между элементами, тем больше вероятность связывания их в один гештальт. Наиболее заметен этот эффект относительно голубых фигур на сером фоне.
Объединение по близости во времени. Чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем легче они объединяются в один гештальт.
Теория бессознательных умозаключений.Гельмгольц выдвинул гипотезу бессознательных умозаключений, согласно которой зрительное восприятие связывает два фактора: размер образа на сетчатке и степень напряжения зрительных мышц. То есть, из ощущения напряженности мышц человек, по Гельмгольцу, делает бессознательное умозаключение о степени удаленности предмета. То есть, Гельмгольц подчеркивал роль мышц в восприятии. В дальнейшем эти идеи были развиты в России И.М. Сеченовым.
Акцентуации характера
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акценуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека.
гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
циклоидный – общительность циклически меняется;
эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Педагогическая психология.
Социальная психология.
1. Социальная психология как наука. Предмет, цель, задачи изучения.
Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.1 Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология.
Она изучает следующие явления
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др ). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др
2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например- супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым
3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп, как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.
4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:
Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.
Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.
Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.
Третий подход. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.
Задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается»-в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы.
Психодиагностика.
1. Психодиагностика как наука. Предмет, цель, область применения.
2. Классификация методов психодиагностики.
3. Исторические корни современной психодиагностики. Этапы ее развития.
4. Требования к построению и проверке методик: валидность, надежность, стандартизация.
Консультативная психология.
Психология личности.
- Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века.
Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.
В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:
С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.
Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.
80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:
- обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;
- сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;
- особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);
- благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.
Типологические исследования можно разделить на два направления:
- Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);
- Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).
- Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.
1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".
2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:
1) классификации мотивов,
2) изменения мотивационной системы,
3) измерения мотивов,
4) актуализации мотивов,
5) динамики мотивационного процесса,
6) соотношения мотива и цели,
7) многообразия влияния мотивации на поведение.
Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных исоциогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).
Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.
Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.
Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).
Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.
Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.
3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития.
Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. "Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л.И., 1989. С.211). Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" (Л.И. Анцыферова). Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в опре