Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

1. по характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема:

o объективные тесты (с правильным ответом);

o стандартизованные самоотчеты:

§ тесты-опросники, открытые опросники

§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

o индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

o проективные техники

o диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты многие опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

Тест Люшера, варианты МВЦ, ЦТО

· 1948 году. В 1970 году М. Люшер - руководство к тесту. «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др.

Цвета подобраны экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов.

Краткий вариант ЦТЛ - набор 8-ми цветов: — серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего/фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Суть: ранжирование цветов по степени их приятности.

при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, постараться выбирать цвета, только исходя из личного отношения.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две - пять минут, перемешав их повторить процедуру, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти.

М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета кодируется так: явное предпочтение обозначается знаком "+", первые 2 цвета. Цвет на первой позиции -"основной способ действия", а на второй - "цель". Просто "предпочтение" (3-я и 4-я позиции) - "*" "истинное положение вещей"(ситуацию) и "образ действия", вытекающий из данной ситуации. "Безразличие " (5-я и 6-я - позиции) - "=" - невостребованные в данный момент резервы, бездействующие свойства личности. "Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я позиции - "-" - подавленные потребности.

· ЦТО. Для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Стимул: полный вариант – 73 цвета, краткий – 8. Нужен лист белой бумаги (А4) и 8 карточек (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция: Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Чередовать положительные и отрицательные (но не парные). Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый. Ребенок может выбрать один и тот же цвет.

Примечание:

В протоколе фиксируется цвет, выбранный для каждого понятия, и комментарии ребенка.

При анализе - соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Эмоционально-психологическое значение:

Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

Фиолетовый: беспокойный, эмоц. напряженный, потребность в душевном контакте.

Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета.

Злой – черный цвет.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета.

Лживый – черный цвет. Почти не выбирают красный и желтый цвета.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Для дошкольника щедрость - сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета - относя это качество к положительным. Только в младшем школьном возрасте - выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет.

10)Метод наблюдения как вид психологической диагностики

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Цель:

- исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,

- получить целостную картину происходящего и отразить поведение во всей полноте.

Преимущества метода наблюдения:

1. в реальном времени;

2. оперативность получения информации;

3. объективность, конкретность данных;

4. единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

5. расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

6. возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

7. возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

8. возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

1. локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации

2. невозможность повторения событий ситуации

3. трудность дифференциации признаков наблюдаемой ситуации;

4. искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

5. пассивность метода, зависимость от состояний объекта на момент наблюдения.

6. ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

7. субъективность, искажение, ошибки в регистрации из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Виды.

1. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

2. Явным и скрытым,

3. Непосредственным и опосредованным,

4. Включенным (открытым и закрытым) и невключенным,

5. Прямым и косвенным,

6. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Методика рисуночной фрустрации С. Рознцвейга, вариант «Вербальный фрустрационный тест» Собчик

· Розенцвейг - для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к важной цели.

Стимул: 24 схематических контурных рисунков, изображены два – более человека, занятые незаконченным разговором.

Ситуации на рис. - 2 основные группы.

· Ситуации «препятствия». Препятствие, персонаж или предмет сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

· Ситуации «обвинения». Субъект при этом - объект обвинения. Таких ситуаций 8.

Между группами – связь - ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был фрустрирован. Испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

«отвечая за другого»,испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные реакции выхода из конфликтных ситуаций. Отмечается общее время опыта.

в индивидуальном, так и в групповом исполнении. В индивидуальном - используется прием: просят прочесть вслух написанные ответы - особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа. Могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Каждый из полученных ответов оценивается по двум критериям:

ü по направлению реакции (агрессии)

ü по типу реакции.

По направлению реакции:

Экстрапунитивные : осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, разрешения ситуации требуют от другого лица.

Интропунитивные : реакция направлена на себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, нет обвинение окружающих или самого себя.

По типу реакции:

Препятственно-доминантные . «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

Самозащитные . «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

Необходимо-упорствующие. «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Выявить такие тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Методика не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

· Собчик. вербального фрустрационного теста (ВФТ)

следующих посылок:

Стимульный материал: гипотетическими ситуациями, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, жена, муж, дочь, сын), сферу делового взаимодействия, бытового общения.

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную позицию.

2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.

3. Сила реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы высказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом - перевес баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это - уличные контакты. Высокая агрессивность - в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

11)Опрос и интервью как виды психодиагностики

· Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения психолога и пациента

Типы опросов:
1) интервьюирование;
2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог стремится получить информацию от (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
а) индивидуальное интервью, целью - изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – выявление акцентуаций
– глубинные – выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах
б) групповое интервью - способ сбора инфы о мнениях, настроениях группы
в) массовые интервью - диагностики массовых социально-психологических явлений
2) по степени формализации:
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, одинаковы для всех опрашиваемых, минимум ошибок при формулировании вопросов. Недостаток – в «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым.
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью, вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимущество - возможность задавать дополнительные вопросы. Недостаток - трудность сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Диагностическое интервью - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Особым средством установления тесного личного контакта, способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его проблем

1) управляемое - запрограммированного (по типу анкеты - неизменная стратегия и неизменная тактика) до совершенно свободного (постоянная стратегия и свободная тактика)

2) неуправляемое,"исповедальном" - инициатива принадлежит пациенту.

Методика ММРI

· MMPI (Минессотский многопрофильный личностный опросник, СМИЛв модификации Собчик Л.Н.)

Использование в моделях построения эффективной производственной деятельности имеет ряд весомых преимуществ:

1. Вопросы отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение его к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону отношения, специфику м/л отношений, направленность интересов, уровень активности и настроения.

Проективный характер утверждений, выявляет реакции в разных ситуациях. Данный метод изучения личности - промежуточное положение между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности === повышает качество диагностического материала и расширяет представление о личности.

2. MMPI построена по принципу опросника, но оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов реципиента, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными.

4. Выявленные личностные качества помогают различить поведенческие тенденции, сформировавшиеся на базе темпераментных особенностей и проявившиеся как особенности поведения, свойственные характеристикам полюсной принадлежности факторов 16 PF.

4. Основана на изучении личностных черт и качеств, личностных состояний, имеющих природу стабильно проявляющихся поведенческих особенностей. Оказалось, что эти особенности, первоначально выявленные у лиц с клиническими отклонениями, имеют степень выраженности в поведении здоровых людей.

В психоаналитической практике такая выраженность поведенческих особенностей объясняется как использование в жизнедеятельности определенных наборов первичных и вторичных бессознательных защит, сформированных в результате некоторых сбоев в процессе раннего развития психических структур личности.

При серьезных сбоях на определенной стадии развития происходит своеобразное «застревание» - к невротическим, психотическим клиническим отклонениям. Следствием такого «застревания» будет являться поведенческий комплекс, называемый в клинической практике как «психопатический», «истерический», «маниакально-депрессивный», «шизофренический»

Основные клинические шкалы MMPI

1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;

2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

3. Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;

5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности;

10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Оценочные шкалы

1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»;

2. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;

3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

4. Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

СМИЛ. Л. Н. Собчик 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). (мужской и женский вариант), бланк ответов, описание шкал (основные и дополнительные), расшифровка, ключ к тесту СМИЛ 566 — MMPI, обработка результатов, перевод в стены, средненормативные данные, интерпретация (основные шкалы и сочетание шкал), целостная оценка получившегося профиля, графическое изображение.

Инструкция. Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой. Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ — «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ — «неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером. Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас — «Обведите номер данного утверждения кружочком». В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Избыток кружочков в также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

Наши рекомендации