Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда

Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О.И.Зо­това (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня раз­вития представляет собой группу как сумму отдельных личностей (при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработа­ны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня разви­тия имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаи­моувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нор­мами и ценностями, которые признаются и значимы для его чле­нов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Дол­гое время было признано, что группа совместно работающих лю­дей должна быть в пределах 7—15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школь­ных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производствен­ной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали инди­видуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каж­дый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профи­ля, их заработная плата зависела от производства конечного про­дукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) — 44 человека, причем часть членов бригады ра­ботала территориально на другом участке, и они непосредствен­но не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О.И., 1987, с. 63).

Итак, эффективность совместного труда в данном случае ока­залась обусловленной не столько теплотой межличностных отно­шений членов бригады и возможностью непосредственно взаимо­действовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группового субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предположить, во-первых, что социально-психологический климат оказывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого про­цесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно­шения и социально-психологический климат существенно влия­ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих, живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам можно отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, эки­пажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.

Наши рекомендации