Трудотерапия при психопатологии

Проблема психологии трудотерапии психически больных — пограничная для психологии труда и клинической психологии, Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раз­дел психологии труда, так как это направление, в котором изуча­ется «труд как фактор развития и восстановления» (Геллер-штейн С. Г. и др., 1965).

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации(т. е. восста­новления больного после перенесенного болезненного периода):

профессиональная реадаптация (возврат к прежней профес­сиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»);

производственная реадаптация (возврат к труду, но при
снижении квалификации);

специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособ­ленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых ща­дящих условиях);

лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь ра­бота во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обя­занностей);

внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах пси­хики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дос­тиг максимально высокого, доступного для него уровня реадапта­ции.

Опыт 30-х гг. XX в., когда в психиатрических клиниках вводи­лась терапия занятостью в самых простых формах (больным пред­ложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эф­фективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные по Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз — с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. — никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. лишь 63 % больных были заняты трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась по сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78 %, а в женском — на 49 %.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновид­ность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным? Трудотерапия понималась С. Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздей­ствия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

Ø соответствие человеческим потребностям;

Ø целевой характер деятельности;

Ø мощное воздействие упражнения;

Ø мобилизация активности, внимания и т.д.;

Ø необходимость приложения усилия, напряжения;

Ø широкие возможности компенсации;

Ø преодоление трудностей и препятствий, возможность регу­лирования их и дозировки;

Ø включение в жизненно полезный ритм;

Ø результативность, предпосылки организации обратной связи совершенствования функций;

Ø благодарное поле для отвлечения, переключения, смены
установки;

Ø рождение положительных эмоций — чувства удовлетворе­ния, полноценности и др.;

Ø коллективный характер труда.

(Геллерштейн С. Г., 1965, с. 16-19).

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состоя­ние больного, это зависит от его состояния, используемой фор­мы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации тру­да и его содержания. Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстрой­ством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активно­го медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и ас­тенических состояниях. Относительно противопоказана трудоте­рапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуаль­ный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов тру­да, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом ха­рактера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому, доступной для него и актуальной. С. Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудо­терапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии (Геллерштейн С. Г., 1965). Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем познать связи между кон­кретными формами трудовой активности и патологическим состо­янием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии» (Геллерштейн С. Г., 1965 с. 18-19).

Опыт психологически обоснованной трудотерапии психически больных, накопленный под руководством С. Г. Геллерштейна бо­лее чем за 30-летний период его практики в разных клиниках, был отражен в книге «Принципы и методы трудовой терапии пси­хически больных» (М., 1964), написанной совместно с И. Л. Цфасма­ном. Авторы придерживались двух основных принципов использования трудотерапии.

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (види­мо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только и этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентирован­ным на негативные симптомы, свойственные разным видам пси­хических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по со­держанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию боль­ного в намеченном, доступном для него прогрессивном направ­лении социально-трудовой реадаптации. Приведем ряд примеров действенности трудотерапии как лечебно-восстановительного сред­ства, поскольку данная публикация является труднодоступной для современного читателя, но содержит показательный эмпири­ческий материал.

Наши рекомендации