Трудотерапия при психопатологии
Проблема психологии трудотерапии психически больных — пограничная для психологии труда и клинической психологии, Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается «труд как фактор развития и восстановления» (Геллер-штейн С. Г. и др., 1965).
В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации(т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):
профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»);
производственная реадаптация (возврат к труду, но при
снижении квалификации);
специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);
лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);
внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);
внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).
Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной достиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.
Опыт 30-х гг. XX в., когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные по Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз — с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. — никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. лишь 63 % больных были заняты трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась по сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78 %, а в женском — на 49 %.
Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным? Трудотерапия понималась С. Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.
Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:
Ø соответствие человеческим потребностям;
Ø целевой характер деятельности;
Ø мощное воздействие упражнения;
Ø мобилизация активности, внимания и т.д.;
Ø необходимость приложения усилия, напряжения;
Ø широкие возможности компенсации;
Ø преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;
Ø включение в жизненно полезный ритм;
Ø результативность, предпосылки организации обратной связи совершенствования функций;
Ø благодарное поле для отвлечения, переключения, смены
установки;
Ø рождение положительных эмоций — чувства удовлетворения, полноценности и др.;
Ø коллективный характер труда.
(Геллерштейн С. Г., 1965, с. 16-19).
Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, это зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания. Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.
Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому, доступной для него и актуальной. С. Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии (Геллерштейн С. Г., 1965). Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем познать связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии» (Геллерштейн С. Г., 1965 с. 18-19).
Опыт психологически обоснованной трудотерапии психически больных, накопленный под руководством С. Г. Геллерштейна более чем за 30-летний период его практики в разных клиниках, был отражен в книге «Принципы и методы трудовой терапии психически больных» (М., 1964), написанной совместно с И. Л. Цфасманом. Авторы придерживались двух основных принципов использования трудотерапии.
1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.
2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только и этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.
Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного в намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации. Приведем ряд примеров действенности трудотерапии как лечебно-восстановительного средства, поскольку данная публикация является труднодоступной для современного читателя, но содержит показательный эмпирический материал.