Программа социальной поддержки инвалидов
Проблема помощи больным и инвалидам в их социализации, возращении или доступном приближении к образу жизни и труду здоровых граждан является сложной, требует междисциплинарного подхода, увязывающего компетенции и знания специалистов в области медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Рассмотрим те аспекты этой проблемной области, разработка которых соприкасается с опытом, накопленным в психологии труда.
Инвалидами принято считать людей с хроническими дефектами трудоспособности. Такого рода дефекты могут быть обратимыми, временными, в таком случае общество устанавливает для человека статус инвалида на определенный срок, достаточный для восстановления здоровья и трудоспособности. Статус инвалидности присваивается врачами в процессе врачебно-трудовой экспертизы. Первая группа инвалидности предполагает, что человек не. способен даже к труду по самообслуживанию. Вторая группа инвалидности устанавливается для лиц, имеющих серьезные заболевания, но способных передвигаться, выполнять несложные трудовые действия, но неспособных к профессиональному труду. Если заболевание или травма, приведшие к потери трудоспособности, затрагивают частные функции организма, не снижающие общую трудоспособность, человек получает третью группу инвалидности, позволяющую работать в доступных видах труда. Например, в результате длительного труда с нарушениями правил гигиены и охраны труда у работника развивается профессиональное заболевание (вибрационная болезнь). В порядке профилактики дальнейшего развития болезненных проявлений заболевшему рекомендуют освоить другую профессию и сменить вид труда и во время переобучения выплачивают пенсию. Психологи, занимающиеся консультированием в области профессионального самоопределения, могут столкнуться с такого рода ситуациями, поэтому им полезна осведомленность в области профессиональной патологии, они должны знать о социальных службах, компетенции врачей профпатологов для объединения усилий и успешной совместной! деятельности (Грацианская Л. А. и др., 1978).
В 30 — 80-е гг. XX в. в нашей стране сложилась система социального обеспечения: дома престарелых, дома инвалидов, психоневрогические интернаты. Здесь живут и люди с нулевой трудоспособностью, кстати, самыми тяжелыми среди инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, оказываются больные шизофренией.
По оценкам экспертов ООН, инвалиды в настоящее время составляют 10 % от общей численности населения. В России отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Так, на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн инвалидов, на 1 января 1999 г. — более 9,6 млн. Растет число детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Показателем реабилитации инвалидов является улучшение их статуca (отмена инвалидности или снижение степени инвалидности) при повторном медицинском освидетельствовании, но уровень реабилитации пока низок — 2,3 % (Федеральная..., 2000). Первые места среди инвалидов занимают люди, страдающие болезнями сердечно-сосудистой системы, злокачественными новообразованиями, а также пострадавшие от несчастных случаев. Повышается уровень инвалидности в связи с психическими расстройствами, туберкулезом. В целях совершенствования социальной помощи больным и инвалидам в России разрабатываются федеральные программы социальной поддержки инвалидов (1995— 1999, 2000 — 2005 гг.), определяющие государственную политику в этой области. Так, в стране действуют службы медико-социальной экспертизы, но необходимо развертывание и совершенствование не только диагностики, но и мероприятий по преодолению дефектов здоровья, реабилитационных программ. В нашей стране имеется 12 учебных заведения, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов, но им предлагаются обычно профессии, по которым трудно найти работу, или уровень подготовки не обеспечивает конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В стране принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому в 1996 г. было разработано и утверждено Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов. Такого рода программу подготавливают работники медико-социальных центров на основе медицинского освидетельствования больного, и программа реализуется при его согласии. Программа включает среди прочего оценку «реабилитационного потенциала» личности, характеризующего состояние физического развития, психофизиологическую выносливость, эмоциональную устойчивость; оценивается уровень развития профессионально важных знаний, навыков и умений; особенности личности (социально-экономический и социально-психологический статус, направленность личности, круг интересов, уровень притязаний).
Медики и психологи составляют реабилитационно-экспертное заключение, в котором определяется реабилитационный потенциал личности (высокий, удовлетворительный или низкий) и намечается план и направление реабилитационных воздействий по развитию/восстановлению способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в пространстве, общению, самоконтролю поведения, обучению, трудовой деятельности. При этом отмечаются ограниченные формы активности личности, сохранные или компенсированные, и подлежащие развитию/восстановлению.
Индивидуальная программа содержит три направления реабилитации: медицинское, социальное, профессиональное. В рамках медицинской реабилитации могут использоваться: изготовление протезов, информирование по вопросам медицинской помощи, методы восстановительной терапии нарушенных функций (массаж, лечебная физкультура, трудотерапия и психотерапия).
Программа социальной реабилитации инвалида направлена ни помощь в социально-бытовой адаптации, предполагающей оснащение техническими средствами ориентировки в пространстве, на психологическую помощь семье инвалида, мероприятия в области психотерапии, психокоррекции и консультировании.
Объектом забот и предметом научных исследований психологов труда является программа профессиональной реабилитации, которая может включать мероприятия по профориентации (информирование о видах труда, профконсультирование), профотбор и профподбор, обучение и переобучение, организационную помощь в создании рабочего места для инвалида, помощь в производственной адаптации. Итогом обследования и реабилитационных мероприятий должна быть характеристика показанных условий труда для конкретного обследованного инвалида (Примерное положение..., 1996).
В данной области психологами труда накоплен богатый опыт, отраженный в публикациях Центрального института труда инвалидов в Москве в 30-е гг. (Проблемы трудового устройства инвалидов, 1933, 1934). К. И. Барышников классифицировал виды инвалидности по вариантам дефектных функций, поставил проблему профессиографических исследований в интересах возможного трудоустройства инвалидов. Конечная цель составления таких профессиограмм заключалась в получении характеристики требований профессии к здоровым работникам с указанием физических или психических недостатков, исключающих возможность выполнения трудовых функций. Предлагалось особо изучить профессии, в которых стихийным образом трудоустраивались инвалиды с разного рода ограничениями трудоспособности. Он изучил в этих целях профессии швейной, деревообделочной, металлообрабатывающей промышленности. Ставилась задача исследования профессиональной аутоориентации инвалидов с разного рода патологией (инвалидов с ампутациями конечностей, незрячих, глухих, с психопатологией). Аутоориентацией К. И. Барышников называл стихийно сложившиеся варианты выбора профессии инвалидами, оценку частоты встречаемости инвалидов с разной патологией в профессиях и в целом по разным отраслям производства. Например, оказалось, что глухонемые инвалиды более чем в 10 раз чаще работают на предприятиях деревообработки, чем в металлообрабатывающей промышленности. Мужчины глухонемые успешно работают кожевниками, обувщиками, а женщины — в швейном производстве. Общий вывод Барышникова по анализу аутоориентации глухонемых инвалидов состоял в том, что они работают преимущественно в таких видах труда, где требуется быть не рабочим-универсалом, а оператором, выполняющим относительно узкие производственные операции на станках. Данные аутоориентации слепых убедительно показывали, что инвалиды этой группы успешно приспосабливались на специализированном предприятии «ЭМОС», выпускающем небольшие моторы в сборочном цехе и механическом цехе в условиях, не требующих перемещений (Барышников К. И., 1933).
Н.А. Вигдорчик, врач-профпатолог, организатор Ленинградского института профессиональных заболеваний, разработал концепцию профессионального компенсаторного приспособления (1934), в которой собраны эмпирические данные о формах такого рода приспособления при различных дефектах, попытался выделить механизмы, способы приспособлений. В частности, им описаны варианты успешного приспособления личности к требованиям профессии с помощью сознательно организованных форм поведения: им описан водитель автомашины, страдавший приступами нарколепсии (сонливости), который мог заблаговременно почувствовать приближение приступа, останавливал машину у обочины, выходил из машины, проводил осмотр мотора, шин, дожидался окончания приступа и продолжал работать. Рабочий-сборщик, потерявший память в результате травматического невроза, компенсировал утрату записями поручений мастера. Водитель автомобиля успешно работал, несмотря на дефект цветового зрения, который компенсировался ориентацией на других участников дорожного движения. Продавец ткани, страдавший недержанием мочи, ухитрился устроить мочеприемник так ловко, что клиенты не замечали его болезненного дефекта и даже не чувствовали неприятного запаха. Отмечено, что представители профессий, требовавших на работе сохранения выдержки, вежливости в общении с клиентами, публикой, учащимися, сохраняют самообладание на работе, но оказываются дезорганизованными, раздражительными и обидчивыми в семье, быту. Обозначенные формы профессионального приспособления связаны с развернутой сознательной программой действий, которая вырабатывается субъектом труда при высокой трудовой мотивации. Описаны случаи успешной компенсации нарушенной функции с помощью сохранных других органов и функциональных систем либо мобилизацией многих систем одновременно, т. е. созданием новых функциональных ансамблей. Так, в России слепые успешно адаптировались в столярном, токарном, слесарном деле (Вигдорчик Н. А., 1934).