Особенности профессионального консультирования

Разных групп населения

Психологу, специализирующемуся в области профориентации и карьерного консультирования, важно не только иметь общую ориентировку в мире профессии, психологии личности, принци­пах и технологиях психологического консультирования, но и учи­тывать особенности клиентов как представителей особых групп населения.

Психологическая профориентация и профконсультация

Школьников

Проблема профессионального выбора встает перед школьни­ками уже в IX классе, ибо возникает альтернатива: продолжать обучение в общеобразовательной школе или пойти учиться в сред­нее профессиональное учебное заведение (училище, техникум, колледж). В связи с этим профориентационная работа в школе должна начинаться не позже IX класса. Для учащихся IX—XI клас­сов психологи могут организовать циклы занятий по психологи­ческому просвещению о мире профессий. Дети должны получить при этом не случайные частные сведения об отдельных профессиях, а по возможности сведения, систематизированные в рамках классификации (см. гл. 2). Цикл занятий может проводиться в со­ответствии с программой, разработанной в 80-е гг. Е. А. Климо­вым и С.Н.Чистяковой (Основы..., 1987). Занятия могут прово­диться в форме лекций, встреч с профессионалами, просмотра профориентационных видеофильмов, профориентационных игр (Пряжников Н.С., 1996).

Школьные психологи могут также индивидуально консульти­ровать школьников и их родителей. Такого рода индивидуальное консультирование (карьерное консультирование) могут проводить и психологи, работающие вне школы, в районных и городских профориентационных службах, консультативных центрах.

Консультанту не рекомендуется навязывать оптанту готовых решений, он должен всячески способствовать созданию условий, для того чтобы клиент (оптант) сам преодолел трудности и наме­тил адекватный профессиональный план. Е.А. Климовым (1976) выделены типичные факторы, которые полезно учитывать оптанту и профконсультанту при построении и оценке личного профессионального плана (ЛПП), а именно:

1) личный профессиональный план — имеется или отсутствует;
указан ли тип профессионального учебного заведения, в котором
можно освоить выбранную специальность;

2) выраженность склонностей оптанта: были отдельные пробы
силы в соответствующих видах занятий; оптант подолгу (более года)
занимался данным видом деятельности; рассматривается степень
согласованности ЛПП и склонностей;

3) качество способностей: у оптанта представлены относитель­но высокие показатели успешности каких-либо действий, кото­рые можно рассматривать как модель по отношению к профессио­нальным действиям (показатель специальных способностей); у оп­танта преобладают хорошие и отличные оценки по школьным пред­метам (показатель общих способностей); рассматривается согла­сованность ЛПП и способностей; рассматриваются возможные медицинские противопоказания к выбору намеченной профессии
и состояние здоровья оптанта; оценивается согласованность склон­ностей и способностей оптанта;

4) активная позиция родителей оптанта (они рекомендуют одну
или несколько профессий, учебных заведений), дают оценку их
статуса; рассматривается согласованность склонностей, способ­ностей оптанта и рекомендация его родителей;

5) реальное влияние товарищей, микрогруппы (оптант указы­вает в ходе беседы на примеры или советы товарищей);

6) информированность оптанта о профессиях и профессиональ­ных учебных заведениях (макроинформированность: знания о мире
профессий, видах профессионального образования, запросе об­щества на специалистов разного профиля; знания о труде, мотивах труда, требованиях профессии к человеку, юридических нор­мах регулирования трудовых отношений; знания о типичных ошиб­ках профессионального самоопределения; микроинформированность: знания о выбранной профессии, ее предмете, средствах, услови­ях труда, об образе жизни профессионалов, об учебных заведени­ях, где можно получить профессию, о требуемых профессиональ­ных качествах, о своих мотивах выбора профессии, о собственной социально-бытовой ситуации, о соответствии своего выбора прин­ципам решения задачи профессионального самоопределения);

7)запросы, уровень притязаний оптанта в отношении будуще­го профессионального статуса, путей его достижения, степень адекватности самооценки;

8)позиция консультанта-психолога в оценке данного казуса.
Информированность (И) оптанта выполняет функцию ориентировочной основы в решении задачи планирования профессионального будущего, остальные факторы индивидуальной проблем­ной профконсультационной ситуации служат важными дополне­ниями ориентировочной части. ЛПП — итог, заключительная, исполнительная часть решения проблемы на этапе выбора оптан­том профессионального учебного заведения.

Далее могут быть установлены варианты согласованного или несогласованного сочетания факторов индивидуальной ситуации выбора профессии. Например, могут быть выявлены противоре­чия между позицией родителей и оптанта в отношении намечен­ного ЛПП, несоответствие его склонностей и способностей, спо­собностей и уровня притязаний, слабая информированность оп­танта о профессиях и профессиональных учебных заведениях и т.д. Е. А. Климовым и его коллегами была намечена эмпирическая ти­пология профконсультационных казусов, прослежена частота встречаемости казусов разного типа, выработаны рациональные варианты, стратегии и технологии разрешения типичных проблем­ных профконсультационных ситуаций (Климов Е.А., 1976; Гейжан Н.В. и др., 1976; Гейжан Н.Ф., 1995).

Личные профессиональные планы оптантов-школьников мо­гут оцениваться по следующим параметрам: 1) определенность, ясность плана (как образа); 2) полнота; 3) устойчивость (во вре­мени) по отношению к внешним внушающим воздействиям; 4) реалистичность; 5) логическая обоснованность и внутренняя со­гласованность (или противоречивость); 6) моральная оправданность; 7) согласованность с явно выраженными склонностями и способностями (Климов Е.А., 1976, с. 11).

Опыт совместной работы врачей-профпатологов и психологов в профконсультации школьников отражен в работах Василевско­го Л. М. (1926), Левина В. М., Рутенбург Э. С. (1965), Перченок Н. Д. (1974), Рутенбург Э. С. (1973). В частности, в исследованиях 70-х гг., проводившихся в составе команды профконсультантов ВНИИ профтехобразования, было обнаружено, что 46 % учащихся VIII классов средней школы имели отклонения в состоянии здоровья и нужда­лись во врачебной профконсультации (Николаева Т. Г., 1976). Есть основания считать, что в настоящее время ситуация со здоровьем школьников не улучшилась, и поэтому весьма ценен опыт, на­копленный в этой области профконсультирования нашими предшественниками.

Эффективность профконсультационной практики психологов ВНИИ профтехобразования удалось оценить благодаря просле­живанию жизненных судеб школьников в течение 7 лет. К 1975 г. были собраны материалы по 500 бывшим школьникам, являв­шимся клиентами психологов-профконсультантов в 1968 г. Каждая такая консультация требовала не менее 10 часов работы психолога. В итоге оказалось, что две трети школьников последовали совету профконсультанта, при этом 80 % из них остались доволь­ны выбранной профессией, успешно закончили профессиональ­ное обучение и хорошо работали. Из числа школьников, посту­пивших вопреки совету профконсультанта, успешно работающи­ми и довольными профессиональным выбором оказались лишь 20% (Климов Е.А., 1999, с. 258).

Наши рекомендации