Коцепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина
В дифферненциальной психологии, психофизиологии, психогенетике имеется немало содержательных теорий, освещающих проблемы индивидуальных различий. Как нам представляется, одной из наиболее удачных и широко используемых в отечественной психологии является концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Вся научная биография Вольфа Соломоновича Мерлина (1898—1982), работавшего сначала в Казанском университете, а с начала 60-х гг. в Пермском педагогическом институте, была связана с изучением индивидуальных свойств человека. В.С.Мерлин опирался на идеи Б.Г.Ананьева (1980) о целостном изучении индивидуальности человека, которые, в свою очередь, продолжали отечественные традиции комплексного целостного исследования личности, заложенные в трудах В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. В.С. Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях в рамках концепции интегральной индивидуальности, посмертно опубликованной его учениками (Мерлин B.C., 1986, 1996). В теории интегральной индивидуальности им выделено три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидно-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений (табл. 19).
На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности его тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Здесь также рассматриваются особенности конституции: Э. Кречмер выделял такие типы конституции, как астеник, пикник, атлетик и диспластик; по У. Шелдону, существуют эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы конституции.
Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели.
Таблица 19. Свойства интегральной индивидуальности(Мерлин B.C., 1986, с. 50)
Уровни индивидуальности | Свойства индивидуальности |
1. Уровень свойств организма | а) биохимические свойства б) общесоматические свойства в) нейродинамические свойства (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга) |
2. Уровень индивидуально-личностных свойств | г) темперамент (психодинамические свойства) д) психические свойства личности (включая особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.) е) возрастно-половые свойства |
3.Уровень социально-психологических свойств личности | ж) осуществление социальных ролей в группе (в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе) з) осуществление социальных ролей в социально-исторических общностях (этническая, классовая идентичность) |
Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких — левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слух, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половинкой носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.
В системе индивидуально-личностных свойств (по Мерлину, индивидуально-психических) представлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается В. С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека.
Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ его поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, с содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они, по сути, представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме человека, т. е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).
Способности являются результатом развития задатков, это функциональные органы, обеспечивающие выполнение человеком определенных форм деятельности и освоение им новых знаний, умений и навыков.
В психологии термин «личность» используется в широком и узком понимании. В широком смысле личностью называют целостную психическую организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В таком расширенном варианте слово «личность» оказывается тождественным слову «индивидуальность», это такое единство внутренних условий, через которые, как говорил выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, «преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн С.Л., 1999).
В узком смысле личностью называют некую неповторимую целостность, выполняющую роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта роль становится возможной благодаря самосознанию (Асмолов А. Г., 2001). Функция самосознания подчиняет Я человека его главным смысловым ориентациям, ценностям, идеалам. Основу, или ядро, личности составляет иерархия его мотивов, отражающих смысловые отношения человека к разным сторонам жизни. Эта иерархия (или соподчиненная структура) складывается постепенно по мере взросления ребенка, овладения им своим поведением, речью. Этот процесс особенно бурно протекает в подростковом возрасте, когда у человека формируются его убеждения, ценности, мировоззрение.
С нашей точки зрения, к уровню индивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половые свойства, которые детерминированы как биологическими процессами созревания, так и факторами социализации, психического развития. Половая принадлежность определяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих человека как мальчика, юношу, мужчину или как девочку, девушку, женщину. Антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»:
пол генетический — устанавливается на основе исследования генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин — XY);
пол гормональный — определяется по преобладанию выработки эндокринными железами мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;
пол морфологический, или соматический, — определяется строением внутренних и наружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределения волосяного покрова;
пол гражданский — обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, которое закрепляется отметкой в паспорте;
пол психологический — внутреннее ощущение человеком своей идентичности или принадлежности к группе мужчин или женщин, выбор им социально ожидаемого способа поведения, типичного для женщин или мужчин;
пол социальный — типичный способ поведения людей, который складывается в обществе под влиянием воспитания, культурных традиций.
В современной социологии и антропологии (в широком смысле) последние два варианта групповых различий обозначаются термином «гендерные различия». Слово «гендер» английского происхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическое понятие, и «пол» — в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер» необходимо, таким образом, отличать от «пола (биологического» (в английском языке обозначаемого словом «sex»).
Словосочетания «гендерные различия», «гендерная роль» отражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин. Гендерные теории разрабатывают социологи и социальные психологи. Они исследуют стереотипы поведения, типичные для групп мужчин и женщин, их типичные представления, предпочтения, мнения, способы преодоления проблемных ситуаций.
Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает специфику личностного и социального статусачеловека, понимаемых как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, его принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям, или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности В.С. Мерлин обозначает также термином «метаиндивидуальность», ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. В. С. Мерлин считает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека — сложноопосредованная, не прямая.
Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Главным основанием для выделения уровней интегральной индивидуальности служили для В.С.Мерлина содержательно-концептуальные предпосылки, представления о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнительным основанием были статистические связи между индивидуальными свойствами. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались связанными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уровня имели более выраженные однозначные связи.