Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных
Трудовых условиях
Проявления профессиональной дезадаптации могут быть следствием переживания стрессовых воздействий, опасностей, экстремальных факторов, риска, а также труда в особых условиях (например, на полярной станции, в условиях космического полета) (Лебедев В. И., 2001; Даровская Н.Д., 2000).
В.И.Лебедев, врач-психиатр на первой отечественной атомной подводной лодке, доктор психологических наук, синтезировал богатый личный опыт изучения и преодоления форм дезадаптации профессионалов, работающих в эсктремальных условиях, и создал целостную психологическую концепцию психической адаптации человека в труде. Термин «устойчивая адаптация», или «адаптированность», является для него синонимом «нормы», «здоровья» и обозначает «те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения» (Лебедев В. И., 2001, с. 412). Признаком адаптированности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды. Человек приспосабливается не только к физической внешней среде, но и к среде социальной и информационной. Механизмы приспособления — это сформированные прижизненно «функциональные органы» (А. А. Ухтомский), или «динамические стереотипы» (И. П. Павлов). Если внешняя среда меняется резко и неожиданно, человек оказывается не готов существовать в ней и оптимально функционировать, при этом могут возникать функциональные неврозы, нервно-психические расстройства.
В соответствии с теорией стресса Ганса Селье стрессовая реакция организма на внешние факторы среды предполагает неспецифическое напряжение всех физиологических и психических процессов, но так понимаемый стресс — нормальное и повседневное явление. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В. И.Лебедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, ломка «динамического стереотипа», нарушения «функциональных органов», в результате которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса. Какие именно воздействия на профессионала можно отнести к особым, экстремальным? Работа человека в сложных технических системах может быть связана с монотонностью, однообразием стимулов; нарушением временных ритмов (работа вахтовым методом, сменная работа, пересечение летчиком временных поясов); с особенностями информационного потока, его ограничением или избыточностью, слишком высоким темпом предъявления информации; опасностью для жизни и здоровья; одиночеством, групповой изоляцией и т.д.
Психическая переадаптация — внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр. В.И.Лебедев обнаружил, что эти процессы сопровождаются у профессионалов, работающих в сложных технических системах (подводная лодка, космический корабль, военный самолет, диспетчерская атомной электростанции и пр.), специфическими нарушениями восприятия пространства и времени, особыми состояниями сознания (повышенной раздражительностью, снижением нервно-психической устойчивости, нарастанием внутриличностных конфликтов, появлением сверхценных идей, тревожности, страхов и пр.) (Лебедев В. И., 2001, с. 417).
Психическая реадаптация — процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными, экстремальными факторами жизнь.
Лебедев выделяет типичные этапы смены адаптационных механизмов профессионала, включающегося в экстремальные трудовые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия жизни: подготовительный, стартового психического напряжения; острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации (там же, с. 418).
В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального душевного состояния и профилактики острых форм психической дезаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности (домашний труд, рыбалка, охота, спорт, занятия искусством, музыка, чтение художественной литературы, кино и театр, общение с друзьями, близкими).
Но не все люди могут с помощью таких средств сохранять душевное здоровье и трудоспособность. В диссертационном исследовании Н.Д. Даровской (2000) на материале деятельности инкассаторов убедительно показана роль индивидуальных особенностей психической адаптации личности в опасных процессиях. Инкассаторы — работники службы охраны при перевозке ценностей (денежных средств, предметов искусства, ювелирных изделий,
драгоценных металлов). Это люди, имеющие огнестрельное оружие для защиты от возможных нападений, средства индивидуальной защиты и специально оборудованную транспортную технику. При обследовании инкассаторов (выборка 200 человек) был обнаружен факт отсутствия влияния стажа работы в инкассации на выраженность симптомов психической дезадаптации. Этот факт свидетельствует о том, что развитие психической дезадаптации не всегда связано напрямую с длительным накоплением проявлений хронического стресса, вызванного фрустрацией потребности в безопасности. Оказалось, что определяющую роль в развитии психической дезадаптации (нередко завершающейся суицидом) играют устойчивые свойства индивидуальности (а именно параметр эргичности, одно из проявлений темперамента по В.М. Ру-салову). Инкассаторам с высокими значениями эргичности свойственны: поведение, адекватное ситуации, рациональные стили копинг-поведения, внутренний (интернальный) локус контроля, позитивное отношение к себе и другим.
Для низкоэргичных инкассаторов свойственны неоптимальные копинг-стратегии, экстернальный локус контроля, высокая внутренняя конфликтность, ожидание негативного отношения со стороны окружающих, установка на сохранение здоровья. Формирование оптимальных приспособительных форм поведения (паттернов копинг-поведения) затруднено, так как связано с природно обусловленными свойствами индивидуальности и реальной опасностью профессиональных ситуаций. Поэтому рекомендовано лиц с такого рода индивидуальными особенностями не использовать в опасных профессиях.