Глава 4. развитие человека как субъекта труда
Труд как фактор исторического развития человека
Согласно традициям марксистского человекознания именно труд, его исторически закономерная форма, использование орудий понимались как главные детерминанты исторического развития психики людей. Эти идеи К. Маркса получили развитие в работах Л. С. Выготского (1931), С.Л.Рубинштейна (1934), А.Н.Леонтьева (1965, 1975). В контексте психологии труда важно отметить вклад еще одного отечественного мыслителя, творчески развивавшего марксистские представления о природе человека и общества, — А.А.Богданова (1873—1928).
Богданов рассмотрел роль трудовой деятельности людей в историческом развитии цивилизации, в детерминации форм и способов социального познания. Его работы по данному кругу вопросов можно отнести к проблеме филогенеза психики, к исторической психологии. Богданов искал закономерности исторического развития форм общественного сознания (как надстройки) в зависимости от уровня развития технологий материальной жизни общества как коллективного субъекта труда. В трудах А. А. Богданова начала XX в., таких, как «Познание с исторической точки зрения» (1901), «Авторитарное мышление» (1903), «Собирание человека» (1904), «Падение великого фетишизма» (1910), «Наука об общественном сознании» (1913), сложилась трудовая теория типологии культуры. Богдановская трудовая концепция порождения форм общественного сознания (и индивидуального сознания как его частного проявления) объясняет своеобразие психики человека разумного в отличие от высших животных новым организационным приспособлением, социальным по природе — речью. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом организации и содержанием коллективной трудовой деятельности.
Так, в работе «Авторитарное мышление» ученый проследил истоки формирования авторитарного, догматичного, религиозного мышления. Он понимал эту форму социального (и индивидуального) познания людей как исторически наиболее раннюю, соответствовавшую организационным особенностям жизни людей в условиях грубого деления трудовых функций на исполнительские и собственно организаторские функции руководства. Далее, по мере становления человека как субъекта труда, производителя товара, относительно независимого, объединяющего функции планирования, замысла и его реализации, ему требуются все большая гибкость, развитые организаторские способности. Его мышление преобразуется, и в культурных феноменах общественной жизни и общественного сознания все ярче проявляются признаки не авторитарного, а диалектичного мышления, формируется самосознание отдельной личности. «Общение с другими существами — вот что делает человека микрокосмом» (Богданов А.А.).
Продукты социального познания, зафиксированные с помощью символов, знаков, языка, рассматривались А.А.Богдановым как орудия организации общественной жизни людей (а их усвоение отдельным человеком — как проявление его социализации). Богданов считал, что деятельностный принцип закрепления познавательных форм, типичных для общества (а следовательно, и для большинства его членов), может объяснить особенности культур не только прошлых эпох, но и современных, и будущих.
А. А. Богданов отмечал, что в той мере, в какой в обществе будут воспроизводиться типичные способы существования, организация трудовой деятельности людей, особенности их производственных отношений, в той мере будут воспроизводиться и организационные формы и явления общественного сознания и, как частность, — особенности индивидуального сознания людей.
Теория трудовой типологии культуры А. А. Богданова может рассматриваться, с нашей точки зрения, как одна из первых социопсихологических концепций — аналогов современной деятельностной теории психики. Эта теория позволяет не только объяснять исторические феномены культурной жизни, но и ориентироваться в современных формах социального познания. В контексте психологии труда эта теория интересна как попытка рассмотрения проблемы развития человека в качестве субъекта труда (участника коллективного субъекта труда) в филогенезе.
Труд как вид деятельности
В главе 2 рассматривались виды работ, трудовые посты, роли и пр., которые могут существовать в проектной форме, в виде вакансий и анализироваться психологами в этом качестве. При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое, а не организационно-техническое понятие. Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов (1997) предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:
- имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);
- процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;
- процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Таким образом, если психолог сталкивается с неким производственным процессом, который осуществляется машинами-автоматами, животными (даже такими умными, как слоны, собаки, лошади), некорректно называть их формы поведения трудом, трудовой деятельностью, оставив последний термин только для обозначения «живого человеческого труда», сознательно регулируемой трудовой активности человека.
Чем труд отличается от других видов деятельности? Труд в психологическом понимании — это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова (1998), отличается от игры, учения, общения еще тремя признаками, так что всего получается четыре существенных признака труда:
1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.
Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам. Так, в игре (если не касаться профессиональных вариантов игры, например, в спорте) чаще ценен не результат, а процесс, результат может быть неким условным событием. В общении также (если это не профессиональное, а обычное дружеское общение, общение близких людей, соседей), важен не продукт, не достижение заданного результата, а процесс, демонстрация любви, принятия (или, наоборот, негативных эмоций и чувств). Правила общения регулируются социальными нормами, но они ситуативны и оставляют широкое поле для творчества, так же как и выбор средств общения. Отношения людей в общении могут быть далеки от производственных, они — неформальные. Учение как деятельность порождает результат, который лишь потенциально полезен для общества (будет полезен в будущем, когда ученик начнет самостоятельно трудиться); процесс учения нормирован, но широки допустимые пределы способов учения и достигнутых результатов; средства учения могут также выбираться и учителем и учащимися; отношения учитель — ученик далеки от трудовых производственных отношений.
Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный: труд общественно-полезный и труд по самообслуживанию. Общественно-полезный труд в своих простых формах доступен и дошкольнику, и людям преклонного возраста. Труд по самообслуживанию осваивается и осуществляется дошкольниками. В противном случае другие люди — взрослые — одевают, кормят, умывают ребенка (или инвалида, больного).
Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками (Климов Е.А., 1998), что и труд профессиональный.
Какова структура основных составляющих человека как субъекта труда? Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. В труде человек не всегда может быть таким полноценным субъектом. Часто цели объективно заданы, способы их достижения установлены инженерами, которые подбирают и орудия, и условия труда, и формы его организации. Если все эти компоненты жестко регламентированы, работнику остается быть исполнителем, а его «субъектность» загоняется в узкие рамки качественного и быстрого исполнения задач, намеченных другими.
Структура субъектных свойств человека представлена на рис. 5. Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:
Рис. 5. Структура основных компонентов человека как субъекта труда
на уровне деяния как единицы деятельности, которую себе задает сам человек; на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий; осознаваемые элементы действий — макроэлементы — поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно); микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю. Их особенности могут выявляться психологом по косвенным признакам. Выбор уровня исследования субъекта труда зависит от целей, задач психолога.