Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых
Исследование проблемы трудовой мотивации было поставлено еще выдающимся российским просветителем А.Н.Радищевым. Идея общественных преобразований в целях сделать труд человека высокопродуктивным и приносящим ему удовлетворение пронизывает главное сочинение А.Н.Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву», но эта тема обсуждается и в его статье «Рассуждение о труде и праздности» (1789) (Климов Е.А., Носкова О. Г., 2001).
Первой научной программой исследования отношений человека к труду (наряду с отношениями к другим сторонам действительности) стала «Программа исследования личности в ее отношении к среде» (1912) А.Ф.Лазурского и С.Л.Франка, которая позже была развита в концепции «Психология отношений» В.Н.Мясищева(1960).
Но самыми значительными явлениями в обсуждаемой области можно назвать два исследовательских проекта, выполненные социологами в 60 —70-е гг. XX в. под руководством профессора В. А. Ядова и представленные в публикациях: «Человек и его работа» (М., 1967) и «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (Л., 1979).
Задачи первого исследования («Человек и его работа») состояли в выяснении реальной картины отношения к труду рабочей молодежи 60-х гг., в исследовании тенденций изменения этих отношений в условиях научно-технического прогресса, выявлении факторов, влияющих на формирование потребности в труде. Объектом изучения была рабочая молодежь Ленинграда (в возрасте до 30 лет), всего 2665 человек. Предметом изучения служили варианты отношения к труду как массовые, типичные явления общественного сознания.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что отношение человека к труду формируется под влиянием трех главных факторов: 1) совокупности всех общественных отношений, системы общественного разделения труда и социально-экономической природы общества, содержания общественного сознания; 2) технологических или функциональных особенностей содержания конкретного вида труда; 3) особенностей социально обусловленной структуры личности работника (потребности, запросы личности, жизненные идеалы, индивидуальные склонности и пр.). Отношение к труду мыслилось как сложное, регулирующее трудовую деятельность, образование личности, в формировании которого участвуют экономические, правовые, этические, психологические и другие отношения.
Изучение строилось на основе прямых и косвенных методов. Так, в частности, о мотивах труда судили по оценке респондентами производственных ситуаций. Определялась степень субъективной значимости отдельных элементов рабочей ситуации для респондента, и разность оценок служила показателем значимости мотива для конкретной ситуации. Кроме того, составлялась индивидуальная карточка рабочего, в которой фиксировались объективные и экспертные сведения о показателях эффективности труда рабочего и о возрастных, половых признаках респондента, уровне его образования, выявленных ценностных ориентациях в отношении труда. Применялся метод беседы. Оценивались также содержание труда, используемые средства труда, способы и размеры оплаты труда, формы его организации.
В результате исследования было установлено, что ведущим специфическим фактором, определяющим отношение рабочего к труду как к потребности личности или как к средству существования, является содержание труда (Человек и его работа..., 1967, с. 289). Отмечалось, что этот вывод справедлив не только для молодежи, но и для рабочих старшего возраста. Обнаружено, что содержание труда детерминирует объективные показатели работы (степень ее интенсивности), степень удовлетворенности рабочего своим трудом и даже степень удовлетворенности размером заработной платы. Более того, оказалось, что материальное стимулирование может быть эффективным средством формирования отношения к труду как к личностной потребности лишь при условии высокого содержания самого труда. «При низком содержании труда материальное стимулирование может тормозить этот процесс, нежели способствовать его развитию», так как заработная плата в этих условиях выступает формой компенсации за малопривлекательную по своему содержанию работу (там же, с. 290). В последнем случае закрепляется отношение к труду лишь как к средству существования, способу удовлетворения потребностей, лежащих за пределами трудовой деятельности.
Социологи обнаружили как социально типичное явление наличие диспропорции между запросами рабочей молодежи (обладавшей в основной своей массе средним образованием и потенциально готовой к продолжению обучения, росту квалификации) и реализацией этих запросов в промышленном производстве, в котором еще широко использовались технологии и формы организации труда, ориентированные на малограмотных рабочих-исполнителей. Таким образом, в СССР, как и в развитых странах Запада, в индустриальной сфере отмечались сходные закономерные противоречия между развитием производственных технологий, способами управления трудом и производством и развитием потребностей трудящихся. Учеными были поставлены фундаментальные проблемы оценки реального состояния, прогнозирования тенденций будущих изменений в развитии личности человека и связи с его трудовой деятельностью как главной формой социализации большинства трудоспособного населения.
Работа «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979) была направлена на изучение прогностической ценности информации о различных мотивационно-смысловых побудителях активности человека в связи с задачей прогнозирования его трудовой деятельности (как типичной формы социального поведения). Объектом изучения были инженеры проектно-конструкторских организаций Ленинграда (1000 человек). Богатый эмпирический материал о профессии инженера, социально-психологических особенностях его труда, собранный в данном исследовании, был опубликован в книге «Социально-психологический портрет инженера» (М., 1977).
В исследовании была выдвинута гипотеза об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности. Термином «диспозиции личности» В. А.Ядов обозначил «фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом» (Саморегуляция..., 1979, с. 3). К диспозициям в этом понимании Ядов отнес совокупность понятий и терминов, используемых для обозначения внутренних побудителей поведения (жизненная позиция; направленность интересов; ценностная ориентация; социальная установка — ситуативная и обобщенная; субъективное отношение; доминирующая мотивация; субъективный смысл действий). Диспозиции личности понимались как система свойств, мотивационных образований, а не как хаотичное изменчивое множество признаков внутреннего мира человека. Происхождение диспозиций личности объяснялось столкновением потребностей и жизненных ситуаций и их фиксацией в личностном опыте.
Были выделены четыре уровня диспозиций:
предметные фиксированные установки (соответствуют предметным жизненным ситуациям);
социальные фиксированные установки (соответствуют включению индивида в контактные группы, социальные ситуации, это то, что социальные психологи называют аттитьюдом);
общая (доминирующая) направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности; формируется на основе социальных потребностей, под влиянием выбора определенных форм социальной деятельности (труд, семья, досуг);
высший уровень диспозиций — система ценностных ориентаций в отношении к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Этот уровень диспозиций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии, проявляется в выборе типичных вариантов образа жизни, с которыми человек себя идентифицирует, и составляет основу его мировоззрения.
Диспозиционная система регуляторов поведения на каждом из уровней может исследоваться со стороны когнитивных, эмоциональных (смысловых) и поведенческих составляющих. Механизм мотивации (саморегуляции) поведения личности понимался как соотношение, взаимосвязь диспозиций разных уровней, их роль в конкретной жизненной ситуации. Предметом исследования были механизмы социальной и профессиональной адаптации человека в труде.
В результате исследования было установлено, что «ценности— цели» более стабильны, чем «ценности—средства». Гипотеза о ведущей роли ценностных ориентации в профессиональном поведении людей не подтвердилась полностью. Оказалось, что именно направленность интересов (или субъективная вовлеченность, субъективная значимость для личности различных сфер деятельности) ориентирует личность в социальной действительности (в частности, в профессиональном труде и связанных с ним отношениях). Главным является то, какую деятельность выполняет человек, как она организована, какого содержания, что человек может в ней получить и привнести сам. От этого зависит и формирующаяся система его ценностей. Исследователи обнаружили, что удовлетворенность профессией, трудом во многом зависит от общей личностной направленности человека («на труд» или «на себя»).
Было установлено, что по сравнению с людьми менее развитыми для развитых, зрелых личностей типична низкая корреляция между свойствами диспозиций разных уровней. Авторы исследования объясняют этот феномен следующим образом: люди, слишком внимательные к своим переживаниям, обычно меньше вовлечены в деятельность, направленную на объект. Те же, кто работают не покладая рук, обращены к внешнему миру и часто забывают себя (в прямом и переносном смысле). «Чем эффективнее выполняемые действия, тем меньше мы их осознаем» (там же, с. 158).
В работе показано, что поведение людей в труде не ситуативно, а управляется всей согласованной системой диспозиций. Причем саморегуляция трудового поведения тем более эффективна, чем более осознаны, выражены содержательные установки высших диспозиционных уровней.
В исследовании было установлено, что самым надежным предсказанием профессионального поведения людей и его социально-значимых характеристик может быть оценка направленности интересов личности, уровня ее вовлеченности в прогнозируемые способы действий (там же, с. 188). Этот вывод может быть косвенным подтверждением ведущей роли профессионального труда в жизни и развитии личности. Общий вывод состоит в том, что на вершине диспозиционной иерархии доминируют не ценностные ориентации, а общая направленность интересов личности, субъективная значимость для нее основных сфер жизни (профессии, семьи, досуга).
Подтвердилось предположение об иерархической структуре диспозиций и о том, что высшие ее уровни (направленность интересов и ценности) позволяют предсказывать проявление диспозиций нижележащих уровней. Обратное движение (от оценки предметных и ситуативных социальных установок к суждению о ценностных ориентациях и профессиональных интересах, направленности личности в целом) неправомерно. Другими словами, оказалось, что ситуативные социальные установки могут быть случайны и по ним нельзя прогнозировать профессиональное поведение (там же, с. 189). Было обнаружено, что профессиональное поведение низко эффективно, если у работника имеется противоречие между его социальными установками и общей направленностью интересов и ценностей (при низком уровне последних). Важное значение имеет методический вывод данного исследования: необходимо различать диспозиции, реально регулирующие поведение, и диспозиции, осознанные субъектом и сообщаемые исследователю.
Безусловно, опыт изучения трудовой мотивации, осуществленный под руководством В.А. Ядова, может быть образцом масштабного научного исследования, в котором четко поставлена научная проблема, выделены объекты и предмет исследования, найдены эмпирические корреляты теоретических моделей изучаемой реальности, продемонстрирована логика научной интерпретации эмпирических данных, когда полученные факты не подтверждают выдвинутые ранее гипотезы, но при этом и происходит приращение научного знания. Масштабы исследований, системность рассмотрения человека и его поведения, соединяющие в себе точки зрения социологов, социальных психологов, психологов, исследующих личность и деятельность, демонстрируют условность междисциплинарных границ и необходимость иногда выходить за рамки своей научно-профессиональной территории, что позволяет построить более адекватную системную картину исследуемой реальности.
Представления В.А. Ядова о ведущей роли личностной направленности в прогнозировании профессионального поведения, в общей удовлетворенности трудом (и жизнью) нашли подтверждение в работе Н.В.Паниной (1993), участвовавшей в обследовании участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (1986). По опросной методике, позволяющей высчитать индекс жизненной удовлетворенности (ЖУ), было обследовано 979 мужчин. Указанный метод был разработан американскими психологами для исследования проблем геронтопсихологии, но, как оказалось, методика вполне применима и к людям зрелого возраста, и даже к студентам. Использование данной методики при обследовании участников ликвидации аварии на ЧАЭС показало, что длительность работы этих людей в опасной для жизни зоне не проявилась в показателях ЖУ. В то же время показатель ЖУ четко дифференцировал группы людей, различающихся по личностно-мотивационной ориентации.
Так, максимально высокие показатели ЖУ были получены у людей, указавших в качестве основного мотива работы по ликвидации аварии на ЧАЭС: «осознание особой важности этой работы для людей» (ЖУ = 22,1 балла); «повышенное чувство долга, ответственности» (ЖУ = 22,3 балла). Участники ликвидации аварии, указавшие на более приземленные мотивы своей деятельности, одновременно дали и более низкие оценки ЖУ. У тех, кто выбрал мотив «желание отличиться, получить награду», а также «стремление доказать себе способность на героический поступок», ЖУ = 17,9 балла; у выбравших мотив «любовь к риску, потребность поиграть с опасностью» ЖУ = 18,6; для лиц, выбравших утверждение «мотивы этих людей мне не понятны», ЖУ = 16,9.
Таким образом, «жизненная удовлетворенность» оказалась выше у людей, мотивация которых направлена на заботу о других. Для этих людей характерны более низкий уровень личностной тревожности, лучшие показатели активности, самочувствия, настроения, т.е. нравственный потенциал человека оказался определяющим признаком психоэмоциональной устойчивости (Панина Н. В., 1993).
3.12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности
Наиболее распространенными методами исследования мотивационных образований личности являются интервью, опросники (Магомед-Эминов М.Ш., 1988; Пугачев В.П., 2000; Ядов В.А. и др.). Опросники, направленные на определение выраженности
•мотивации достижения успеха», «мотивации избегания неудач»,
•готовность к риску», можно найти в публикациях (Психологические аспекты..., 1997, с. 201-203, 361-362, 363-366).
Разработаны процедуры ранжирования ценностей в соответствии с методикой М. Рокича (Ядов В. А., 1967, 1979; Психологические аспекты, 1997, с. 261 — 267).
Однако эти методы не вполне пригодны в ситуации аттестации, набора персонала, так как респонденты могут рефлексировать социально-желательные ответы. Для этих целей больше подходят методы косвенной оценки мотивационных образований личности, например оценка производственных ситуаций (Ядов В. А., 1979), наблюдение за поведением работников. Применяются и проективные тесты, например методика Х. Хекхаузена, построенная как модификация «тематико-апперцептивного теста» (Хекхаузен X. 1986; Магомед-Эминов М.Ш., 1988). Проективные методы дают возможность получать весьма ценную информацию, но требуют специального освоения процедуры контент-анализа.
Полезной и доступной психологам-практикам является методика И. Г. Кокуриной — «Словарь», позволяющая на основе процедуры попарного сравнения утверждений выявить преобладающие мотивационные ориентации личности (преобразовательный мотив, коммуникативный, утилитарно-прагматический, кооперативный, конкурентный, мотив достижения) (Кокурина И.Г., 1990). Тест состоит из трех частей, предлагающих испытуемому выбрать подходящее определение терминов (деньги, коллектив, труд). Методика оказалась вполне пригодной для исследования таких тонких моментов, как манипулятивные установки в структуре деятельности менеджера (Бедненко А.В., 2003). Близкой по замыслу и процедуре, но разработанной специально для исследования ценностных ориентации руководителей, является методика Т.С. Кабаченко(2003).
Для выявления особенностей смысловой сферы личности используются «тест смысложизненных ориентации» (Леонтьев Д. А., 1992), «методика предельных смыслов» (Леонтьев Д. А., 1999).
Эмоциональные компоненты смысловой регуляции трудовой деятельности и соответствующие структуры профессионального опыта могут быть выявлены и сопоставлены у разных работников с помощью психосемантических методов, метода клайк-анализа (см. гл. 2). Полезные методические средства по диагностике мотивационных образований работника представлены в «Практикуме по психологии менеджмента и профессиональной деятельности» (2001), а также в книге для психологов-практиков и менеджеров по персоналу «Психологические аспекты подбора и проверки персонала» (1997).