Концепция «состояния потока» М. Чиксентмихайи
Может ли процесс труда быть для работника источником наслаждения, удовольствия, особого состояния, поглощающего целиком и создающего ощущение необходимости, самоценности, вершины самореализации, незаменимости? Этот вопрос исследовал американский психолог М. Чиксентмихайи. Работы этого ученого 70—80-х гг. XX в. освещены в статье Т. М. Буякас (1995). Оказывается, есть такие профессии, в которых работники испытывают состояние полной мобилизованности, при этом забывают о себе, своих проблемах, испытывают особый эмоциональный подъем, получивший у Чиксентмихайи название состояние потока. Примеры таких профессий — хирург, промышленный альпинист, каскадер, спасатель, высококлассный шахматист, представители профессий сферы искусства.
Ученый попытался выяснить, от каких факторов зависит возникновение этого состояния, можно ли его создавать, т.е. целенаправленно вызвать. Если бы это стало возможным, профессиональный труд мог бы вытеснить социально неприемлемые формы получения такого рода ярких впечатлений (употребление наркотиков, азартные игры и пр.).
Рис.4. Главные составляющие («вызовы» и навыки), влияющие на появление у субъекта труда состояния «потока» (Буякас Т.М., 1995)
На рис. 4 представлена итоговая модель главных составляющих, от которых зависит возникновение «состояния потока». По оси ординат на координатной сетке представлены варианты ситуаций, задач трудовой деятельности, которые могут быть крайне простыми (область отрицательных значений), средними (зона начала системы координат) или сложными. Чем выше по оси ординат, тем сложнее задачи, тем более выражены «вызовы», сложности, объективно характеризующие профессиональную деятельность. По оси абсцисс отмечается уникальный опыт субъекта деятельности, накопленный в его предшествующей трудовой жизни, его умения преодолевать профессиональные сложности, справляться с трудными ситуациями, «вызовами» профессиональной жизни. Слева от начала системы координат — обозначен минимальный опыт, в области 0 — опыт средний, и при движении по оси X вправо опыт возрастает. Области системы координат обозначены буквами а, б, в, г. Эти четыре сектора графически отражают четыре типичных эмоциональных состояния, характерные устойчивые отношения субъекта труда, формируемые в зависимости от содержания выполняемой деятельности и степени субъективной сложности трудовых задач, меняющейся в зависимости от имеющегося опыта. Зона а, левый верхний угол системы координат, соответствует дискомфортному состоянию беспокойства, тревоги работника, взявшегося за выполнение сложных задач, не обеспеченных его знаниями и умениями в нужной мере. Зона в, нижний левый угол системы координат, соответствует состоянию апатии. Это типично для видов труда, в которых работнику предлагаются задачи предельно простые, не требующие особых знаний и умений. Работник по каким-то причинам вынужден осуществлять такую деятельность, которая ему представляется бессмысленной, это вариант максимального отчуждения личности от выполняемой деятельности. Зона г, нижний правый угол координатной сетки, отражает состояние скуки, типичное для человека, обладающего опытом, умеющего выполнять сложные задачи, когда ему предлагают простые задания, где его квалификация, опыт не нужны. Зона б, верхний правый угол сетки, фиксирует возможное «состояние потока», наслаждения трудовой деятельностью. Острота этого состояния может быть тем больше, чем выше опыт субъекта деятельности и чем сложнее профессиональные «вызовы».
Таким образом, чтобы испытать подлинные вершины духовного взлета, занимаясь трудом, важно не просто себя настроить, сузить свой духовный мир до мельчайших подробностей профессиональных проблем (как это было, например, в переживаниях наслаждения процессом переписывания служебных бумаг красивым почерком у Акакия Акакиевича Башмачкина, героя гоголевской «Шинели»). Важно, чтобы мир профессиональных задач, проблем и ситуаций был многообразным, сложным, неповторяющимся, богатым «вызовами».
Если выполняемая работа вроде бы связана с несложными задачами, а субъект труда мечтает о «состоянии потока», возможны два варианта: либо искать способы рационализации своей трудовой деятельности, самому ставить проблемы, формировать «вызовы», либо (если труд жестко регламентирован и требует исполнительности от работника, а не инициативы) сменить работу.