Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
В основу такого рода психологического анализа положена идея о том, что своеобразие психических функций человека определяется особенностями его предметной деятельности. Высшие психические функции профессионала образуют, по выражению выдающегося отечественного физиолога А. А. Ухтомского (1875—1942), функционально-подвижный орган, который опирается на ранее сложившиеся функциональные ансамбли и становится максимально адаптированным к выполняемым профессиональным задачам. Другими словами, существует закономерная связь между задачей (которая понимается как цель, заданная в конкретных условиях, при использовании определенных средств) и действиями по ее выполнению человеком. Л. С. Выготский писал об этом в книге «История развития высших психических функций» (1931) так: «Единство всех процессов, входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух моментов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, во-вторых, тех средств, которые диктуют всю структуру процесса поведения» (Выготский Л. С, 1983, с. 121).
Действия по своей структуре, механизмам регуляции едины, будь то внешние действия или действия, выполняемые человеком во внутреннем плане, в плане сознания. Представление о единой структуре внешних и внутренних умственных действий получило развитие в отечественной психологии деятельности, особенно в работах А. Н.Леонтьева (1977). Существует ограниченное количество базовых видов действий и обеспечивающих их психических функций. Научившись вычленять в деятельности работника типы выполняемых им задач и соответствующие им действия, можно научиться судить о своеобразии требований профессии к психике работника. Таким образом, реализуется деятельностный принцип объяснения своеобразия психических функций представителей
разных профессий.
Теоретически положение о закономерной связи психики и деятельности понятно, но на практике реализовать эту идею все-таки непросто. Нередко студенты да и некоторые практикующие психологи испытывают трудности при психологической интерпретации профессиональных задач и в целом при реконструировании особенностей психики человека по его поведенческой активности.
Е. А. Климов в учебнике «Основы психологии» (1997) дал вариант технологии выделения психических функций и процессов, участвующих в конкретной профессиональной деятельности, доступный и непсихологам. Основа этой технологии — представление о психических функциях профессионала как целенаправленных умственных действиях. Предлагается программа выделения в реальной профессиональной деятельности ключевых ориентиров наличия действий, выполняемых во внутреннем плане.
Е.А.Климов (1997) выделяет семь основных видов профессиональных действий в зависимости от их цели (заданного результирующего события); эти виды действий соответствуют основным формам психических функций.
1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Требуемый результат действий состоит в отображении явлений окружающего мира (важных для профессионала) в виде чувственных образов (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных). Важным для профессионала может быть также отображение в его сознании и мира внутреннего — порождение образов состояния тела, ощущений самочувствия, боли.
Действия восприятия могут быть основными в труде дегустатора, контролера ОТК, товароведа-эксперта, слесаря-инструментальщика, рихтовщика, красильщика тканей, полиграфиста.
2. Мнемические действия направлены на запоминание чувственных образов и слов, их целенаправленное воспоминание (или воспроизведение), а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Эти действия принято называть процессами памяти. Сложные виды памяти можно найти у музыкантов, актеров драматического театра, дикторов радио и телеведущих, юристов и врачей и т. п.
3. Имажинитивные действия (от лат. imago — образ, подобие) или процессы воображения, направлены на такие результаты, как построение сложного образа из элементов образных представлений во внутреннем плане; изменение формы, характеристик образных представлений, их различных комбинаций. Речь идет о манипулировании образными представлениями, порожденными разными органами чувств (разной модальности). Так, зрительными образами заняты конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник. Звуковые образы — мир композиторов, музыкантов-исполнителей, звукооператоров. Букеты вкусовых ощущений составляет и помнит кулинар. В парфюмерии специалисты работают с комбинациями запахов. Но речь может идти и о полимодальных композициях, как, например, это имеет место в работе кинорежиссера, театрального режиссера, которые строят масштабные объемные визуальные картины, сопровождаемые мелодией, звуками.
4. Логические действия, простые (требуемый результат — rpyппировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, выявления противоречий, решение сложных творческих задач), образуют основу мыслительной деятельности или мышления. Логические (или интеллектуальные) действия могут быть направлены не на построение нового знания, а на пойся нового, более эффективного способа выполнения какой-либо практической задачи (способ ремонта технического устройства, на решение диагностической задачи или поиск самого короткого маршрута перевозок грузов). Успех мыслительной деятельности зависит от интеллектуальных способностей, которые на 50—80% генетически заданы.
Выделяют следующие разновидности интеллекта: технический интеллект (предполагающий оперирование пространственными образами), интеллект словесно-логический и социальный. Технический интеллект необходим специалистам, конструирующим, обслуживающим или ремонтирующим машины, технические системы разного уровня сложности. Он связан с оперированием пространственными представлениями, а также знаниями и понятиями естественных и технических наук. Словесно-логический интеллект свойствен специалистам, оперирующим научными понятиями, работающим со знаковой информацией. Социальный интеллект требуется специалистам, которым необходимо воспринимать, оценивать и прогнозировать поведение людей, т. е. они оперируют признаками, отражающими установки, намерения, эмоциональное состояние, переживания других людей. Этот вид интеллекта оперирует вербальными (словесно выраженными) и невербальными признаками. Если в труде сочетаются разные виды интеллектуальных задач и связанные с ними логические действия, то успеха достигают люди, у которых развиты все виды интеллекта. Принято разделять также словесно-логический интеллект (составляющий базу академической обучаемости) и практический интеллект.
В зарубежных работах последнего десятилетия, а именно в работах группы американских психологов, действующих под руководством Роберта Стернберга, получены убедительные эмпирические доказательства существования относительно независимых двух форм интеллекта: вербально-логического интеллекта (который измеряется ставшими классическими процедурами оценки IQ) и тактического интеллекта, который понимается как развивающий опыт, как способность находить (часто не вполне осознанно) неявное знание в практических проблемных ситуациях, которые имеют для субъекта очевидную смысловую ценность (Стернберг Р., 2002). Неявное знание помогает успешно справляться с проблемными ситуациями (критическими ситуациями, по Дж. Фланагану). Это уникальное индивидуальное знание, которое традиционные формы профессионального образования еще не умеют собрать, систематизировать, и поэтому пока нет развитых технологий по трансляции этого вида знания от одного профессионала к другому. Р. Стернбергу и его коллегам удалось на основе метода критических инцидентов Дж.Фланагана (Flanagan D., 1954) разработать процедуры выявления видов неявного знания и построения на их основе опросников для аттестации компетентности работников разных сфер (университетских психологов, офицеров, дворников и др.), а также для предсказания будущей профессиональной успешности претендентов на вакансии. Оказалось, что в профессиях, где профессиональная успешность практически не связана с уровнем развития академического — вербально-логического - интеллекта (предполагающего оперирование словесными обобщениями высокого уровня), существуют статистически значимые корреляционные связи (на уровне г = 0,4*0,6) успешности в труде и показателей практического интеллекта, найденных на основе концепции неявных знаний, умения человека приобретать эти знания. Таким образом, подтверждается идея, высказывавшаяся в начале XX в., что помимо общего интеллекта, общего фактора интеллектуальной одаренности как способности обучаться на основе вербальных знаний, есть другие формы интеллекта, которые являются для людей не менее важными, — интеллекта практического как способности обучаться, накапливать уникальный опыт решения профессиональных задач (в разных профессиях разный опыт).
Д. Н. Завалишина (1985) назвала следующие признаки практического мышления: связь с трудовыми действиями; связь с практическим преобразованием мира и орудиями труда; конкретность практического мышления, его «пригнанность» к частным обстоятельствам действия; временные ограничения в протекании мыслительных операций; важная роль образно-чувственных компонентов мышления.
Как особо перспективную, С. Г. Геллерштейн (1959) выделил проблему соотношения осознаваемых и неосознаваемых компонентов профессионального опыта. Блестящим примером, демонстрирующим своеобразие и значительную сложность форм практического мышления по сравнению с мышлением научного деятеля, стала работа Б. М. Теплова «Ум полководца» (1942). В последние годы в отечественной психологии практическое мышление интенсивно изучается психологами Ярославского государственного университета. Так, психологами этой школы убедительно показаны различия между мышлением субъекта учебных заданий и реальной практической деятельностью, исследованы функции практического мышления как высшей психической функции, изучены невербальные формы обобщений, рефлексии (Корнилов Ю.К., 1984; Корнилов Ю.К., Панкратов А. В., 1997 и др.).
За последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий предположить, что существуют два типичных разных механизма осуществления умственной деятельности. Первый характерен для людей, успешно осваивающих языки, символы, оперирующих абстракциями — и именно эту форму мышления Л. С. Выготский считал высшей и специфически человеческой. Второй механизм мышления тоже использует речь, слова-понятия, но в более тесном единстве с неосознанной эмоциональной регуляцией деятельности (могут также использоваться и неречевые формы обобщения, например, в форме практических действий или чувственных образов). Этот механизм мышления запускается отношением к жизненной ситуации, как проблемной и требующей решения, преодоления, освоения. В данном случае мышление работает иначе, здесь роль формализованного знания меньше, в большей степени используется индивидуально приобретенное «неявное знание». Этот второй вид мышления, тесно связанный со смысловой регуляцией, не страдает с возрастом, а у большинства людей накапливается, растет, составляя основу «мудрости». Именно роль практического мышления обнаруживается при кросскультурных психологических исследованиях интеллекта, когда испытуемые, плохо владеющие языком, получают низкие оценки IQ и в то же время оказываются вполне профессионально-успешными и обнаруживают высокие оценки практического интеллекта (Стернберг Р., 2002). Идеи Роберта Стернберга и его коллег, а также наших ярославских психологов проливают свет на природу интуиции, понимание сути профессионального опыта и его загадок.
Практическое мышление, его стратегия и тактика — суть опыта и мастерства военачальников, менеджеров разного уровня, аналитиков, врачей-клиницистов, следователей, судей и адвокатов, квалифицированных рабочих (автомехаников, слесарей-сборщиков, строителей и парикмахеров и др.).
5. Интерперсональные действия образуют основу профессионального общения. Разновидностями интерперсональных действий являются:
коммуникативные действия (цель — установление, поддержание, прекращение контактов);
организационные действия (цель — объединить людей в группу для выполнения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и пр.); к ним относятся действия выражения одобрения, порицания, требовании, советы, просьбы, намеки, внушение, убеждение и т.п.;
поступки (цель — выразить позицию человека по отношению к группе, к другому лицу, к системе их ценностей).
Культура профессионального общения и такое свойство характера, как общительность (вкупе с социальным интеллектом), образуют основу профессионального мастерства тех работников, которые должны уметь распознавать людей и предвидеть их поведение, воздействовать на их сознание, организовывать их активность (педагоги, воспитатели, врачи, юристы, милиционеры, социальные работники, менеджеры). Люди взаимодействуют с помощью речи (устной и письменной), а также применяя, часто не вполне осознанно, язык жестов, невербальные средства (меняя выражение лица, выбирая позу).
6. Действия контроля и самоконтроля могут иметь в качестве заданных, нормативно установленных целей осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы, а также обеспечение соответствия процессов труда определенным технологическим параметрам. Эта разновидность профессиональных действий как действий контроля внешних объектов в психологии традиционно понимается как функция произвольного внимания (т.е. внимания целенаправленного). Если речь идет о самоконтроле (контроле своей речи, мимики, проявлений эмоций), эти действия относят к саморегуляции, эмоционально-волевой регуляции.
7. Психомоторные действия, или профессиональные движения, в качестве заданного результата имеют целенаправленное управление органами тела, определенные движения пальцев, рук, ног, всего тела; совершение дозированных усилий, перемещение в пространстве, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и т.д. Сложные произвольные движения — основа мастерства артистов, хирургов, врачей-стоматологов, водителей транспортных средств, станочников, механизаторов.
Указанные виды действий могут неким образом сочетаться при выполнении сложных профессиональных задач. Например, водитель автомашины воспринимает и контролирует дорожную ситуацию, состояние двигателя, параметры его работы (работа восприятия и внимания); осуществляет психомоторные действия по управлению машиной; выполняет мыслительные действия, планируя рациональный маршрут движения, обходя препятствия. Одновременно он отвечает на вопросы пассажира (профессиональное общение).
Итак, составление психологической характеристики профессии предполагает обнаружение тех особенных действий, которые профессионал выполняет для достижения заданных результатов. Сложность такого рода анализа состоит в том, что наблюдателю доступно лишь внешнее поведение работника (его внешние движения, содержание и эмоциональная выразительность речи). Но профессиональные действия, осуществляемые работником во внутреннем плане, в плане сознания, не доступны внешнему наблюдателю. О них мы можем лишь умозаключать, реконструируя содержание задач, их цели и возможные способы реализации в виде целенаправленных действий.
При составлении психограммы предусматриваются определенные этапы. Устанавливается перечень выполняемых профессионалом обязательных задач. Задачи вычленяются по нормативно заданным целям труда, которые могут не совпадать с субъективными целями, поставленными работником. Результаты действий также подразделяют на требуемые и реально полученные. Это расхождение нормативно заданных и реальных целей с результатами работника может порождать ошибки в работе, аварии, но также творческие находки, полезные для организации. При психологическом изучении профессии сначала исследуют требуемые образцы работы, а потом (если возникает такая задача) изучают индивидуальные вариации работы, порожденные профессионалами.
Строятся функциональные модели действий субъекта по выполнению каждой задачи (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Выделяются важные, часто встречающиеся ведущие профессиональные действия и психические функции, процессы, способности, умения, обеспечивающие их выполнение. Выдвигаются гипотезы о предполагаемых профессионально важных качествах (ПВК), требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени легкости или трудности этого развития для рядового человека.
Составление психограммы часто затруднено тем, что в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции. То есть задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления, познавательных и двигательных действий, контроля каких-то их компонентов, мыслительных процессов. Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ПВК.