Критерии выявления агрессивного ребенка
Поставьте любойзнак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.
Ребенок | Часто | Редко |
1. Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. Теряет контроль над собой | ||
3. Винит других в своих ошибках | ||
4. Завистлив, мстителен | ||
5. Сердится и отказывается что-либо сделать | ||
6. Специально раздражает людей | ||
7. Отказывается подчиняться правилам | ||
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их. |
Сосчитайте количество ответов «да».
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Анкета «Признаки АГРЕССИВНОСТИ»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет»
Исследуемый ребенок | Да | нет |
1. Злой дух временами вселяется в него | ||
2. Он не может промолчать когда чем-то недоволен | ||
З. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7. Он не прочь подразнить животных | ||
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-топодшучивает над ним | ||
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
11. Часто не по возрасту ворчлив | ||
12.Воспринимает себя как самостоятельного и решительное | ||
13. Любит быть первым командовать, подчинять себе других | ||
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых 15. Легко ссорится, вступает в драку | ||
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19. Уверен, что любое задание выполнитьлучше других — |
Положительный ответ на каждое предложенное утверждении оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя — 7—14 баллов.
Низкая — 1—6 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
СКОРОГОВОРКИ
ПАЛКУ ТОЛКАЛ ЛАПКОЙ ПОЛКАН |
КУРЬЕРА КУРЬЕР ОБГОНЯЕТ В КАРЬЕР |
ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА |
У ОСЫ НЕТ УСЬ1, НЕ УСИЩИ,А УСИКИ |
НЕ ВСЯК УМЕН, КТО БОГАТО НАРЯЖЕН ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ |
НА ИВЕ ГАЛКА НА БЕРЕГУ ГАЛЬКА |
СЕН51 ВЕЗ ВОЗ СЕНА |
ХОРОШ ПИРОЖОК, ВНУТРИ ТВОРОЖОК |
ДО ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА — С ГОРЫ |
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ |
ВСЕ БОБРы ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ |
МАЛЕНЬКОЙ САНИ САНКИ ЕДУТ САМИ |
ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ |
ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ |
РЫБАК РЫБАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА |
ТРОЕ ТРУБАЧЕЙ ТРУБЯТ В ТРУБЫ |
ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИЛ, ДЕДА СТУКОМ РАЗБУДИЛ |
ПРОХОР И ПАХ6М ЕХАЛИ ВЕРХОМ |
ПЕТЯ ПИЛИЛ ПИЛОЙ ПЕНЬ |
НА СКАМЕЙКЕ У ДОМА ЦЁАЫЙ ДЕНЬ РЫДАЛА ТОМА |
В РОЩЕ ЩЕБЕЧУТ СТРИЖИ, ЧЕЧЕТКИ ЩЕГЛЬТ И ЧИЖИ |
БЕЖИТ ЛИСА ПО ШЕСТОЧКУ. ЛИЗНИ, ЛИСА, ПЕСОЧКУ |
НА КРЫШЕ У ШУРЫ ЖИЛ ЖУРАВЛЬ ЖУРА |
Приложение 11
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2.Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14.Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19.Сломать несколько игрушек.
20.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по парте
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12