Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Содержание:
Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.
Варианты сигналов ведущего:
Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам;
Звонок колокольчика — погладить по спине партнера;
Звук свистка — поздороваться «спинками».
Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.
5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. ,) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе. (Приложение №14). Данные критерии также оформлены в виде тестов.
По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.
Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 — для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 — для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная одна подгруппа выполняет задание для педагогов, другая — для родителей.
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, но наблюдения за ними только в школе, только в детском саду или только в домашних условиях может оказаться недостаточно. В этом случае необходима дополнительная информация о ребенке, которую можно получить, беседуя взрослыми, общающимися с ним в различных ситуациях. Например, если мы наблюдаем ребенком в образовательном учреждении, получения такой информации надо побеседовать с его родителями, если же мы проводим наблюдение дома, то желательно побеседовать с воспитателями или с учителями ребенка (в зависимости от его возраста).
Во время беседы следует задавать вопросы, которые дополнят информацию о ребенке. Причем, для получения более объективного представления одни и те же вопросы можно задавать и несколько раз, изменив только их форму, но не содержание.
Для выполнения упражнения группа делится на пары, каждой паре выдается карточка со списком вопросов для родителей (Приложение № 15) или для педагогов (Приложение № 16).
Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников играет роль родителя, другой — роль педагога. Педагог» выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребенка и в то же время корректными по отношению родителям.
Родитель отвечает на поставленные вопросы. Пары работают 5-7 минут.
По окончании работы проводится групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми педагог (родитель) может воспользоваться в беседе. Некоторые психологи и педагоги используют в дальнейшей своей работе данный список в качестве анкеты для родителей, которые пришли на прием.
Во время обсуждения участники, исполнявшие роль родителей, делятся своими впечатлениями о том, что они чувствовали во время выполнения упражнения, какие ощущения и мысли вызвал у них тот или иной вопрос, на какой вопрос им не хотелось отвечать вообще. Участники, исполнявшие роль педагогов, рассказывают группе о том, какие вопросы помогли им получить наиболее интересную и полную информацию, какие же из них оказались нецелесообразными.
Упражнение способствует формированию умения децентрации, установлению доверительных отношений между педагогами и родителями и эффективному разрешению конфликтных ситуаций.
Игра «Сто мячей»
Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание:Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий — играть молча.
1 этап: Все участники встают в круг. В руках у ведущего — мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймает мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д.
Задача играющих — поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык вербального общения при передаче мяча. (При работе с детьми между проведением 1-го и 2-го этапов может пройти не одна неделя. Главное не форсировать события, иначе игра не удается, и дети быстро потеряют интерес к ней).
2 этап: Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.
На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т. д. мячей. В этом случае также необходимо не допустит:
падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.
Примечание:В очень сплоченной аудитории (или в группе
школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.