Мини-лекция «Что такое агрессивность»
Тренер дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. (Психологический словарь, 1997).
Далее тренер раскрывает основные причины появления агрессивности у детей. Особое внимание следует уделить обсуждению стилей воспитания в семье и их влияния на возникновение агрессии (Р. Кэмпбелл, 1997, И. Раншбуг, П. Попттер,1983, Д. Лешли,. 1991).
Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Ход выполнения данного упражнения подробно описан в разделе «Упражнения, используемые при проведении каждой встречи» (см. с.75).
После проведения упражнения «Портрет ребенка» тренер знакомит участников группы с критериями выявления агрессивных детей в группе детского сада или в классе, разработанными американскими психологами данные критерии, оформленные в виде теста, могут быть использованы участниками тренинга в дальнейшей практической работе с детьми (приложение № 8).
Кроме того, с цёлью выявления агрессивного ребенка можно посоветовать тем, кто в этом заинтересован, использовать анкету «Признаки агрессивности», которая рекомендована Научно-методической комиссией Министерства образования Украины (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко. Практическая психология для воспитателя). Анкета приводится в приложении № 9.
Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
Перед тем как сообщить основную информацию по теме, ведущий обсуждает с группой, что такое гнев. Далее тренер рассказывает об основных направлениях работы с агрессивным детьми, используя теоретический материал представленный выше.
Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
1 этап. Упражнение проводится в два этапа.
Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой (см. приложение № 10) и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение:
«Шла Саша по шоссе... .После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.
Игра «Шла Саша по шоссе...» является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» и родилась в процессе занятий с группой родителей агрессивных детей.
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого
продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.
Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренер «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый изучастников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?
Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.
Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание:Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не толькоповеденческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не толькоагрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-топриятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
7.Упражнение «работа с гневом».
Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение 11). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем (особенно если группа смешанная) методы вьтбираются в зависимости от контингента участников:
воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы, пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психологи— для проведения коррекционных занятий и т.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.
8. Упражнение на развитие эмпатии.
Очень часто у агрессивных детей отсутствует
чувство эмпатии, так необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими.
Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.
По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: « Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина это время?», «Как вы думаете, почему Баб Яга стала такой злой?» и т. д.
Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:
1 подгруппа : «Колобок».
2 подгруппа : « Курочка Ряба».
3 подгруппа: «Маша и Медведь».
4 подгруппа: «Гуси-лебеди».
Далее каждая подгруппа зачитывает список составленных вопросов, а вся группа принимает участие в обсуждении целесообразности тех или иных из них.