Упражнения на развитие произвольной сферы
«Раскрась фигуры»
Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
ODVODV DVODVO OQVODV DVODVO
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок шести лет закрашивает 10—15 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Копирование образца»
Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке.
Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.
«Найди такой же предмет»
Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисована кукла (образец) и 6 ее копий. Из этих шести кукол только одна является точной копией куклы-образца. Его-то ребенок и должен отыскать.
Остальные пять имеют малозаметные отличия.
Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это может быть знаком высокой импульсивности ребенка. Но если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления ребенка.
Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.
В этом случае продолжайте занятия с ребенком, используя второй рисунок.
«Рисую палочки»
Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, игрушку, секундомер (часы).
Дайте ребенку инструкцию: «Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь».
Время работы не более двух-трёх минут. В процессе выполнения задания создавайте помехи: звоните в колокольчик, ставьте перед ребёнком новую игрушку, кладите на стол что-то вкусное и т.д.
Если ребёнок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечайте для себя отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируйте наличие отвлечения.
Если раздражитель заставляет ребёнка забыть о цели деятельности, засчитывайте невыполнение. В случае, если число отвлечений было большим, следует упражнять волевой контроль поведения, используя, например, рисунок с кружочками. Инструкция та же.
Подготовьте таблицу, состоящую из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, ромбов.
Дайте ребёнку инструкцию: «Как можно быстрее и правильнее заполни эту таблицу, используя образец».
Фиксируйте время выполнения всего задания. По окончании работы ребенок сам проверяет правильность выполнения и вносит ис-1 правления.
Подсчитывается количество правильных исправлений, пропусков, ошибок, неправильных исправлений при самопроверке.
Можно выполнить это задание так: образец показываете ребенку на 10—15 секунд, затем убираете, и он заполняет таблицу по памяти.