Конструирование с нерасчлененных образцов-рисунков

После того как дети научились мысленно анализировать образцы-модели, овладели эффективными способами конструирования, научи­лись использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе воспроизведения заданных образцов-моделей, можно приступить к обучению детей конструированию с образцов-рисунков.

На третьем этапе обучения конструированию значительно услож­няется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образца-рисунка состоит в том, что исключа­ются предметно-практические действия детей с деталями и ориен­тировочно-исследовательская деятельность ребенка в процессе об­следования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме.

Программное содержание занятий третьего этапа:

1) Обучение детей правильному рассматриванию образцов-рисун­ков, выделению в них существенных элементов постройки.

2) Обучение детей правильному называнию пространственных от­ношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа» и т. д.

3) Обучение детей правильному воспроизведению в постройках пропорциональных взаимоотношений деталей.

Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, на которых постройки представлены в нерасчлененном объемном изображении.

Методические требования к занятиям третьего этапа

Приступать к занятиям можно только после того, как дети успеш­но овладели приемами конструирования с образцов предметов и на­учились мысленно анализировать образцы-модели.

Как и на предыдущих этапах, обязательно совместно с ребенком проводить предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек.

Если ребенок неправильно выполнил задание, важно совместно с ним проанализировать его ошибки.

Количество и продолжительность занятий третьего этапа зави­сит от возраста ребенка, его обучаемости и индивидуальных осо­бенностей.

Итак, на первых трех этапах коррекционных занятий дети должны овладеть приемами обследования образцов-моделей и рисунков, на­учиться подбирать детали с учетом пространственных и цветовых ха­рактеристик.

Конструирование по условиям

На четвертом этапе занятий ребенку можно предложить свободное конструирование, где он должен самостоятельно использовать усво­енные им приемы обследования и конструирования.

Программное содержание занятий четвертого этапа:

1) Обучение детей использованию усвоенных способов конструи­рования.

2) Формирование умений представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях.

Строительный материал: разнообразные строительные наборы, ши­роко используемые в дошкольных учреждениях.

Задания

1) Конструирование «кровати» для большой и маленькой кукол.

2) Конструирование «домов» для кукол разной величины.

3) Постройка улицы города.

4) Конструирование по замыслу («Построй, что тебе хочется»).

Методические требования к занятиям четвертого этапа

Каждый раз предлагается сделать предмет, который можно было бы использовать в определенных условиях. Не имея перед собой об­разца, ребенок имеет только условия, в которых предмет должен быть использован.

Перед началом конструирования следует обговорить с ребенком, с какой целью и что он хочет построить, отобрать совместно с ним не­обходимый строительный материал, напомнить способы конструиро­вания.

В процессе занятий необходимо закреплять названия формы, цве­та деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространствен­ное расположении.

В отличие от предыдущих этапов занятия четвертого этапа реко­мендуется проводить не индивидуально, а в небольших группах (2—3 человека).

Представленные занятия по конструктивному моделированию предполагают решение следующих четырех задач:

1) Обучение детей самостоятельным способам обследования об­разцов.

2) Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач.

3) Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции.

4) Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Рисование

Параллельно с обучением конструированию целесообразно прово­дить обучение рисованию, также в четыре этапа.

Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в част­ности рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда спо­собностей, среди которых важное место занимают сенсорные функ­ции, а именно зрительное и осязательное восприятия предметов.

Правильно изобразить предмет ребенок может только тогда, когда представляет его себе, когда владеет комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета и его другие особенности. Эти два процесса тесно связаны между собой, и развитие способности толь­ко в одной области не обеспечивает успешного овладения графиче­ской деятельностью.

Опыт нашей работы показал, что у детей с ЗПР церебрально-орга­нического генеза трудности овладения рисованием обусловлены, главным образом несформированностью их восприятия. Поэтому для правильного формирования графической деятельности необходимо: во-первых, совершенствование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия у ребенка; во-вторых, совершенствование графических движений, направленных на воспроизведение простран­ственных и метрических признаков предметов (И. И. Мамайчук, 1978).

На занятиях по конструированию дети достаточно интенсивно обу­чаются зрительному анализу и синтезу предметов, поэтому основной акцент на первых этапах занятий по рисованию рекомендуется делать на формирование графических движений.

На первом этапе дети обучаются элементарным графическим дви­жениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опор­ным точкам.

Материал: цветные граненые карандаши (желательно утолщенные), альбом для рисования.

Задания

1)Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном на­правлении (рисование разноцветных коротких и длинных отрезков).

2) Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном на­правлении (короткие, длинные отрезки).

3) Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.

4) Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Методические требования к занятиям первого этапа

Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.

Психолог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования, обращает его внимание на положение руки и карандаша в ней во время первых занятий.

Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой груп­пе (по 2—3 человека).

Продолжительность и количество занятий рекомендуется варьиро­вать в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.

Полезно поощрять ребенка за успешное выполнение заданий оцен­кой в виде звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка.

После того как дети овладели элементарными изобразительным1 движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные дви­жения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, ам­плитуде.

На втором этапе занятий дети обучаются произвольному управле­нию графических движений с помощью специально разработанной нами методике (И. И. Мамайчук, 1989).

Материал: альбом для рисования, утолщенные граненые каранда­ши, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изобража­ющие геометрические фигуры и фигуры животных.

Задания

1) Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.

2) Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.

3) Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.

4) Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.

5) Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Методические требования к занятиям второго этапа

Психолог показывает ребенку, как укреплять трафарет и обводить кон­тур фигуры. При обведении контура фигуры движения должны быть мед­ленными, а при закрашивании быстрыми и размашистыми. Во время выполнения заданий необходимо строго следить за осанкой ребенка.

Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, квад­рат — прямыми линиями, а треугольник — наклонными. Кроме того, обязательно научить ребенка произвольно регулировать силу нажима.

Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком проводится анализ фигуры трафарета. Ребенок учится обводить его контуры указательным пальцем. В процессе занятия должна быть за­действована в работе и вторая рука — для удерживания трафарета на листе бумаги.

После того как дети овладевают элементарными графическими дви­жениями, научаются произвольно регулировать их в зависимости от формы изображаемого предмета, рекомендуется переходить к третье­му этапу — к рисованию предметов с натуры. На данном этапе обуче­ния ребенок должен широко использовать графические умения, при­обретенные в процессе рисования предметов на предыдущих занятиях.

Материал: альбом для рисования, цветные карандаши, плоские гео­метрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и пр.).

Задания

1) Рисование «дорожки», предварительно построенной ребенком из кирпичиков разного цвета.

2) Рисование квадрата, треугольника и прямоугольника, предвари­тельно построенного из палочек одинаковой величины.

3) Рисование геометрических фигур, предварительно составленных из частей.

4) Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометри­ческих фигур.

5) Рисование разноцветных «воротиков» (одноярусных, двухярус­ных), предварительно сконструированных из блоков разной ве­личины.

Методические требования к занятиям третьего этапа

На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует образцы и предлагает ему сконструировать их из готовых блоков. Например, при рисовании катушки ребенок склады­вает целую фигуру из двух частей, обследует ее и после этого присту­пает к рисованию. При выполнении задания следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом.

Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индиви­дуально. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструи­рования предметов, рекомендуется напомнить ему приемы конструи­рования.

Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особен­ностей ребенка.

На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры, а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На данном этапе дети обуча­ются выделять в своих рисунках пространственные характеристики предметов: форму, величину, направление, как после зрительного, так и после осязательного их обследования.

Материал: цветные карандаши, альбом для рисования. Предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр. Пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока,банана, огурца и пр.

Задания

1) Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания.

2) Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного вос­приятия.

3) Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зритель­ного восприятия.

4) Рисование куба, шара после осязательного восприятия.

Методические требования к занятиям четвертого этапа

Психолог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения называния фигу­ры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к ри­сованию.

Обязательно предлагать задания в указанной выше последователь­ности.

Занятия рекомендуется проводить в небольшой группе из 3—4 че­ловек.

Следует добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зри­тельного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, на­зывали их существенные признаки.

Обязательно перед началом рисования предложить детям воспро­извести форму фигуры движением руки. В процессе рисования можно напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок с помощью гори­зонтальных, вертикальных, круговых линий.

В конце занятий полезно сопоставлять совместно с ребенком его рисунки с образцом.

Проведение четырех этапов обучающих занятий по конструирова­нию и рисованию не исчерпывает всего комплекса психолого-педаго­гической коррекции. Если дети успешно овладевают конструктивны­ми и графическими умениями, то в дальнейшем рекомендуется продолжить обучение их рисованию и конструированию по програм­ме детского сада.

Наши рекомендации