Система игр-занятий с предметами-орудиями
Название игры | Содержание | Сенсорные процессы | Мыслительные процессы | Моторика |
Игры и занятия со вспомогательными предметами | Переместить тележку, дергая за тесемку. Переместить каталку при помощи рукоятки | Восприятие соперемещения предметов | Обнаружение и использование статических межпредметных связей | Удержание тесемки двумя руками. Движения рук к себе |
Придвинуть игрушку палкой к себе. Вытолкнуть игрушку палкой из трубы | Восприятие предметов в динамике их соперемещений. Различение формы предметов, их пространственного расположения, развитие глазомера | Установление результативной динамической связи между предметами (с учетом формы и расположения предметов) | Координированные движения обеих рук | |
Игры и занятия с простейшими | Катать тележку с помощью палки с кольцом. | Восприятие предметов в динамике. | Установление результативной динамической связи | Координированные движения рук |
Одним из важных аспектов наглядно-образного мышления является способность ребенка действовать в уме, оперируя образами представлений. В связи с этим в задачи психокоррекции входит и обучение детей с задержкой психического развития оперировать представлениями и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами. Это достигается в процессе разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, предлагается задание достать предмет, изображенный на картинке.
ФОРМИРОВАНИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ ЛАЗАНИЯ
1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.
2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.
3) Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.
Перешагивание
Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогайте ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.
Игры в мяч
1. Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг — обучение ловле мяча, точнее — его захватыванию.
2. Сядьте напротив ребенка на пол, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.
3. Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, не давайте упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.
4. Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
Рисование карандашами
Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.
Рисуйте вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей.
Для начала изобразите, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:
Дождик, дождик, Кап-кап-кап. Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще: Станет травка гуще!
Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: «Где сильнее дождик идет?»
Рисование красками
Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом «примакивании» начинайте вместе с ребенком рисовать красками.
Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: «Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик — прыг-скок, прыг-скок». И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.
А затем нарисуйте листопад: «Вот подул ветерок, и полетели листочки с дерева, упали на травку — падают, падают листья, в нашем саду
листопад».
Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.
Лепка из пластилина
Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: «Что было у нас с тобой? — шарик, а что получилось?» Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.
Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.