Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Задание 1. Предложите ребенку кубики, сторона которых равна 2 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно | Ребенок в пятнадцать месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а в точности выполняет задание | Выполнение этого задания может вызвать существенные трудности. Например, когда взрослый показывает ребенку задание, у детей с ЗПР может наблюдаться недостаточное сосредоточение на нем, а в процессе выполнения самого задания могут наблюдаться нецеленаправленные действия в виде бросания, перекладывания кубиков из рук в руки |
Задание 2. Для выполнения этого задания необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руки малыша: «Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой» | В пятнадцать месяцев жизни ребенок справляется с заданием на вкладывание круга | У детей с ЗПР, как и при выполнении предыдущего задания, наблюдается недоразвитие ориентировочной основы деятельности, возможны хаотичные манипуляции с предметами |
Задание 3. «Пирамидка». Покажите ребенку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течение нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша | Как правило, здоровый ребенок на втором году жизни не учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Однако он успешно соотносит кольца пирамидки с местом, куда их следует нанизывать | Дети с ЗПР охотно принимают задание, успешно разбирают и собирают пирамидку без учета величины, но может наблюдаться повышенная отвлекаемость. При выраженных формах ЗПР могут наблюдаться примитивные манипуляции с предметом |
Задание 1. Тест с кубиками. Предложите ребенку четыре кубика, сторона которых равна 2 см, и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его | В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков | Ребенок с ЗПР может построить башню из кубиков в вертикальном положении. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструирование дорожки, поезда. Затрудняется в обыгрывании постройки |
Задание 2. Тест с геометрическими фигурами. Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребенку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой | Ребенок в восемнадцать месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры | У детей с ЗПР могут наблюдаться хаотичные манипуляции с фигурками. В восемнадцать месяцев дети не справляются с предложенным заданием |
Задание 3. Тест с пирамидкой. На глазах у ребенка рассыпаете пирамидку и просите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец). Наблюдаете за самостоятельными действиями ребенка, способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их | Ребенок к восемнадцати месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец | Ребенок с ЗПР успешно разбирает пирамидку, испытывает существенные трудности в учете размера колец. Наблюдается неустойчивость внимания при выполнении заданий |
Развитие двигательной сферы (крупной моторики) | В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу | детей с ЗПР нередко наблюдается неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестницe, особенно при спускании с лестницы. Движения слабо координированы |
Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию | Ребенок полутора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию | Затруднено проведение особенно горизонтальных линий. Карандаш удерживает в кулаке, неуверенно |
Оценка развития памяти. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу | Ребенок в полтора год уже может запомнить воспроизвести 3-4 действия по памяти | Затруднено выполнение действия по памяти. Кроме того, ребенок с ЗПР может испытывать трудности при восприятии инструкции |
Оценка речевого развития. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» | В полтора года ребенок может назвать как минимум один предмет | Ребенок с ЗПР может наш предметы по названию, назвать их затрудняется связи с недоразвитием экспрессивной речи. |