Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и под­росткам с нарушениями в развитии разработаны далеко недостаточ­но. На практике различные психотехнические приемы нередко исполь­зуются психологами и педагогами без учета формы заболевания, уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Между тем отсутствие четко разработанных дифференцированных методов и направлений психологической помощи и неадекватный подбор психотехнических приемов могут отрицательно отразиться на дальнейшем психическом развитии ребенка, создать существенные трудности в работе с ним педагогов и родителей.

Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно по­добранные методы психологической помощи с учетом индивидуаль­но-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их ум­ственного и личностного развития.

Мы рассматриваем психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в частности с задержкой психиче­ского развития, как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи.

К общим задачам относятся:

• развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые со­ответствуют его физическим и психическим возможностям;

• укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в кол­лективе сверстников и в семье;

• формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.

Большое значение имеет также решение частных задач:

• устранение вторичных личностных реакций на имеющийся де­фект,

• диагностика и коррекция стиля семейного воспитания,

• предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.

Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. В первую оче­редь они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками, — педагогами-дефектологами, социальными работниками, врачами и пр. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет выбор используемых методов работы.

По своему характеру психологическая помощь детям с задержкой психического развития может включать в себя:

• рекомендации по проблемам воспитания и обучения ребенка;

• рекомендации по проблемам профессиональной ориентации;

• определение готовности больного ребенка к школьному обуче­нию и выявление причин трудностей в обучении;

• специальные психокоррекционные и психотерапевтические воздействия и пр.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том плане, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, напри­мер, помощь в устройстве ребенка с задержкой психического разви­тия в специальный класс, на первый взгляд, не содержит в себе ничего психологического, а относится скорее к сфере медицины и специаль­ной педагогики. Однако это далеко не так по нижеследующим причи­нам.

Во-первых, определение степени интеллектуального развития ре­бенка основано на психологических знаниях и требует использования психологических методов диагностики.

Во-вторых, как правило, объектом помощи оказываются также и родители, которые могут остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, завышать или занижать его интеллектуаль­ные возможности.

Психологическую помощь далеко не всегда оказывают сами психо­логи. Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психо­неврологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим можно выделить несколько форм помощи детям с задержкой психического развития, где требуются знания психологии ребенка.

Педагогическая помощь включает в себя оказание помощи родите­лям в воспитании детей с ЗПР. Педагог анализирует вместе с роди­телями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение, разрабатывает педагогические коррекционные программы.

Диагностическая помощь. Как правило, объектом диагностики ока­зываются дети или подростки с трудностями в учебе, с отклонения­ми в поведении. Причем сам процесс диагностики является комп­лексным и предполагает участие группы специалистов — клинициста, педагога, психолога, — особенно в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ре­бенка.

Социальная помощь, которую оказывают социальные педагоги и со­циальные работники.

Медицинская и реабилитационная помощь предполагает усилия спе­циалистов, направленные на лечение и медицинскую реабилитацию детей с задержкой психического развития. Например, она составляет основное содержание деятельности врачей-психоневрологов, специ­алистов по лечебной физкультуре, массажу, физиотерапии и др.

Логопедическая помощь направлена на развитие речи детей с задер­жкой психического развития.

И наконец, собственно психологическая помощь, опираясь на зако­номерности психического развития ребенка, содержит в себе анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка и разработку адекватных методов многостороннего психоло­гического воздействия.

Система психологической помощи детям и подросткам с задерж­кой психического развития включает следующие составляющие (см. рис.1).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
             
Психодиаг­ностика   Консульти­рование   Психокор­рекция   Поддержка
    А                
  Психопрог­ностика     Сопровож­дение  
                     

основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии - student2.ru Рис. 1. Структура психологической помощи

Блоки этой системы взаимосвязаны между собой, однако каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Психологическая помощь детям и подросткам с задержкой в пси­хическом развитии существенно отличается от помощи здоровым де­тям и взрослым, как по целевой направленности, так и по организа­ции и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ЗПР необходимо учи­тывать сложную специфику их развития, характер сочетания биоло­гических и социальных факторов развития в структуре их состояния, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с имеющимися проблемами, особенно­сти межличностного общения в семье и в социуме.

Психологическую помощь можно рассматривать двупланово: в ши­роком и в узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющих­ся у детей недостатков в развитии психических функций и личност­ных свойств.

В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию раз­вития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, фор­мирование адекватных межличностных отношений.

Наши рекомендации