Субъектные свойства педагога Структурное представление субъективных свойств педагога
Еще в начале века П. Ф. Каптерев отметил «специальные учительские свойства», к которым П. Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».
Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело;
второе свойство — субъективного характера и заключается
в преподавательском искусстве,
в личном педагогическом таланте
и творчестве.
Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство.
Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П. Ф. Каптерев отметил и необходимые
личностные нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считатьважнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В. А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителяжелания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П. Ф. Каптеревым, П. П. Блонским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.
Можно полагать, что с начала века, именно на втором этапе развития педагогической психологии, начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности. Приведенную выше характеристику этих свойств, по П. Ф. Каптереву, можно считать одной из первых попыток структурного их представления. Действительно, П. Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:
Свойства учителяСпециальные: Объективные (научная подготовка учителя).
Субъективные (личный учительский талант). Личностные(нравственно-волевые качества.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н. В. Кузьминой и ее школы, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В. А. Кан-Калика, Л. М. Митиной и др. проблема субъектных свойств педагога,
Нина Васильевна Кузьмина, структура субъективных факторов, включает:
1) тип направленности,
2) уровень способностей и
3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
Очевидны три основных компонента этой факторной структуры: личностный, индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и профессиональные знания и умения, т. е. профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим (педагогика, методика, социальная и дифференциальная психология), и уровню саморазвития. Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта, «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А. К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик: Объективные характеристики: Профессиональные,
Психологические, педагогические знания; профессиональные умения. Субъективные характеристики: профессиональные, психологические позиции, установки; личностные особенности.
В этой структуре, как видно из ее сопоставления со структурой, представленной Н. В. Кузьминой, специально не выделен блок способностей и несколько по-другому трактуется само понятие компетентности. Если в концепции Н. В. Кузьминой компетентность есть рядоположенный с другими фактор педагогической профессиональной деятельности, то в концепции А- К. Марковой профессиональная компетентность есть родовое понятие (т. е. это все субъектные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие ее эффективность). Профессионально компетентным, согласно А. К. Марковой, является «такой, труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников».
Большим достоинством этого подхода является то, что все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя:
с его технологией — собственно педагогической деятельностью, педагогическим общением и личностью учителя. Это позволяет А. К. Марковой достаточно наглядно представить, во-первых, самого субъекта педагогического труда учителя: Учитель как субъект педагогического труда.Личность учителя: учитель как субъект педагогической деятельности; учитель как субъект педагогического общения.
Во-вторых, предложенная трактовка (при некоторой условности разграничения деятельности и общения) позволяет операционализировать рассмотрение педагогических субъектных свойств при помощи модульного их представления.