Психокоррекция детско-родительских отношений.
Известно, что современная семья включена в различные сферы жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов способствует развитию у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Это приводит к тому, что родители, находясь под прессом возникающих проблем, зачастую выплескивают свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического родителей, что далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении в период детства.
В исследовании М. Ю. Синягиной выделяются две группы семей по типу родительского отношения: это благоприятные (понимающие, покровительствующие, безразличные) и неблагоприятные (подавляющие, тревожные, отстранённые, отвергающие).
Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка, отражены в представленной ниже таблице.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика профиля родительского отношения |
Благоприятные | Понимающие | Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях |
Покровительствующие | Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной | |
Безразличные | Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому вобществе | |
Неблагоприятные | Подавляющие | Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер |
Тревожные | Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, а реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью | |
Отстраненные | Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичное в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему | |
Отвергающие | Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны |
Содержание представленной выше таблицы согласуется с исследованиями американского психоаналитика Дж. Боулби, который считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации, обусловленные характерными особенностями патогенного родительского поведения:
Ø Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
Ø Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
Ø Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
Ø Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
Ø Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка. Такие семьи принято называть неблагополучными с точки зрения детско-родительских отношений.
В одном из своих исследований А. С. Спиваковская описание таких типов семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья— санаторий».Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья — крепость».Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья— третий лишний». Втакой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы».
Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада и становятся предметом внимания педагогов и психологов.
Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъективных условиях жизнедеятельности семьи. К этим условиям относят ценностные ориентации, установки и ожидания супругов. С этой точки зрения исследователи В. В. Юстицкий и Э. Г. Эйдемиллер выделяют три группы семейно-необходимых качеств.
Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудности и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений (любовь, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и т. д.).
Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей (например, способность понять другого).
В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного момента целям будущего. Авторы считают, что совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов помогают ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы.
Таким образом, исследования детско-родительских отношений выявили ряд аспектов, характеризующих отношения между детьми и родителями. Это реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя, и отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.
На формирование детско-родительских отношений оказывают влияние ряд факторов, среди которых можно отметить:
· Особенности личности родителей и форм их поведения.
· Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
· Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
· Диапазон средств воспитательного воздействия.
· Степень включенности ребенка в жизнь семьи.
· Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
К наиболее эффективным формам работы по психокоррекции детско-родительских отношений относятся:
ü групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
ü индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной
сферах);
ü тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
ü индивидуальные занятия с одаренными детьми;
ü занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
ü тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Очень удачной, по мнению многих психологов, является методика «Родительское сочинение» (автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой). Данная методика используется как в качестве основного, так и вспомогательного инструментария для изучения характера детско-родительских отношений, для изучения особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (самого автора). С ее помощью констатируются возможные психолого-педагогические рекомендации по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка [52,63,66,93].
Методика «Родительское сочинение» (автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой)
Инструкция.
«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
При обработке сочинения следует обращать внимание на следующие обстоятельства:
1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверны, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.
2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.
3. Все сочинение в целом связано с мотивом обращения за консультацией. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.
Литература:
1. Синягина М. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
2. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
3. СкрипкинаТ.П., Гульянц Э.К.Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
5. А.Ю.Монахова. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль.- Академия Развития - Академия Холдинг - 2002г.
6. Н.В.Клюева. Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг.
7. Ярославль - Академия Развития -Академия Холдинг - 2002г.- С. 63-66, 90-93.